Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- ознакомиться с зарубежным опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;
- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;
- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования 6
1.2 Виды и формы конкуренции 10
1.3 Сущность и концепция конкурентных преимуществ предприятия 15
1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики 20
2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат» 24
2.1 Общая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат» 24
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат» 31
2.3 Анализ методов конкурентоспособности ТОО «Аманат» 37
2.4 Пути совершенство управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат» 44
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

Сила фирм, потенциально готовых выйти на данный рынок  товаров и услуг, определяется тем, что появление новых фирм на нем  приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению.

Суть их состоит в  том, что они могут вызвать  повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. [30,. С.144].

 Противодействие конкуренции  со стороны товаров-заменителей  – это прежде всего улучшение  качества производимых изделий,  поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей [5, С. 212]

Сила соперничества  между компаниями, производящими  аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи и неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ.

Все основные направления  укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных казахстанских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики.

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства.

Руководство компаний, удерживающих конкурентные преимущества, всегда находится  в несколько тревожном состоянии. Оно остро чувствует угрозу лидирующей позиции своей фирмы извне и предпринимает ответные действия. Влияние обстановки в стране на действия руководства фирм – важный вопрос.

Устойчивое конкурентное преимущество: комбинация институционального и ресурсного подходов. [28,. С.36].

Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках.

В Республике Казахстан  наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, а в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио и видеотехники, промышленного оборудования.

Конкуренция принимает  явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с появление новых видов товаров формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В Республике Казахстан подобный характер конкуренции приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированы на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивный характер.[10 С. 186]

Все основные направления  укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных казахстанских условиях имеет ряд особенностей.

Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение  устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострение социальной напряженности.

Во-вторых, конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. Например, агенты по продаже ведут телефонные переговоры, техники по обслуживанию выполняют ремонт по желанию покупателя, ученые в лаборатории разрабатывают новые товары или процессы, а финансисты наращивают капитал.

Рассмотрим концепции предприятия в качестве основы устойчивых конкурентных преимуществ:

1.Динамические способности  как конкурентное преимущество предприятия.

Динамические способности определяются, как умение фирмы интегрировать, создавать и перестраивать внутренние и внешние компетенции в ответ на быстрые изменения внешней среды.

Динамические способности  приобретаются предприятием в ходе обучения. Они базируются на имплицитном и эксплицитном знании (как коллективном знании), которое было приобретено при разрешении определенных проблем и ситуаций в прошлом. Это знание может быть использовано предприятием в будущем для более или менее сходных (но не идентичных) проблем и ситуаций, чтобы быстро отреагировать и адаптироваться к проблеме, отдельные элементы решения которой уже хорошо известны (гибкость).

2.Соотношение между  эксплуатацией имеющихся и изысканием  новых ресурсов. С помощью устойчивого конкурентного преимущества предприятие достигает сбалансированного состояния, благодаря использованию которого (эксплуатации ресурсов) оно может добиться получения ренты. Этот состав ресурсов и достигнутая с его помощью рента могут стать базой для создания новых ресурсных потенциалов (процесс изыскания ресурсов). В этом случае решающее значение приобретают динамические способности предприятия, т.е. его гибкость и инновационные возможности.

3. Концепция иерархии  ресурсов.

Представляет собой  четырехступенчатую иерархию фирменных ресурсов (собственно ресурсы, компетенции, в том числе ключевые), т.е. эксплуатация имеющихся ресурсов, с динамическими аспектами поиска ресурсов (динамические способности, способности видения перспективы).

На каждом из этих четырех уровней ресурсов предприятие может создать устойчивые статические или динамические конкурентные преимущества, если ресурсы в узком смысле компетенции (в том числе ключевые), динамические способности и способности видения перспективы предприятия обладают ресурсными характеристиками.

 

 

1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики

 

Одна из главных задач  отечественных товаропроизводителей в современных условиях состоит  в определении основных направлений  развития и совершенствования методов управления конкурентоспособностью.

Опыт зарубежных предприятий показывает, что большие возможности управления конкурентоспособностью находятся не только в сфере факторов его внешней среды, но и во внутренней. В своих исследованиях немецких и английских машиностроительных заводов известный английский исследователь В. Шоу выделила в качестве основного метода достижения долгосрочного успеха и повышения конкурентоспособности - внедрение более высокой степени маркетинговой ориентации предприятия. [42,. С.106].

Опыт работы многих казахстанских  компаний подтверждает, что в современной  конкурентной борьбе выигрывает тот, кто  постоянно анализирует и борется  за свои конкурентные позиции, обеспечивает системный подход в рамках маркетинговой концепции к разработке организационно-экономических мероприятий, направленных на достижение высокой конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции. 5

В современных условиях со стороны политических лидеров  и экономистов зарубежных стран  наблюдается признание необходимости усиления роли государства в  обеспечении предпосылок долгосрочного экономического роста и поддержания социальной стабильности.

Особое значение регулирующая функция государства приобретает  в условиях рыночной экономики в связи с задачами формирования новой конкурентной среды, структурной перестройки, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Рыночная  экономика  требует от государства более  зрелого подхода в  использовании различных методов экономической политики, позволяющих сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма и поддержать макроэкономическое равновесие системы в целом.

Однако необходимость  государственного регулирования рыночной экономики долгое время в Республике Казахстан отрицалась, поскольку предполагалось, что рыночная система как саморегулирующаяся целостность может существовать и развиваться без вмешательства государства. Опыт развития западных стран показывает, что для успешного функционирования рыночного механизма создана соответствующая система прав собственности, законов и правил, обеспечивающая их передачу, юридических институтов, механизмов принятия решений. Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. [42,. С.15].

Стратегией долгосрочной экономической политики зарубежных стран в последнее время являлось восстановление и развитие производственных рыночных структур, которые непосредственно относятся к формированию новой конкурентной среды. Смысл этих преобразований в развитых странах заключался в снятии монополистических ограничений и создании законодательной базы с целью защиты конкуренции от принудительных акций монополии.

Наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность  страны, которая является показателем  состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для  участия в международном разделении труда и торговле.

Международная конкуренция  относится не только к внешним  рынкам, но и в равной степени  к внутренним рынкам стран с открытой экономикой, где национальные производители  конкурируют с иностранными производителями  в пределах национальных границ. Поэтому основное понятие конкурентоспособности национальной экономики подразумевает способность национальных компаний производить товары и услуги по ценам и качеству не уступающим их аналогам зарубежного производства, и удовлетворяющих как внешних, так и внутренних потребителей.

Опыт развитых западных стран в области управления конкурентоспособностью национальной экономики представляет несомненный интерес, ибо вопросы  создания новых конкурентоспособных  отраслей неразрывно связаны со стратегией национального развития. Для Республики Казахстан проблема сохранения конкурентных позиций на мировом рынке стоит особенно остро, так как в современных условиях в значительной степени утрачиваются те факторы, которые могли бы обеспечить рост конкурентоспособности в будущем. В связи с этим, еще большее значение приобретает та государственная политика, целью которой является наращивание конкурентоспособных отраслей экономики. [21,. С.116].

Теория конкуренции  исходит из того, что конкурируют  не страны, а отдельные производители или продавцы продукции. Но экономический успех государства, то есть его конкурентоспособность, непосредственно определяется наличием в нем конкурентоспособных отраслей и производств.

Для Казахстана, чтобы  предотвратить нерациональное использование национальных ресурсов в процессе структурной перестройки, особенно актуальным является определение как раз таких отраслей и создание действенного механизма поддержки приоритетных производителей и усовершенствования на этой основе структуры производства. Стратегической ошибкой является прежнее нежелание обеспечить реальный приоритет отраслей и производств агропромышленного комплекса. Ключевой текущей задачей для Республики Казахстан является выверенная во времени и в отраслевых приоритетах точечная поддержка экспортно-ориентированных производств.

Зарубежный опыт свидетельствует, что и в сложных экономических  условиях сильное государство может  осуществлять в определенных объемах  ориентированную политику. Речь идет о формировании такой идеологии, которая была бы адекватна условиям рынка, требованиям независимости государства и ее эффективного интегрирования в мировую экономическую систему [42,. С.105].

Вместе с тем мировой  опыт свидетельствует, что наличие  таких факторов является важным, но недостаточным условием успешной конкуренции. Для этого еще нужен определенный спрос на продукцию, в частности, требовательные потребители, конкурентоспособные поставщики и смежники, добросовестное ведение конкуренции, соответствующая стратегия предприятий относительно их развития и повышения конкурентоспособности.

2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат»

 

2.1Обшая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат»

 

ТОО «Аманат» образовано в 1999 году. ТОО «Аманат» имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием  на государственном языке, штампы, бланки, фирменный знак, имеет право открывать расчетный и иные счета в учреждениях банка.

Предприятие может выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде. Юридический адрес предприятия: Город Павлодар, ул. 1 Мая, 26.

Основной целью деятельности ТОО «Аманат» является получение  прибыли.

Основными видами деятельности являются:

- розничная торговля  продовольственными товарами (в  том числе винно-водочными и  табачными изделиями);

- оказание услуг предприятий  общественного питания, в том  числе организует работу кафе, баров;

Информация о работе Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса