Основы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:42, курс лекций

Краткое описание

Понятие и сущность бизнеса. Субъекты бизнеса. Основные виды деятельности в сфере бизнеса. Среда бизнеса. Система бизнеса. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Организация предпринимательской фирмы. Реорганизация и ликвидация фирмы. Конкуренция. Организация деятельности фирмы.

Файлы: 1 файл

Основы бизнеса.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

2.      Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием.

    Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.

3.      Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия – хозяйственные предприятия, созданные по решению Правительства Российской Федерации и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.

 

Производственные кооперативы.

 

    Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива складфвается из паев (пай - долевая собственность).

    Деятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.

    Члены кооператива несут субсидарную ответственность, т.е. не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

    Таким образом, кооператив – это объединение лиц для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров или услуг, строительства и эксплуатации жилых домов и т.д. Кооператив – юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс.

 

Объединения самостоятельных предприятий.

 

    Картель - объединение предпринимателей, участники которого договариваются о размерах производства, рынках сбыта, условиях продажи, ценах, сроках платежей и т.д. Участники картеля не теряют при этом производственной и коммерческой самостоятельности.

    Концерн – объединение многих промышленных, финансовых, торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, но фактически подчинены финансовому контролю и руководству группы предпринимателей или отдельного предпринимателя.

    Трест – объединение предпринимателей, характеризующееся тем, что входящие в него предприятия полностью теряют производственную, коммерческую, юридическую самостоятельность и подчиняются единому органу управления.

    Особо следует выделить такие формы объединений предпринимателей, как ассоциация или союз предпринимателей, представляющие собой объединения:

-         политические (типа Союза предпринимателей и арендаторов России);

-         профильные (типа Союза сыроделов Нидерландов).

Информационная деятельность таких объединений помогает предпринимателям вырабатывать эффективную тактику и стратегию деятельности.

 

   

Холдинговые компании.

 

    Холдинговая компания – разновидность акционерного общества с более сложной организационной структурой, чем обычное акционерное общество. Цель холдинга – контрольные, управленческие, финансово-кредитные и иные функции по отношению к тем компаниям, контрольными пакетами акций которых он располагает, причем эти компании сохраняют юридическую и оперативно-хозяйственную самостоятельность.

   Холдинговые компании подразделяются на чистые и смешанные в зависимости от того, являются они исключительно держателями акций других компаний или же наряду с этим сами располагают предпринимательским капиталом (в производстве, сбыте, банковском деле и т.д.) и осуществляют собственную предпринимательскую деятельность.

 

 

Тема 6. Организация предпринимательской фирмы.

 

Подготовитедльный этап.

 

      Мотивы, которые побуждают открыть фирму:

-         стремление быть хозяином;

-         возможность владеть собственностью;

-         возможность самостоятельно принимать решения;

-         предложить на рынок товар, на который имеется спрс; …

      Необходимо учесть внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя:

-         политическая обстановка;

-         законодательство;

-         экономическая обстановка; …

                                                                                          Внутренняя:

-         наличием капитала;

-         менеджмент;

-         личные качества предпринимателя;

-         организационные возможности; …

      Необходимо иметь капитал:

-         наличные дениги;

-         материальные ресурсы;

-         собственно капитал;

-         заемный капитал.

Все это необходимо превратить в основной и оборотный капитал.

      Концептуальная (предпринимательская) идея – это идея относительно того, что, как и для кого производить.

Обычно рекомендовано:

-         использовать собственную специальность;

-         выйти на новый рынок со старым продуктом;

-         усовершенствование товаров, выпускаемых другими предприятиями.

      Составление бизнес-плана. Это документ, который составляется для оценки концептуальной идеи и включает в себя:

-         описание товара;

-         рынок сбыта;

-         план производства продукции;

-         организационный план;

-         юридический план;

-         финансовый план.

 

 

Организационный этап.

 

      Собрание учредителей, которое принимает решение об организационно-правовой форме предприятия. Решение оформляется протоколом №1. В этом протоколе с согласия всех присутствующих избирается руководитель и бухгалтер. Ответственность по финансово-правовой и хозяйственной деятельности несет руководитель.

При освобождении от должности главного бухгалтера необходимо:

-         произвести сдачу дел вновь назначенному сотруднику;

-         провести проверку состояния бухгалтерского учета.

      Создаются учредительные документы :

-         устав – свод правил жизни организации;

-         учредительные документы, определяющие договорные отношения между учредителями.

      Устав, учредительные документы и протокол №1 регистрируются у нотариуса.

      Встать на учет в налоговой инспекции по юридическому адресу, пройти Государственную регистрацию.

      Получить печать и штамп фирмы.

      Открыть расчетный счет.

 

             Формирование первоначального капитала.

 

К возможным способам формирования первоначального капитала

относятся:

-         доходы от предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);

-         личные сбережения (не только в денежной, но и в вещевой, товарной форме, например, вы вносите личный автомобиль в качестве капитала в ваше предприятие);

-         заемные средства, т.е. средства, взятые в долг под определенные обязательства (под проценты, например).

    Кредит – форма сделки, при которой одна сторона предоставляет другой стороне деньги или товары в долг (в пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента.

    Банковский кредит – форма кредита, при которой денежные средства предоставляются во временное пользование банком.

    Третий способ формирования капитала в условиях Росии имеет весьма широкое распространение, это так называемый рост с нуля. Правда, в этом случае получить кредит (называемый также ссудой) не так-то просто: нужны твердые гарантии. В ряде случаев такой гарантией является предпринимательский проект, в вернее, точность расчетов, высокая вероятность значительного эффекта и быстрый оборот капитала.

 

       Структура и содержание бизнес-плана.

 

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Он позволяет предусмотреть все необходимые мероприятия, разработать схему их финансирования, определить возможный доход и уровень прибыльности (или убыточности) от реализации идеи.

    В период разработки бизнес-плана предпринимателю приходится искать ответы на такие вопрсы:

-         для какой категории населения предназначена та продукция, которая лежит в основе предпринимательской идеи?

-         какую форму рекламы придется избрать для достижения поставленной цели?

-         каковы тактическая и стратегическая цели?

-         какими источниками финансирования можно будет воспользоваться для реализации рассматриваемой идеи?

-         существует ли реальная возможность установления необходимых партнерских связей как с поставщиками, так и с потребителями продукции?

    Одновременно с этим предприниматель обдумывает еще раз, нет ли другого товара, который можно производить с большей эффективностью. Кроме того, важно точное знание системы налогообложения, которая будет применяться в отношении предпринимателя, планирующего реализацию своей идеи.

   В ряде случаев бизнес-план разбивают на три самостоятельных плана:

      собственно бизнес-план, содержащий общую схему реализации идеи;

      маркетинговый план, показывающий реальную основу предлагаемой к реализации идеи;

      финансовый план, свидетельствующий о наличии финансовых ресурсов, достаточных для начального этапа реализации идеи, а также о коммерческой целесообразности начала производства.

    Бизнес-план включает в себя шесть основных разделов:

1.      деловую концепцию (делается краткое описание идеи и формы ее реализации, показываются характеристики товара (услуги), лежащего в основе идеи, отличного от того, что уже производится конкурентами);

2.      рекламный набросок (формируется главная идея, которая будет основной для рекламной компании);

3.      деловое расписание (включает перечень всех (в основном организационных) мероприятий, которые предпринимателю необходимо осуществить для реализации идеи. Здесь же указываются сроки, к которым необходимо завершить данные мероприятия, расписывается предполагаемый режим работы);

4.      набор целей (указываются краткосрочные и долгосрочные цели);

5.      маркетинговое исследование (в этом разделе обычно обращают внимание на конкуренцию, категорию потребителей, деловой климат и рынок труда);

6.      финансовое резюме (в этом разделе необходимо

-         изложить все осуществленные и проверенные предпринимательские расчеты,

-         выявить предполагаемые норму и массу прибыли, уровень рентабельности и срок окупаемости проекта.)

 

Разработкой бизнес-плана могут заниматься специальные работники фирмы, но даже в этом случае она  осуществляется под непосредственным контролем предпринимателя – автора идеи. Чаще всего первоначальный набросок бизнес-плана он делает сам.

    Методика разработки бизнес-плана основывается на необходимости детального изложения всех позиций общей схемы реализации идеи и всех мероприятий, позволяющих производить продукт, лежащий в основе идеи. Она предполагает выявление экономического эффекта, получаемого предпринимателем в процессе реализации идеи.

 

 

 

Тема 7.  Реорганизация и ликвидация фирмы.

 

Порядок ликвидации фирм.

 

    Фрма может быть ликвидирована

-         в добровольном порядке;

-         по решению суда:

        а) фирма признает себя банкротом,

        б) если деятельность запрещена законом,

        в) при нарушении законодательства,

        г) при нарушении экологии.

    Порядок ликвидации:

-         дать объявление в средства массовой информации о ликвидации данного юридического лица за два месяца до ликвидации;

-         собрать долги;

-         рассчитаться с кредиторами;

-         составить промежуточный баланс;

-         после погашения долгов составляется ликвидационный баланс;

-         необходимо снять организацию с учета в контролирующих органах.

 

 

Банкротство.

 

Банкротом признается фирма, которая не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, т.к. обязательства данной организации превысили ее имущество.

Предотвращение банкротства:

-         осуществлять маркетинг;

-         исследовать внутренние и внешние факторы неуспеха фирмы;

-         осуществлять оборачиваемость капитала, т.е. не допускать затоваривания;

-         осуществлять платежи;

-         возвращать кредиты и долги.

    Причины банкротства:

1.      неправильное (неэффективное) управление;

2.      ошибочная товарная политика (это когда производится товар не находящий спроса на рынке или спроса по цене, поэтому приходится реализовывать товар по заниженным ценам. Это называется политика высоких издержек).

 

Закон о банкротстве предприятий – включает:

-         формальные признаки предприятия-банкрота;

-         процедуру возбуждения дела о предприятии-банкроте;

-         процедуру прохождения дела о предприятии-банкроте через арбитражный суд.

    Арбитражный суд в праве:

-         назначить временного управляющего на срок до 18 месяцев;

-         предъявить требования суда к собственнику о погашении долгов;

Информация о работе Основы бизнеса