Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
1. Введение__________________________________________3
2. Научные основы методики развития речи______________ 6
2.1 Связная речь и задачи ее развития________________6
2.2 Конкретные умения в области связной речи_______8
3. Методика работы над словарем______________________12
3.1Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы____________________________12
3.2 Работа с синонимами, антонимами______________14
3.3 Активизация словаря_________________________16
4. Методика работы над связной речью__________________18
4.1 Методические основы организации работы по развитию связной речи_________________________________18
4.2 Методические приемы развития связной речи_____25
5. Заключение________________________________________27
6. Список используемой литературы_____________________30
Напиши текст.
6. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш
класс", "Наш класс дружный".
Одинаковы они или отличаются друг от
друга? Объясни.
Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.
7. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)
Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.
Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.
Таким образом, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приемы и методы направленные на развитие связной речи младших школьников. (5, с.35)
5 Заключение.
Таким образом, речь - это
процесс общения людей
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.
Основными положениями развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.
Развитие речи - отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.
В целом, система литературного чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию. В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:
1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
2) в нём точно передано содержание высказываний;
3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996. – 115с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 218с.
12. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
14. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., «Просвещение» 1975.
15. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение» 1979.
16. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников. М., «Просвещение» 1970.
17. Текучева А.В. Основы методики русского языка в 4-8 классах. М., «Просвещение» 1978.