Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- ознакомиться с зарубежным опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;
- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;
- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования 6
1.2 Виды и формы конкуренции 10
1.3 Сущность и концепция конкурентных преимуществ предприятия 15
1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики 20
2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат» 24
2.1 Общая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат» 24
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат» 31
2.3 Анализ методов конкурентоспособности ТОО «Аманат» 37
2.4 Пути совершенство управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат» 44
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

Таблица 2.12 - Сравнительный анализ конкурентов ТОО «Аманат»

 

№ п/п

Показатель

ТОО «Аманат»

ТОО «Ассаба»

ТОО «Луч»

1

Реклама в СМИ

есть

нет

есть

2

Доля рынка, %

21 %

22 %

15 %

3

Средние объемы производства, тыс. тг.

206, 4

56

192


 

 

Анализируя данные представленные в таблице 2.12 ,можно сделать вывод, что ТОО «Аманат» лидером по своей продукции и по объемам производства в Павлодарском районе.

У предприятия на данный момент самый широкий ассортимент, оно занимает наибольшую долю рынка.

На основании того, что большинство показателей  имеют тенденцию роста, а интегральный показатель эффективности также увеличился, то можно сделать вывод, что предприятие работает эффективно и постоянно совершенствует торговый процесс. SWOT- анализ ТОО «Аманат», представленный в приложении В, позволяет не только оценить угрозы и возможности, слабые и сильные стороны, но и принять своевременные меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию коммерческой деятельности.

Так, для предупреждения возможных угроз и смягчения последствий от них организации необходимо вести работу в области изучения рынка и поведения конкурентов, безопасности, финансов, кадров.

Используя результаты исследования сильных и слабых сторон, разрабатывается стратегия, которая позволит воспользоваться возможностями и смягчить или избежать последствий от угроз внешней среды.

 

 

2.3 Анализ методов  конкурентоспособности ТОО «Аманат»

 

Как было выявлено выше, основными конкурентами ТОО «Аманат» являются следующие торгово-посреднические фирмы: ТОО «Ассаба», ТОО «Луч», ТОО «Азат ПВ», ТОО «Мадина.

Проведем балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов с собственной деятельностью предприятия (см. Таблицу 2.13).

Таблица 2.13 - Анализ конкурентоспособности по баллам

 

Факторы конкурентоспособности

предприятия

Балльная оценка фирм

ТОО «Аманат»

ТОО «Ассаба»

ТОО «Луч»

1

2

3

4

1.Продукт

Качество

7

9

8

Престиж торговой марки

5

8

6

Срок реализации

9

9

9

Уникальность 

5

6

6

Надежность

8

7

6

Сумма баллов

48

54

47

Средний балл

6,9

7,7

6,7

Продолжение таблицы  2.13

1

2

3

4

2.Цена

Прейскурантная

7

4

5

Процент скидки с цены

7

3

4

Срок платежа

6

5

5

Условия кредита

4

4

4

Сумма баллов

24

16

18

Средний балл

6,0

4,0

4,5

3. Каналы сбыта

Степень охвата рынка

6

2

7

Размещение складских помещений

8

4

5

Система контрольных запасов

8

4

5

Система транспортировки

7

7

5

Формы сбыта:

     

торговые представители

7

8

6

оптовые посредники

5

7

5

Сумма баллов

41

32

33

Средний балл

6,8

5,3

5,5

4. Продвижение продуктов на рынке

Реклама

5

8

7

Индивидуальная продажа

9

7

6

Продвижение продуктов по каналам 

торговли

7

7

6

Упоминание  об изделиях в СМИ

4

8

6

Сумма баллов

25

30

25

Средний балл

6,3

7,5

6,3

Итого сумма  баллов

138

132

123


 

По средним значениям  факторов конкурентоспособности предприятия  строим «многогранник конкурентоспособности» для каждого предприятия.

Определим показатель уровня конкурентоспособности ТОО «Аманат» относительно предприятий - конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной фирмы к площади «многогранника конкурентоспособности» ТОО «Аманат».

S ТОО «Аманат» (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) = 168,51

S  ТОО «Ассаба»   (7,7*4,0) + (4,0*5,3) + (5,3*7,5) + (7,5*7,7) = 149,5

                     168,51 / 149,5 = 1,13

S ТОО «Луч»     (6,7*4,5) + (4,5*5,5) + (5,5*6,3) + (6,3*6,7) = 131,76

                    168,51 / 131,76 = 1,28

Многогранник конкурентоспособности  предприятий представлен в приложении 4.

Таким образом, ТОО «Аманат» в 1,13 раза конкурентоспособнее фирмы «Ассаба» и в 1,27 раз конкурентоспособнее ТОО «Луч».

Резервы реализации повышения конкурентоспособности товара ТОО «Аманат» представлены в таблице 2.14.

Таблица 2.14 - Резервы реализации повышения конкурентоспособности товара ТОО «Аманат»

 

Характеристики конкурентоспособности  товара фирмы с низкими баллами (по отношению к товарам-конкурентам)

Направления реализации выявленных резервов повышения конкурентоспособности товара фирмы

Разработка путей и методов  реализации выявленных ресурсов

 

Престиж торговой марки

Фирме следует приобрести известность  в деловых

кругах республики Казахстан

и у населения.

Необходимо провести активную рекламную кампанию. Возможно проведение комбинированной рекламы. Фирма должна выполнять заказы достаточно качественно и стараться соблюдать сроки выполнения.

Условия финансирования в случае покупки

В будущем фирма должна предоставлять льготы и скидки клиентам.

Планируется снизить предоплату заказов.


 

По данным таблицы 2.14 можно сделать определенный вывод о слабых и сильных сторонах ТОО «Аманат».

Сильной стороной здесь  является фактор цены. По остальным факторам предприятие проигрывает, хотя и незначительно. Данные показатели являются резервами повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.

Можно значительно улучшить качество и престиж торговой марки.

Внедряя новые технологии обслуживания покупателей и использование высококачественной продукции поможет значительно повысить спрос на продукцию предприятия.

Для оценки конкурентоспособности  продукции ТОО «Аманат» возьмем товар, который имеет наибольший спрос у покупателей – сгущенное молоко  производства АО «ПавлодарМолКом» - «Буренка».

Специалистами отдела маркетинга ТОО «Аманат» были выделены наиболее весомые показатели, влияющие на конкурентоспособность  продукции: цена (46 %); спрос конечных потребителей (31 %); дизайн товара и упаковочные материалы (14 %); сроки поставки (9 %).

Оценку конкурентоспособности  сгущенного молока произведем исходя из вышеуказанных критериев. Исходные данные для анализа конкурентоспособности, полученные в результате опроса представлены в таблице  2.15.

Таблица 2.15 - Исходные данные для анализа конкурентоспособности продукции

 

 

Наименование 

Параметры характеризуются (баллы)

 

Оптовая цена,

тг.

Цена

(q1)

Спрос конечных потребителей (q2)

Дизайн, упаковка (q3)

Срок поставки, (q4)

Сгущенное молоко  производства ТОО  «Сливочные берега»

6

 

7

5

8

385

Сгущенное молоко  производства

ТОО «Масло – Дел»

7

7

8

8

420

Сгущенное молоко  производства АО «ПавлодарМолКом»

10

8

8

10

530

Образец

10

10

10

9

580

Коэффициент весомости

0,46

0,31

0,14

0,09

 

 

Оценки в баллах по качеству обслуживания в были даны респондентами в пределах от 1 до 10. По результатам проведенного анализа в качестве образца, обладающими наибольшими параметрами конкурентоспособности принят гипотетический (эталонный) образец сгущенного молока.

В качестве конкурентоспособной продукции взяты наиболее распространенные виды сгущенного молока, реализуемые в ТОО «Аманат»: 1) производства ТОО «Сливочные берега» - Российская Федерация, г. Новосибирск; 2) производства ТОО «Масло – Дел» - Российская Федерация, г. Омск., 3) производства АО «ПавлодарМолКом» - Казахстан г. Павлодар

С целью определения уровня конкурентоспособности сгущенного молока, имеющего наибольший спрос по основным названным факторам на основании полученных исходных данных, приведенных в таблице 2.15, произведем оценку конкурентоспособности дифференциальным, комплексным и смешанным методами.

Расчет показателей  конкурентоспособности дифференциальным методом произведем по формуле (2.1).

                                             

                                               qi = Pi/ Piб                                                    (2.1)

 

где Pi - значение i-го показателя;

Рiб - базовое значение i-го показателя;

N - количество показателей.

Поэтому расчет единичного показателя для сгущенного молока  производства ТОО «Сливочные берега» будет выглядеть следующим образом:

q1 = 6/10*0,46 = 0,276

q2 = 7/10*0,31 = 0,217

q3  = 5/10*0,14 = 0,07

q4 = 8/10*0,09 = 0,072

Суммарный индекс конкурентоспособности  будет равен 0,635.

Расчет единичного показателя для сгущенного молока  производства ТОО «Масло – Дел» будет выглядеть следующим образом:

q1 = 7/10*0,46 = 0,322

q2 = 7/10*0,31 = 0,217

q3 = 8/10*0,14 = 0,112

q4 =8/10*0,09 = 0,072

Суммарный индекс конкурентоспособности  будет равен 0,723.

Расчет единичного показателя для сгущенного молока производства АО «ПавлодарМолКом»

q1 = 10/10*0,46 = 0,46

q2 = 8/10*0,31 = 0,248

q3 = 8/10*0,14 = 0,112

q4 = 9/10*0,09 = 0,081

Суммарный индекс конкурентоспособности  будет равен 0,901.

Таким образом, наиболее конкурентоспособной продукцией является сгущенное молоко производства АО «ПавлодарМолКом», так как оно имеет наиболее высокие единичные и суммарные индексы конкурентоспособности, сгущенное молоко производства ТОО «Масло – Дел» занимает второе место по результатам проведенного анализа конкурентоспособности.

Далее произведем расчет конкурентоспособности анализируемых товаров ТОО «Аманат» комплексным методом по формуле (2.2):

                                   

     (2.2)

где I(t), Iб(t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца; П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы; З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

Поэтому расчет К(t) для сгущенного молока  производства ТОО «Сливочные берега»:

Расчет К(t) для сгущенного молока  производства ТОО «Масло – Дел»

Расчет К(t) для сгущенного молока производства АО «ПавлодарМолКом»

В результате полученных групповых показателей третий образец - сгущенное молоко производства АО «ПавлодарМолКом» наиболее конкурентоспособное, то есть в целом третий вид товара полнее удовлетворяет запросы потребителя, чем все остальные модели. Далее произведем расчет конкурентоспособности продукции смешанным методом. Для этих целей выделим наиболее весомый показатель – q1, определяющий конкурентоспособность продукции - цену (46 %), остальные показатели объединим в группу (спрос конечных потребителей (31 %, дизайн товара и упаковочные материалы (14 %), сроки поставки (9 %), что в сумме составляет 54 %) – q2.

Поэтому расчет смешанного показателя для сгущенного молока  производства ТОО «Сливочные берега»

q1 = 6/10*0,46 =  0,28

q2 = 20 / (100 * 0,54) = 0,37

Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,65.

Расчет смешанного показателя для сгущенного молока  производства ТОО «Масло – Дел»

          q1 = 7/10*0,46 = 0,32

q2 = 23/(100 * 0,54)= 0,42

Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,74.

Расчет смешанного показателя для сгущенного молока производства АО «ПавлодарМолКом»

q1 = 10/10 *0, 46 = 0,46

q2 = 25 / (100 * 0,54) = 0,46

Суммарный индекс конкурентоспособности будет равен 0,92.

Таким образом, наиболее конкурентоспособной продукцией по результатам расчета смешанным  методом оценки конкурентоспособности  является сгущенное молоко производства АО «ПавлодарМолКом», так как оно имеет наиболее высокие единичные и суммарные индексы конкурентоспособности, сгущенное молоко  производства ТОО «Масло – Дел» уступает по результатам проведенных расчетов.

В результате вышеприведенного анализа можно сделать вывод  о том, что ТОО «Аманат»  необходимо реализовывать продукцию, пользующуюся повышенным спросом у покупателей, так как реализация конкурентоспособной продукции будет способствовать увеличению конкурентных преимуществ предприятия.

 

2.4 Пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат»

В качестве путей совершенствования  управления конкурентоспособностью ТОО  «Аманат» можно предложить следующие  мероприятия.

1. Значительное влияние на конкурентоспособность продукции ТОО «Аманат» оказывает структура товарного ассортимента. В связи с этим предлагается необходимо провести пересмотр величины надбавок в сторону их снижения.

Информация о работе Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса