Научные основы методики развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

1. Введение__________________________________________3
2. Научные основы методики развития речи______________ 6
2.1 Связная речь и задачи ее развития________________6
2.2 Конкретные умения в области связной речи_______8
3. Методика работы над словарем______________________12
3.1Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы____________________________12
3.2 Работа с синонимами, антонимами______________14
3.3 Активизация словаря_________________________16
4. Методика работы над связной речью__________________18
4.1 Методические основы организации работы по развитию связной речи_________________________________18
4.2 Методические приемы развития связной речи_____25
5. Заключение________________________________________27
6. Список используемой литературы_____________________30

Файлы: 1 файл

законченная курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

          Сбор материала иногда продолжается  длительное время: например, к рассказу «Какая была погода в феврале нынешнего года» материал накапливается в течение всего февраля месяца. Сбор материала требует систематических наблюдений, а иногда и записей.

 

          Сбор материала важен не только  в сочинении, но и других  упражнениях: так, в изложениях, казалось бы, материал дается в готовом виде. Но его надо глубоко проанализировать, правильно понять, выделить главное, отобрать детали, не исказить содержания.

  1.           Следующее умение – это систематизация материала, расположение его в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Школьники сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем – после, как будет закончен рассказ.
  2.            Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т.е. умение правильно выражать свои мысли.

           Для того, чтобы успешно работать  над связным высказыванием, нужна подготовленная языковая база: необходимо иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (т.е. языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста: сочинения, изложения и т.п.

  1.          Умение писать сочинение, составлять устный или письменный текст, т.е. подводить итог всей подготовительной работы. Синтезировать весь материал – важнейшее умение, вершина умений в развитии речи.

         Очень важно научить детей  работать над текстом достаточно  быстро, выработать умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение на уроках.

 

  1.           Умение совершенствовать написанное, «редактировать» собственный текст также доступно в начальных классах в элементарных формах и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству. Школьников постепенно приучают замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе слов, в построении словосочетаний и предложений.(15, с.376)

          Готовя учеников к очередному  сочинению, рассказу, учитель ясно представляет себе, во-первых, какова педагогическая цель этого упражнения, чему оно научит детей и как обогатит их мышление и речь, и, во-вторых, какое место оно займет в ряду других упражнений. Например, предлагается составить устный рассказ по картине А. Пластова «Первый снег». Учебные задачи этого рассказа: обучение рассматриванию картины; использование образных слов и выражений. Конечно, учитель может определить и иные задачи данного рассказа, например составление сюжетного рассказа на основе воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методика  работы над словарем.

3.1 Лексикология как лингводидактическая основа методики словарной работы.

          Слово – основная значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов ( и их сочетаний),  выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически (т.е. при помощи окончаний, предлогов, союзов и других средств). Чем богаче словарь человека, тем, следовательно, у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие, его готовность и подвижность рассматривается в методике как важное условие успешного развития речи. (8, с.110)

           Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика словарной  работы в школе предусматривает  четыре основные линии:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных  учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8 – 10 новых словарных единиц (в том числе на уроках родного языка – примерно 4 – 6 слов.)

         Во-вторых, уточнение словаря – самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:

  • Наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.;

 

  • Усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
  • Усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом.
  • Усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам  в синонимической группе. По-иному уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.;

           В-третьих, это активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

            В-четвертых, это устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Формирование понятия о литературной норме приводит к тому, что учащиеся разграничивают те условия, в которых может быть использовано, например, диалектное слово, и те, где требуется соблюдение требований литературного языка. По мере укрепления навыка литературной речи, диалектные, просторечные и жаргонные слова полностью исключаются из активного словаря учащихся. (8, с.111)

         Естественно, что все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

          Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы; тексты учебных книг, речь учителя и других работников школ и внешкольных учреждений. Все это – педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

 

         Но на речь учащихся влияют и другие, педагогически неконтролируемые источники, которые могут оказаться правильными с точки зрения литературного языка, но могут быть и неправильными. Так в речи родителей, родственников, друзей и товарищей учащихся могут встречаться диалектизмы, просторечные слова и формы, жаргонные слова и выражения.

        Задача школы, в частности, состоит в том, чтобы взять в свои руки стихию речевых влияний, в которой живут школьники, и управлять ею. Поэтому очень важно изучать речевое окружение школьников, поддерживать контакт с родителями.

          Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом  с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Однако для начальных классов создан лишь один словарь – «Орфографический словарик» П. А. Грушникова.           (17, с.271)

 

3.2 Работа над синонимами, антонимами.

           Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятие о предметах, действиях, о признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов» З. Е. Александровой к слову «глупый» дается 37 синонимов. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены учащимися начальных классов.

          Синонимы – это слова, обозначающие  одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному – или выделяя в называемой вещи различные ее стороны, или характеризуя эту вещь с различных точек зрения. Синонимы могут различаться, во-первых, оттенками

 

лексического значения, во-вторых, эмоционально-экспресивной окраской, в-третьих, стилистической  принадлежностью, наконец, степенью употребительности  и сочетаемостью с другими  словами.

Приемы простейших упражнений  с синонимами:

  1. Дается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выписать или вычленить устно эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется . . . Здесь конфликтное слово спит.
  2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака (градация синонимов). Школьникам дается группа слов: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный, микроскопический. Дети составляют ряды по возрастанию размеров. Затем с этими словами составляются предложения, позволяющие уточнить значение каждого слова.
  3. Подбор синонимов к данному слову.
  4. Замена синонима в предложении.
  5. Выбор одного из двух-трех данных слов. Например: Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. В данном случае дети выбирают слово наблюдали и обосновывают свое решение. (14, с.32)

Антонимы

Антонимы – слова  с противоположным значением. Они  используются в речи для контраста, для построения антитезы: Что-то слышаться  родное в долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, то сердечная тоска…  (А.С. Пушкин. «Зимняя  дорога»).

Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя. Не случайно так много пословиц построено на антонимах (например: Земелька

 

черная, а хлебец белый родит), а  народные сказки содержат, как правило, противопоставление добра и зла, безобразия и красоты, ненависти и любви, правды и лжи.

Работа с антонимами, как и  с синонимами, начинается с обнаружения  их в текстах, но затем вводится и  специальные упражнения:

  1. Подбор антонимов к данным словам.
  2. Составление предложений с антонимами, точнее с парами антонимов.
  3. Замена антонима в предложении.
  4. Продолжение начатого предложения с антонимами.
  5. Подбор антонимов к многозначным словам.

Связь синонимии и  антонимии – один из принципов словарной работы.         (14, с. 35)

 

3.3 Активизация словаря

Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь у  человека всегда уже общего объема понимаемых слов, и разница между  вторым и первым составляет словарь  пассивный. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный, т.е. употребление новых слов в собственной речевой практике – в беседе, в составляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении. Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усеваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.

Известны следующие  формы активизации словаря:

  • Составление словосочетаний с нужными словами.
  • Составление предложений с заданными словами или одним заданным словом.
  • Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.

 

  • Рассказ по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов.

Таким образом, система в словарной работе состоит в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и окрасками, усвоено, т.е. вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьниками самостоятельно в собственных высказываниях. (14, с.46)

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Методика работы над связной речью.

4.1 Методические основы организации работы по развитию связной речи.

          Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла - мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка.

Информация о работе Научные основы методики развития речи