Научные основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

1. Введение__________________________________________3
2. Научные основы методики развития речи______________ 6
2.1 Связная речь и задачи ее развития________________6
2.2 Конкретные умения в области связной речи_______8
3. Методика работы над словарем______________________12
3.1Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы____________________________12
3.2 Работа с синонимами, антонимами______________14
3.3 Активизация словаря_________________________16
4. Методика работы над связной речью__________________18
4.1 Методические основы организации работы по развитию связной речи_________________________________18
4.2 Методические приемы развития связной речи_____25
5. Заключение________________________________________27
6. Список используемой литературы_____________________30

Файлы: 1 файл

законченная курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью  и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, М.Р. Львов, А.А. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. (8, с.5)

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым  для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на

 

своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем  свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные  связи в природе и обществе. Для ребенка достаточный уровень речевого развития - залог успешного обучения. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба). Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Сочинения первоклассников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии связной речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед  ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

 

В школах используются учебные  картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития связной речи следует использовать художественные картины. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 -3 классах).

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, "настроение" картины. Уже во 2 классе практикуется устное описание картины ("Расскажи, что ты видишь на картине"). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. Наблюдательность очень важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.

Рассказы по наблюдениям  получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

В   развитии   речи   нужна   кропотливая   работа   учащихся   и   учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху. Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

 

 

во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти  границы; во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-третьих, умение располагать  материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение  по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. (17, с.307)

Связность как один из самых значимых категориальных признаков  текста характеризуется взаимодействием  нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры. Были выявлены особенности связных высказываний детей в зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний. Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях. 

 

        Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.

Ограниченность речевого общения, несформированность связной  речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические  наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка. Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом. (14, с.88)

Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства  преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически  и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Подготовительная работа начинается в букварный период и  проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло

их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.

При обучении связной  речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений,  так  как  навыки  и умения  формируются  успешнее,  когда они осмыслены.

Более сложным видом  упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.

Устному рассказу, как  и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно  и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления. Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

Сообщение темы и цели работы.

Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.

Коллективное составление  плана рассказа по плану. Обдумывание  рассказа в целом каждым учеником. Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

Постановка перед классом  цели работы.

Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

Озаглавливание картинок.

Устные рассказы по плану.

 

Первые же сочинения  по одной картине должны быть устными  и предваряться беседой. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 -3 классах).

Учащиеся не резко  затрудняются в построении связной  монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно  и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам. (16, с.68)

Работу по формированию умения четко излагать свои мысли  нужно начинать с пересказа услышанного  с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее нужно  учить детей определять части  в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.

После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.

Далее мы учим детей творческому  пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря.

4.2 Методические  приемы развития связной речи.

Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений направленных на развитие связной речи младших школьников. Подобран комплекс упражнений направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, произносительность, правильность. В первую группу упражнений направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:

1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).

2. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам. 
Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь еще одно предложение  о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

4. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

5. Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?

Почему?

6. Рассмотри рисунок.  Озаглавь его. Расскажи, что произошло  в лесу.

Во вторую группу упражнений направленных  на выразительность,

содержательность, ясность  речи, входят следующие упражнения:

  1. Прочитай текст.

Подруги.

Оля часто болела. А  ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение  текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

2. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему "Мы любим спорт".

3. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

Есть, театр, в Москве, удивительный. На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают. Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям. Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

4. Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил  кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки. Однажды к мастеру пришел... . Придумай продолжение сказки.

5. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел – полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют!

Информация о работе Научные основы методики развития речи