Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия. Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия;
- ознакомиться с зарубежным опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;
- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;
- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия 6
1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования 6
1.2 Виды и формы конкуренции 10
1.3 Сущность и концепция конкурентных преимуществ предприятия 15
1.4 Международная конкуренция и управление конкурентоспособностью национальной экономики 20
2 Анализ и оценка конкурентности предприятия ТОО «Аманат» 24
2.1 Общая экономическая характеристика и организационная структура ТОО «Аманат» 24
2.2 Анализ конкурентной среды ТОО «Аманат» 31
2.3 Анализ методов конкурентоспособности ТОО «Аманат» 37
2.4 Пути совершенство управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат» 44
Заключение 49
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса.doc

— 498.00 Кб (Скачать)


Введение

 

Значение стратегического  поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.

 Все компании в  условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В Республике Казахстан  происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.

Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.

Конкурентная среда  влияет на формирование активной и  пассивной составляющих конкурентоспособности предприятия: чем выше интенсивность конкуренции (и, следовательно, более агрессивная конкурентная среда), тем сильнее должна быть развита пассивная конкурентоспособность (для адаптации к конкурентной среде), так как у организации меньше возможностей для влияния на конкурентную среду в силу несопоставимости внутренних сил фирмы с внешними воздействиями.

Теория конкурентности предприятия и его конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов.

В последнее десятилетие  наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности предприятий внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.

Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.

Не существует конкурентной стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждое предприятие  уникально в своем роде, и процесс  выработки конкурентной стратегии  для каждого предприятия уникален, так как он зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, его потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого им товара или оказываемых им услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления конкурентного управления.

Таким образом, актуальность изучения конкурентности и применение методов конкурентной борьбы в управлении предприятием все больше возрастает. Именно это и определило выбор темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности конкуренции и конкурентоспособности, анализ форм конкуренции и конкурентных свойств ТОО «Аманат» и разработка направлений по повышению конкурентности предприятия.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие  задачи:

- исследовать теоретические  основы конкурентоспособности и  конкурентных преимуществ предприятия;

- ознакомиться с зарубежным  опытом регулирования конкурентоспособности предприятия;

- произвести анализ конкурентной среды ТОО «Аманат;

- определить пути совершенствования управления конкурентоспособностью ТОО «Аманат».

Объектом исследования данной дипломной работы явилось товарищество с ограниченной ответственностью «Аманат»

Предметом данной дипломной  работы является анализ конкурентной среды  и конкурентная позиция предприятия на рынке.

Нормативную базу дипломной  работы составили: Гражданский кодекс Республики Казахстан; Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегии индустриального развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы»; Закон Республики Казахстан «О конкуренции».

Информационной базой курсовой работы послужили: основные технико – экономические показатели ТОО «Аманат» за 2008 – 2012 года, сравнительные показатели результатов исследования конкурентов ТОО «Аманат», показатели конкурентоспособности по баллам.

Теоретической и методологической основой курсовой работы  послужили теории и концепции, изложенные в работах следующих ученых и экономистов: Сапаковой Д.С., Шеденова У.К.,  ШайхимоваБ. Ж., Эванс  Дж.,  Бермана  Б., Эклунда К., Багиева Г.Л., Тарасевича М.К., Баймуратова У.Б., Завьялова М.С., Демидова В.Е., Портера М. Э., Лаврова С.Н., Злобина С.Ю., и других.

1..Теоретические основы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности  предприятия

 

1.1 Конкуренция и функции конкурентного сосуществования

 

Конкуренция — это  цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.1

Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Наличие конкурирующих  фирм порождает такое явление  в экономике как конкуренция. [5,. С.36].

Таким образом, конкуренция  в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Характеризуется конкуренция  двумя особенностями:

1.Наличием на рынке  достаточно большого числа независимо  действующих производителей и  покупателей любого конкретного товара;

2. Свободой для производителей  и покупателей вступать на  рынок или покидать его.

Суть первой особенности  заключается в том, что на рынке  действуют тысячи покупателей и  продавцов.

Каждый из них производит столь ничтожную долю продукции или покупает ее, что разорение даже сотни производителей или их вступление в рынок происходит незаметно, то есть это никак не может повлиять на равновесную цену.

Вторая особенность  предполагает, что никаких ограничений  организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа.

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется  в ее функциях.

В экономической литературе анализируются в основном следующие: регулирующая; аллокационная; инновационная; адаптационная; распределения;  контролирующая.

 Важнейшей из них  является первая, которая в той  или иной степени объединяет  и остальные пять.

1. Регулирующая функция. У данной функции присутствует главная черта конкуренции, которая определяет превосходство рыночной экономики над нашей, бывшей советской, плановой экономикой.

Она указывает товаропроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве. Данная функция конкуренции реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм.

2. Аллокационная функция  производства выражается, прежде всего, в формировании совершенного рынка на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. Allokation - переводится с английского как «размещение». То есть, конкуренция постепенно размещает в масштабе национального хозяйства наиболее равномерно и эффективно производительные силы - капитан во всех его проявлениях и труд в их взаимном сочетании.

3. Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента. Ведь всякое открытие в науке и технике реализуется конкретно в более экономичной и производительной технологии производства, А это - экономия ограниченных ресурсов, следовательно, повышение эффективности производства, конкурентный поиск инноваций и их финансирование постепенно переходит в организацию научных исследований и их финансирование самими субъектами рынка. Так конкуренция становится двигателем технического процесса.

4. Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным её аспектам.

5. Распределительная функция конкуренции особенна тем, что в основном реализуется в среде потребителей, как индивидуальных, так и производительных. Конкуренция проявляется в их борьбе за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях.

6. Контролирующая функция конкуренции проявляется, прежде всего, в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. Конкуренция ограничивает и ставит в определенные рамки формы или модели несовершенной конкуренции.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. [18,. С.65].

Первая задача, которая  возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, те есть обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения.

После решения насущных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем.

 Для её решения  разрабатываются стратегическая  концепция, стратегия предприятия  и на основе SWOT – анализа и бизнес – планов, стратегии для каждого подразделения. 2

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные  процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентности предприятия.

Критерии конкурентоспособности  предприятия представлены на рисунке 1.1

 

           Обеспечение конкурентоспособности  предприятия



Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический уровень

Конкурентоспособность продукции

Общее состояние предприятия

Инвестиционная привлекательность

Критерий: показатель конкурентоспособности  продукции

Критерий: комплексный показатель состояния предприятия

Критерий: рост стоимости предприятия


 

Рисунок 1.1 - .Критерии конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока.

Повышение уровня конкурентоспособности  предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. [13,. С.122].

 Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным  механизмом естественного регулирования  рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Информация о работе Конкурентоспособность как основа эффективного развития бизнеса