Основы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

Понятие и сущность бизнеса. Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности в сфере бизнеса. Среда бизнеса. Система бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Организация предпринимательской фирмы. Реорганизация и ликвидация фирмы. Конкуренция. Организация деятельности фирмы.

Файлы: 1 файл

Основы бизнеса.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

Основы бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Тема 1.   Понятие и сущность бизнеса.

 

   Для того чтобы удовлетворить свои потребности, человеку необходимо участвовать (обязательно в какой-то конкретной форме) в экономическом процессе. Только такое участие позволяет надеяться на получение вознаграждения, которое используется человеком для приобретения товаров, необходимых для удовлетворения своих запросов.

    Экономический процесс – это процесс взаимодействия людей, предполагающий совершение каждым из них конкретных действий, в результате чего производится то, в чем нуждаются люди и общество.

   Схема нашего бытия с экономической точки зрения проста

(рис.1.1.)

 

 

      Человек                                   Осознание потребностей

 

 

 

 

 

                                                                               Потребление (удовлетворение

                                                         потребностей)

 

 

    Осознание

   необходимости                             Совершение обменных

   получения дохода                          операций по схеме

                                                            доход – товар

 

 

 

      Участие                                       Получение вознаграждения

      в экономическом                       за участие в экономическом

      процессе                                      процессе в форме

                                                           индивидуального дохода

 

 

 

       Существуют лишь две основные формы экономической активности человека: в качестве наемного работника или в качестве организатора производства, т.е. предпринимателя. Каждой из этих двух возможных форм присущи специфические особенности. Вступление в экономический процесс в качестве наемного работника предполагает согласие работника выполнять действия, определяемые работодателем или его представителем. Предприниматель отличается от наемного работника тем, что на нем лежит вся полнота ответственности за происходящее в создаваемой им производительной структуре (включая ответственность за вовлекаемых в производительный процесс наемных работников).

   Личностные качества человека, осуществляющего предпринимательскую функцию, формируют основу деловых качеств человека, без чего невозможно его функционирование как субъекта экономического процесса.

   В соответствии с современными требованиями концепция деловых качеств включает в себя:

-         готовность и способность отыскать экономико-хозяйственную нишу путем анализа рынка и степени заполненности его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;

-         готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать ее;

-         способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящее, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые «носятся в воздухе»; эти потребности могут:

а) быть явными, но пока еще никем не удовлетворяемыми;

б) кем-то не полностью удовлетворяться;

в) полностью удовлетворяться, но существует возможность (через производство другого товара) удовлетворять их более полно, лучше, эффективнее;

-         умение осуществить первоначальные предпринимательские

рассчеты, исходя из результатов конъюктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

-         готовность и способность принять предпринимательское

решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;

-         способность осуществить руководство реализацией

предпринимательского проекта, т.е. сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег  и партнеров в достижении таких целей;

-         умение первым разглядеть, понять новую техническую,

технологисескую или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;

-         способность к вступлению в коммуникационный процесс со

всеми необходимыми людьми, организациями, властными  структурами. 

 

 

  Переход к рыночной экономике, юридическое признание  собственности возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Бизнес и экономика – это очень тесные между собой понятия. Экономика – это наука об использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях человека.

 

      Экономика решает задачи:

1.      что должно быть произведено(какую продукцию следует производить и в каком количестве);

2.      как следует производить продукцию (с использованием каких технологий, на каком предприятии);

3.      для кого предназначена данная продукция, т.е. каким образом решается проблема сбыта.

Бизнес – более конкретная характеристика отношений, развивающихся между совершенно определенными субъектами в форме индивидуального и группового соперничества в определенных исторических условиях и на основе законодательства.

Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и

и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса.

     Рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже.

     Признаки развитого рынка:

         1.превышение предложения над спросом;

         2.конкурентный характер;

         3.стабилизация отношений между субъектами.

     Секторы рынка – это его части, различающиеся между собой конкретной характеристикой деловых отношений (рынок средств труда, рынок предметов потребления, рынок рабочей силы, рынок информации, рынок ценных бумаг, рынок инвестиций, …).

 

 

 

     Тема 2.    Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности

                      в сфере бизнеса.

   

                      Субъекты бизнеса.

 

     Бизнес представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов.

     Субъекты бизнеса:

1.      собственно предприниматели – это лица, которые осуществляют свою деятельность на свой страх и риск с целью получения прибыли, под свою экономическую и юридическую ответственность (это лица, коллективы предпринимателей и различные предпринимательские объединения);

2.      потребители – они являются равноправными участниками бизнеса со своим деловым интересом (деловой интерес – это приобретение товаров, рабо, услуг);

3.      граждане, работающие по найму. Они реализуют свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделки с предпринимателем. Данная категория граждан – наемные работники – делает свой бизнес;

4.      государственные органы – деловой интерес государства состоит в осуществлении программ, которые способны принести выгоду государству. Принцип взаимной выгоды – это когда государство стимулирует предпринимателей на участие в приоритетных предпринимательских программах общегосударственного значения следующими способами:

-         государственные заказы,

-         льготные кредиты,

-         закупки,

-         льготное налогообложение,

-         и т.д.

 

Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность в чем-либо и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Отношения между всеми субъектами предпринимательского процесса носят товарный характер, но поскольку эгоистический экономический интерес всегда выражается через денежную форму (дешевле купить, дороже продать), постольку и отношения между субъектами принимают характер товарно-денежных отношений.

 

             Виды предпринимательского бизнеса.

  Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В этом случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций.

  Государственное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены, в соответствии с действующим законодательством управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

  Собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников. Важная характеристика таких предприятий состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

  Частное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зерегистрировано в качестве такового) или предпринимателя.

 

  Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает осуществление:

1.      непосредственных производительных функций, т.е. производство товара (продукта) или оказание услуги;

2.      посреднических функций, т.е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя к потребителю.

 

Кроме двух основных типов предпринимательской активности, которые упомянуты ранее, следует выделить еще один тип, занимающий в структуре предпринимательства особое место.

Имеется в виду предпринимательство в финансовой сфере, которое, с одной стороны, относится к категории посреднической деятельности, а с другой – к оказанию услуг, без которых осуществление любой активности становится практически невозможным. Поэтому финансовое предпринимательство – составная и неотъемлемая часть и того и другого типа предпринимательской активности.      Предпринимательство в финансовой сфере может осуществляться банкирами или финансистами путем учреждения и организации деятельности банков, инвестиционных компаний и фондов.

 

 

     Тема 3.   Среда бизнеса.

 

  Деловая среда лежит в основе общественного развития страны и предопределяет содержание и направленность возможных действий деловых людей.

  Эффективность экономического процесса, протекающего в рамках национальных границ, есть функция качества деловой среды, создаваемой в пределах этих границ самой акцией и ее государственными органами (институтами).

   Среду бизнеса составляет:

-         экономическая обстановка,

-         социально-культурная среда,

-         технологическая среда,

-         физическая или географическая среда,

-         организационно-техническая среда.

 

                         Бизнес и право.

 

   Правовой фактор – правила игры в деловой сфере, которые общество устанавливает для предпринимателя. Под правилами игры обычно понимаются разрешенные и запрещенные действия. С формальной точки зрения правовой фактор – сумма законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют ее, а также формируют отношения предпринимателя с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами. Правовой фактор, другими словами, это все то, что определяет возможный объем прав, обязанностей и свобод предпринимателя. Неполнота и нестабильность законодательной базы негативно воздействуют на предпринимательскую активность, и наоборот.

 

                         Бизнес и политика.

 

  Политический фактор определяет отношение государства к происходящим в обществе предпринимательским процессам и направленность воздействий государства на них. Степень и глубина возможного вмешательства государства в деятельность предпринимателя также входит в понятие политического фактора. Такое вмешательство может быть нелимитированным или строго дозированным. В целом же отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.

Стабильность политического строя – определяющая характеристика этого фактора.

    

                         Социально-культурная среда.

 

          Социальный фактор по структуре более сложен, чем другие факторы. Он включает в себя множество элементов, неучет которых со стороны предпринимателя может иметь для него негативные последствия. Основные элементы такого фактора:

-         доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться;

-         национальные традиции и обычаи;

-         образовательный уровень нации;

-         особенности национальной культуры;

-         национальные ценности;

-         уровень профессиональной подготовки рабочей силы;

-         отношение окружающих к предпринимателям и предпринимательской деятельности;

-         наличие инфраструктуры и ее качество;

-         отношение государственного аппарата к предпринимателям и предпринимательской деятельности.

 

                     Экономическая обстановка.

 

         Экономический фактор – это прежде всего условия конкуренции и ценообразования. Последние базируются на уровне цен на факторы производства, вовлекаемые предпринимателем в производительный процесс, включая стоимость рабочей силы, размер ставок ссудного процента, а также уровень налогообложения и обязательных платежей (например, за используемые ресурсы).

Информация о работе Основы бизнеса