Деловая этика - основа бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:15, реферат

Краткое описание

Среда функционирования предпринимателя рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги) . Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.

Оглавление

I. Введение
II. Деловая этика - основа бизнеса
-этика рынка: "наша" ситуация
-нравственные ценности рынка
-понятие "деловой этики"
-"честная" конкуренция
-общение между фирмами в Америке
-этика и современное управление
-этика бизнеса на международном уровне
-условия формирования цивилизованной этики
III. Заключение
IV. Литература

Файлы: 1 файл

Деловая этика.docx

— 64.90 Кб (Скачать)
 

 

 
 

Деловая этика - основа бизнеса  

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

II. Деловая этика  - основа бизнеса

-этика рынка: "наша" ситуация

-нравственные ценности  рынка

-понятие "деловой  этики"

-"честная" конкуренция

-общение между  фирмами в Америке

-этика и современное  управление

-этика бизнеса  на международном уровне

-условия формирования  цивилизованной этики

III. Заключение

IV. Литература  

BВЕДЕНИЕ

Среда функционирования предпринимателя рынок. Но рынок  это не просто некоторое множество  продавцов и покупателей определенного  товара (продукта или услуги) . Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписаными законами рынка, то есть ЭТИКОЙ рынка. Само это понятие будет рассмотрено дальше, ведь оно намного шире, чем просто неписаные законы взаимоотношений: это и поведение предпринимателя, и его имидж, и деловой этикет, и умение управлять подчиненными и т.д.

Предприниматель имеет  дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно  имеет дело с людьми - руководит  подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство  это культура.

В данной работе будет  рассмотрена проблема деловой этики  в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ "нашей" ситуации и причин ее возникновения, будут  даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и  многое другое.

В Государственной  Академии Управления готовят будущих  специалистов в области управления, менеджмента. Поэтому цель данной работы - понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки  зрения предпринимательства, но и с  точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего  не добьется большого успеха. Поэтому  в работу включен большой раздел "Этика и современное управление".   

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА - ОСНОВА БИЗНЕСА ЭТИКА РЫНКА:

"НАША" СИТУАЦИЯ

Логика становления  рыночных отношений в стране предполагает подключение нашей экономической  системы к мировым хозяйственным  процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических  начал экономик стран Запада и  России.

Опыт налаживания  предпринимателями внешнеэкономических  связей с зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что  наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с неконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовность потенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции в экономику страны. Нам предстоит усвоить, что рынок - это не просто место купли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Не рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

У нас сложились  определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Я имею ввиду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Не вызывает сомнений и то, что пороки нашего нарождающегося бизнеса своего рода производные от общего состояния общественной морали.

У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль  превыше всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль  любой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все дозволено", "Не обманешь - не продашь". А что  было раньше? Вошли в легенду деловые  этические нормы российского  купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера.

Для предпринимателя  данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются  по телефону и никто не сомневается в их надежности.

Вот пример: Недавно  я присутствовал на переговорах  американского бизнесмена с представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке  в США крупной партии товаров (одежда, сигареты) для России.

Общая сумма контракта  около одного миллиона долларов. В  процессе обсуждения условий поставки возник вопрос: если после получения  товара и его оплаты выяснится, что  в контейнерах есть испорченные  или бракованные упаковки, как  вести дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае получатель не может предъявить претензии. Удивленный американец ответил, что все испорченные  упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения количества брака он не будет высылать своих  экспертов, ему достаточно слова  нашего представителя. Нашим предпринимателям, конечно, трудно понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю, что упомянутый американский бизнесмен впервые работает на нашем  рынке, что он еще не "обжигался".

В приведенном примере  видно, что предприниматели, привыкшие  работать в условиях цивилизованного  рынка, доверяют друг другу, для них - действительно, слово - закон. Хотя, как  говорят, в семье не без урода. Вполне естественно, что в любом обществе есть предприниматели, ведущие дела нечестно.

Но что же сегодня  делает именно отечественный бизнес ущербным?

1. Практически полное  отсутствие у наших предпринимателей  привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно  проявляющееся у работников сферы  сервиса. Не случайно при наборе  персонала в многочисленные совместные  предприятия (магазины, кафе, отели)  обязательным требованием к претендентам  является отсутствие опыта работы  в государственной торговле, общественном  питании, гостиничном хозяйстве.

2. Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до  конца", рискуя по-крупному. Психология  не победителя, а вечно проигрывающего  до начала игры. И вместе с  тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь  не опора на собственные силы, настойчивость.

3. Зеркальное отражение  предыдущего - рабская агрессивность,  нетерпимость, нездоровое желание  "растоптать", унизить.

Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших  людей, нежелание искать компромиссы.

4. Отчетливо выраженная  у наших бизнесменов психология  рантье, объясняющаяся, с одной  стороны, низким уровнем жизни,  а с другой - неуверенностью в  завтрашнем дне.

5. Стремление к  ограничению конкуренции, монополизму,  опираясь на "блат".

6. Отсутствие имиджа  делового человека, предпринимателя,  что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе много внимания уделяется  тому, чтобы произвести хорошее  впечатление. С человеком, неопрятно  одетым, просто дело иметь не  станут. Но это не значит, что  обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее  впечатление можно произвести  и без прекрасного костюма.  Пример тому наш миллионер  Марк Горячев. С ним ведут  дела солидные партнеры, не обращая  внимания на то, что он на  переговорах одет в джинсы  и рубашку. Здесь важен имидж  вообще.  

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РЫНКА

Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании  свободой. Свобода - важнейшая предпосылка  независимости. В условиях тоталитарного  общества у индивида отсутствует  возможность выбора. Именно свобода  предполагает, что люди добровольно  делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи  всегда является нахождением компромисса  между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего  прочего, -непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые  из них:

1) концепция "служения  обществу", которой - благодаря  внутрифирменной политике привержены  все работники компании от  президента до наемного персонала.  Служить клиентам, получая за  это разумную плату, - вот краеугольный  камень их мировоззрения. " Благополучие  производителя, - писал Генри Форд, -зависит в конечном счете... от пользы, которую он приносит народу".

2) как это ни  парадоксально, неуважение к деньгам.  Деньги являются для предпринимателя  не целью, а лишь средством,  которое используется для достижения  поставленной цели. Деньги находятся  в постоянном движении, в обороте.  Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает  предпринимателя раскрепощенным, дает  возможность идти на разумный  риск.

3) логически вытекающая  из предыдущего постоянная неудовлетворенность  достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя  - непреложный атрибут стиля деловых  взаимоотношений на Западе, ибо  малейшее "пятнышко" на репутации  бизнесмена может привести к  серьезным финансовым потерям,  а нередко и к банкротству.  В условиях развитой конкуренции  быть честным выгодно. На страже  честной конкуренции стоит не  только государство, но и многочисленные  объединения предпринимателей по  профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать  деятельность своих членов в  интересах потребителей для обеспечения  справедливой, равноправной и этически  здоровой деловой практики. Кроме  того, в подобных объединениях  существует профессиональный кодекс  чести, описывающий ряд поступков,  которые признаются его членами,  как неэтичные.

5) гордость за  свой бизнес независимо от  его области и масштабов. Любой  бизнес, служащий удовлетворению  потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

6) такой принцип:  успехи в бизнесе не должны  достигаться за счет разрушения  окружающей среды.

7) принцип "в  распределении прибыли должны  участвовать все те, кто участвовали  в ее создании".  

ПОНЯТИЕ " ДЕЛОВОЙ  ЭТИКИ

" Этика - одна  из древнейших теоретических  дисциплин ; объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика " помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и  оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с  точки зрения их соответствия некоторым  разумным, общепринятым нормам. Под  этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя  поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое. Отсюда полезно  различать этику как идеал  и этику как действие. Предпринимателя  должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

Информация о работе Деловая этика - основа бизнеса