Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:42, курс лекций
Понятие и сущность бизнеса. Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности в сфере бизнеса. Среда бизнеса. Система бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Организация предпринимательской фирмы. Реорганизация и ликвидация фирмы. Конкуренция. Организация деятельности фирмы.
2. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием.
Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.
3. Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия – хозяйственные предприятия, созданные по решению Правительства Российской Федерации и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.
Производственные кооперативы.
Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складфвается из паев (пай - долевая собственность).
Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.
Члены кооператива несут субсидарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Таким образом, кооператив – это объединение лиц для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров или услуг, строительства и эксплуатации жилых домов и т.д. Кооператив – юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс.
Объединения самостоятельных предприятий.
Картель - объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежей и т.д. Участники картеля не теряют при этом производственной и коммерческой самостоятельности.
Концерн – объединение многих промышленных, финансовых, торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, но фактически подчинены финансовому контролю и руководству группы предпринимателей или отдельного предпринимателя.
Трест – объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия полностью теряют производственную, коммерческую, юридическую самостоятельность и подчиняются единому органу управления.
Особо следует выделить такие формы объединений предпринимателей, как ассоциация или союз предпринимателей, представляющие собой объединения:
- политические (типа Союза предпринимателей и арендаторов России);
- профильные (типа Союза сыроделов Нидерландов).
Информационная деятельность таких объединений помогает предпринимателям вырабатывать эффективную тактику и стратегию деятельности.
Холдинговые компании.
Холдинговая компания – разновидность акционерного общества с более сложной организационной структурой, чем обычное акционерное общество. Цель холдинга – контрольные, управленческие, финансово-кредитные и иные функции по отношению к тем компаниям, контрольными пакетами акций которых он располагает, причем эти компании сохраняют юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность.
Холдинговые компании подразделяются на чистые и смешанные в зависимости от того, являются они исключительно держателями акций других компаний или же наряду с этим сами располагают предпринимательским капиталом (в производстве, сбыте, банковском деле и т.д.) и осуществляют собственную предпринимательскую деятельность.
Тема 6. Организация предпринимательской фирмы.
Подготовитедльный этап.
Мотивы, которые побуждают открыть фирму:
- стремление быть хозяином;
- возможность владеть собственностью;
- возможность самостоятельно принимать решения;
- предложить на рынок товар, на который имеется спрс; …
Необходимо учесть внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя:
- политическая обстановка;
- законодательство;
- экономическая обстановка; …
- наличием капитала;
- менеджмент;
- личные качества предпринимателя;
- организационные возможности; …
Необходимо иметь капитал:
- наличные дениги;
- материальные ресурсы;
- собственно капитал;
- заемный капитал.
Все это необходимо превратить в основной и оборотный капитал.
Концептуальная (предпринимательская) идея – это идея относительно того, что, как и для кого производить.
Обычно рекомендовано:
- использовать собственную специальность;
- выйти на новый рынок со старым продуктом;
- усовершенствование товаров, выпускаемых другими предприятиями.
Составление бизнес-плана. Это документ, который составляется для оценки концептуальной идеи и включает в себя:
- описание товара;
- рынок сбыта;
- план производства продукции;
- организационный план;
- юридический план;
- финансовый план.
Организационный этап.
Собрание учредителей, которое принимает решение об организационно-правовой форме предприятия. Решение оформляется протоколом №1. В этом протоколе с согласия всех присутствующих избирается руководитель и бухгалтер. Ответственность по финансово-правовой и хозяйственной деятельности несет руководитель.
При освобождении от должности главного бухгалтера необходимо:
- произвести сдачу дел вновь назначенному сотруднику;
- провести проверку состояния бухгалтерского учета.
Создаются учредительные документы :
- устав – свод правил жизни организации;
- учредительные документы, определяющие договорные отношения между учредителями.
Устав, учредительные документы и протокол №1 регистрируются у нотариуса.
Встать на учет в налоговой инспекции по юридическому адресу, пройти Государственную регистрацию.
Получить печать и штамп фирмы.
Открыть расчетный счет.
Формирование первоначального капитала.
К возможным способам формирования первоначального капитала
относятся:
- доходы от предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);
- личные сбережения (не только в денежной, но и в вещевой, товарной форме, например, вы вносите личный автомобиль в качестве капитала в ваше предприятие);
- заемные средства, т.е. средства, взятые в долг под определенные обязательства (под проценты, например).
Кредит – форма сделки, при которой одна сторона предоставляет другой стороне деньги или товары в долг (в пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента.
Банковский кредит – форма кредита, при которой денежные средства предоставляются во временное пользование банком.
Третий способ формирования капитала в условиях Росии имеет весьма широкое распространение, это так называемый рост с нуля. Правда, в этом случае получить кредит (называемый также ссудой) не так-то просто: нужны твердые гарантии. В ряде случаев такой гарантией является предпринимательский проект, в вернее, точность расчетов, высокая вероятность значительного эффекта и быстрый оборот капитала.
Структура и содержание бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все необходимые мероприятия, разработать схему их финансирования, определить возможный доход и уровень прибыльности (или убыточности) от реализации идеи.
В период разработки бизнес-плана предпринимателю приходится искать ответы на такие вопрсы:
- для какой категории населения предназначена та продукция, которая лежит в основе предпринимательской идеи?
- какую форму рекламы придется избрать для достижения поставленной цели?
- каковы тактическая и стратегическая цели?
- какими источниками финансирования можно будет воспользоваться для реализации рассматриваемой идеи?
- существует ли реальная возможность установления необходимых партнерских связей как с поставщиками, так и с потребителями продукции?
Одновременно с этим предприниматель обдумывает еще раз, нет ли другого товара, который можно производить с большей эффективностью. Кроме того, важно точное знание системы налогообложения, которая будет применяться в отношении предпринимателя, планирующего реализацию своей идеи.
В ряде случаев бизнес-план разбивают на три самостоятельных плана:
собственно бизнес-план, содержащий общую схему реализации идеи;
маркетинговый план, показывающий реальную основу предлагаемой к реализации идеи;
финансовый план, свидетельствующий о наличии финансовых ресурсов, достаточных для начального этапа реализации идеи, а также о коммерческой целесообразности начала производства.
Бизнес-план включает в себя шесть основных разделов:
1. деловую концепцию (делается краткое описание идеи и формы ее реализации, показываются характеристики товара (услуги), лежащего в основе идеи, отличного от того, что уже производится конкурентами);
2. рекламный набросок (формируется главная идея, которая будет основной для рекламной компании);
3. деловое расписание (включает перечень всех (в основном организационных) мероприятий, которые предпринимателю необходимо осуществить для реализации идеи. Здесь же указываются сроки, к которым необходимо завершить данные мероприятия, расписывается предполагаемый режим работы);
4. набор целей (указываются краткосрочные и долгосрочные цели);
5. маркетинговое исследование (в этом разделе обычно обращают внимание на конкуренцию, категорию потребителей, деловой климат и рынок труда);
6. финансовое резюме (в этом разделе необходимо
- изложить все осуществленные и проверенные предпринимательские расчеты,
- выявить предполагаемые норму и массу прибыли, уровень рентабельности и срок окупаемости проекта.)
Разработкой бизнес-плана могут заниматься специальные работники фирмы, но даже в этом случае она осуществляется под непосредственным контролем предпринимателя – автора идеи. Чаще всего первоначальный набросок бизнес-плана он делает сам.
Методика разработки бизнес-плана основывается на необходимости детального изложения всех позиций общей схемы реализации идеи и всех мероприятий, позволяющих производить продукт, лежащий в основе идеи. Она предполагает выявление экономического эффекта, получаемого предпринимателем в процессе реализации идеи.
Тема 7. Реорганизация и ликвидация фирмы.
Порядок ликвидации фирм.
Фрма может быть ликвидирована
- в добровольном порядке;
- по решению суда:
а) фирма признает себя банкротом,
б) если деятельность запрещена законом,
в) при нарушении законодательства,
г) при нарушении экологии.
Порядок ликвидации:
- дать объявление в средства массовой информации о ликвидации данного юридического лица за два месяца до ликвидации;
- собрать долги;
- рассчитаться с кредиторами;
- составить промежуточный баланс;
- после погашения долгов составляется ликвидационный баланс;
- необходимо снять организацию с учета в контролирующих органах.
Банкротство.
Банкротом признается фирма, которая не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, т.к. обязательства данной организации превысили ее имущество.
Предотвращение банкротства:
- осуществлять маркетинг;
- исследовать внутренние и внешние факторы неуспеха фирмы;
- осуществлять оборачиваемость капитала, т.е. не допускать затоваривания;
- осуществлять платежи;
- возвращать кредиты и долги.
Причины банкротства:
1. неправильное (неэффективное) управление;
2. ошибочная товарная политика (это когда производится товар не находящий спроса на рынке или спроса по цене, поэтому приходится реализовывать товар по заниженным ценам. Это называется политика высоких издержек).
Закон о банкротстве предприятий – включает:
- формальные признаки предприятия-банкрота;
- процедуру возбуждения дела о предприятии-банкроте;
- процедуру прохождения дела о предприятии-банкроте через арбитражный суд.
Арбитражный суд в праве:
- назначить временного управляющего на срок до 18 месяцев;
- предъявить требования суда к собственнику о погашении долгов;