Научные основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

1. Введение__________________________________________3
2. Научные основы методики развития речи______________ 6
2.1 Связная речь и задачи ее развития________________6
2.2 Конкретные умения в области связной речи_______8
3. Методика работы над словарем______________________12
3.1Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы____________________________12
3.2 Работа с синонимами, антонимами______________14
3.3 Активизация словаря_________________________16
4. Методика работы над связной речью__________________18
4.1 Методические основы организации работы по развитию связной речи_________________________________18
4.2 Методические приемы развития связной речи_____25
5. Заключение________________________________________27
6. Список используемой литературы_____________________30

Файлы: 1 файл

законченная курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Напиши текст.

6. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". 
Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.

Составь текст, используя  один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.

7. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.

Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.

Таким образом, прежде чем  развивать связную речь, необходимо использовать различные приемы и  методы направленные на развитие связной речи младших школьников. (5, с.35)

 

 

 

 

 

 

5 Заключение.

 

Таким образом, речь - это  процесс общения людей посредством  языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления. Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Переход от замысла (или "мысли") к развёрнутой внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.

Основными положениями  развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и  взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Развитие речи - отрасль  педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у  младших школьников в специфических  явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.

Специфическая структура  уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

В целом, система литературного  чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку  в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию. В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;

2) в нём точно передано содержание высказываний;

3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы.
  2. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 1986.
  3. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М., 1986.
  4. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – М.: Просвещение, 1986. -286с.
  6. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000, №4. С. 35-39.
  7. Баранов С.П. Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987.- 368с.
  8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003, №4. С. 47 -51.
  9. Богуславская Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка. «Просвещение», 1980.
  10. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996. – 115с.

     11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение,        1961. – 218с.

      12. Ладыженская  Т.А. Система работы по развитию связной устной речи   учащихся. М., 1975.

      13. Леонтьев  А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.

      14. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., «Просвещение» 1975.

      15. Рамзаева Т.Г.  Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение» 1979.

      16. Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников. М., «Просвещение» 1970.

       17. Текучева А.В. Основы методики русского языка в 4-8 классах. М., «Просвещение» 1978.

     


Информация о работе Научные основы методики развития речи