Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:49, реферат
Тема реферата выбрана мною не случайно, я считаю, что «этика бизнеса» - это одна из составляющих выбранной мною профессии, и если я ставлю цель быть квалифицированным и востребованным специалистом, в моих интересах изучить такое важное понятие в экономической деятельности, как этика бизнеса.
Актуальность данной темы трудно не заметить в условиях современного развития общества, когда бизнес является основным субъектом, предоставляющим товары и услуги во всех сферах жизни общества. И в такой глобальной отрасли обязательно должны существовать свои правила игры, то есть этика бизнеса.
Целью работы является рассмотрение, анализ и осмысление данного понятия.
1.Введение
Тема
реферата выбрана мною не случайно,
я считаю, что «этика бизнеса» - это
одна из составляющих выбранной мною
профессии, и если я ставлю цель быть
квалифицированным и
Актуальность данной темы трудно не заметить в условиях современного развития общества, когда бизнес является основным субъектом, предоставляющим товары и услуги во всех сферах жизни общества. И в такой глобальной отрасли обязательно должны существовать свои правила игры, то есть этика бизнеса.
Целью работы является рассмотрение, анализ и осмысление данного понятия. Из этого вытекают такие задачи, как:
- установить
главные принципы этики,
-определить основные направления в этике бизнеса, то есть обусловить подходы к моральным проблемам бизнеса;
-внести
исторический аспект этики
- подвергнуть
рассмотрению конкретные
- подвергнуть
рассмотрению конкретные
- подвергнуть
рассмотрению конкретные
- подвергнуть
рассмотрению конкретные
И отразить все вышеперечисленные пункты задач в моей работе.
2.Главные
принципы этики
Говоря
об этике бизнеса, остановимся на
трех ключевых факторах, которые определяют
основные ее особенности и могут
помочь увязать между собой
Главное,
что определяет своеобразие и
придает внутреннюю стройность и
целостность на первый взгляд противоречивой
этике бизнеса, заключено в трех
неявных этических постулатах: принципе
экономической
2.1. Экономическая целесообразность
Принцип экономической целесообразности. Первое, что задает направленность действий всех представителей бизнеса, что роднит множество непохожих друг на друга людей, ситуаций и действий - это их следование канону экономической целесообразности. Канону, который естественно вытекает из природы самой деятельности, поскольку его серьезное нарушение объективно лишает человека возможности заниматься этим видом деятельности.
Подчеркнем
сразу, что принцип экономической
целесообразности рассматривается
нами не как фактор, тотально определяющий
все мысли и поступки бизнесмена,
но как некоторый "ограничитель снизу".
Ведь бизнесмен может
Но именно этот принцип легко трактуют иначе, когда о бизнесе пишут, что целью его является "жажда наживы", "погоня за прибылью", "выжимание прибавочной стоимости", "сугубая ориентация на выгоду" и тому подобные вещи. На наш взгляд, это именно тот случай, когда, как утверждает Поль Маккэл, "идеология бизнеса затемнена предшествующими исследованиями политической идеологии и пропагандой. Лживость идеологии свойственна гораздо больше политике, чем бизнесу". Однако зададимся простым вопросом: кто-то же в этом мире должен действовать экономически целесообразно? Потому что, когда этого долго не происходит, - и мы это хорошо уже знаем, - социальные и этические последствия могут быть весьма и весьма печальны.
Попробуем,
тем не менее, разобраться с некоторыми
из типичных идеологических обвинений.
Бизнес часто обвиняют в том, что
в погоне за наживой он готов переступить
через человека и общество; что
для него нет ничего святого, что
в войну он наживается на войне, в
период стихийных бедствий - на бедствиях;
что при любом удобном случае
он готов производить
Начнем
с простого - погони "капиталиста"
за наживой, готовности всучить гнилой
товар, клятвенно уверяя при этом,
что он - лучшее из того, что есть
в мире. Даже самый мимолетный взгляд
в историю предпринимательства
покажет вам, что такими ситуациями
была пресыщена торговля античности,
средних веков и нового времени,
когда, к примеру, между русскими
и английскими торговцами шла
серьезная разборка по поводу того,
кто из них больше шельмует при
заключении сделок. Однако несомненно,
что количество подобных историй
неуклонно сокращается по мере приближения
к нашим дням. Причина? Экономическая
нецелесообразность. Можно было бы
ссылаться на десятки высказываний
отечественных и заморских
Несколько
более сложно обстоит дело с другими
обвинениями бизнеса, особенно теми,
которые звучат со стороны государства
и политики. Это - обвинения в настойчивом
лоббировании своих интересов, стремлении
к монополизации, уклонении от налогов
и т.п. Нетрудно заметить, что за всеми
перечисленными формами поведения
тоже легко усматривается принцип
экономической
Во-первых, в бизнесе существует весьма примечательная поговорка. "Там, где речь заходит о суммах свыше 500 миллионов долларов, кончается бизнес и начинается политика". Иными словами, тогда перестают действовать каноны, этика и правила игры бизнеса и включаются каноны, этика и правила игры политической деятельности. То есть человек, пробивающий через государство проект монополизации отрасли, размещения крупных заказов для своих производств и т.п., действует уже не по законам бизнеса, а по законам политических игр. И прямая обязанность государства - ограничить возможности такого воздействия, устанавливая строгие и действенные законы, регламентирующие монополистическую деятельность, уход от налогов и т.п.
Теоретически,
в идеальной схеме
Бизнес получает тысячи громких обвинений со всех сторон в том, что он обкрадывает свое государство и граждан, не платя налоги, и лишь специализированные статьи время от времени который год подряд устало повторяют, что действующие в нашей стране налоги не меньше чем втрое перекрывают все допустимые для выживания бизнеса нормы. Но дело не только в размерах налогов, но и в том, как устроена налоговая система. А ведь это устройство – самая что ни на есть прямая забота государства.
Популярная московская газета, например, ссылаясь на одного из видных политических деятелей, рассказывает историю о том, как премьер-министр попросил принести ему список всех действующих на территории страны налогов. Через час на стол премьера легла папка с длинным-длинным списком. Прочитав его, премьер спросил – это все? И получил ответ: здесь только основное, полный список может быть готов не раньше, чем через несколько дней. В любой стране мира, замечает газета, эта история звучала бы как анекдот. Но тем, кто живет в этих условиях, отнюдь не до смеха.
Заметим,
что наряду с принципом экономической
целесообразности, не менее важным
внутренним ценностным стержнем в поведении
бизнесмена выступает и его стремление
к "законопослушности". Об этом как-то
неловко говорить, но вообще-то подобные
социально значимые ценности гораздо
более распространены в среде
бизнеса, чем это традиционно
описывается в
Легко
заметить, однако, что принцип экономической
целесообразности и социальная ответственность
бизнесмена во многих ситуациях - как
и в рассмотренном только что
примере - могут оказаться противоположно
направленными векторами
Так произошло
с руководителем некогда
Этот случай приведен нами в связи с тем, что, обосновывая этичность и "благородство" бизнеса, многие авторы любят приводить примеры активной и масштабной благотворительности, которой занимаются многие бизнесмены. Некоторые их оппоненты, без особой опоры на факты, но с активной убежденностью язвительно замечают, что эта деятельность является для бизнесмена лишь попыткой замолить грехи нечистой совести. Оставим на совести тех и других их убеждения. Мы ничего не имеем против благотворительности, хотя и считаем, что основная форма социальной "благотворительности" бизнесмена - это не спонсорская помощь и не меценатство, а создание рабочих мест, высокая оплата труда (по результату!), внедрение инноваций и прочая повседневная работа бизнеса.
2.2.Принцип
ситуативности
Принцип
ситуативности является
В этом отношении, важно напомнить еще две аксиомы. Первая из них: у каждого человека при внимательном рассмотрении оказывается своя, в чем-то непохожая на любую другую, система этических принципов; так же точно и в мире бизнеса не существует универсальной, "правильной" этики. А кроме того, и это - вторая аксиома, - сами этические системы динамичны во времени. Они вынуждены приспосабливаться к требованиям жизни, меняющихся обстоятельств, и этот факт чрезвычайно значим для бизнеса. Но даже утверждение о том, что в повседневной жизни люди живут в унифицированной системе этических правил, при ближайшем рассмотрении может оказаться не более чем иллюзией.
Так, один из серьезных исследователей этой темы, епископ Джеймс Пайк, говоря о соотношении традиционной христианской этики и этоса бизнеса, утверждал, что иметь стабильный этический код хорошо и правильно. Но в нем невозможно найти ответы на все возникающие вопросы. И поэтому, считает Пайк, люди должны научиться действовать в соответствии с этикой каждой ситуации. Серьезность и актуальность этой темы была признана и папой Пием ХII, выпустившим на эту тему свою энциклику "Мой взгляд на ситуативную этику". Конечно, нельзя сказать, что дискуссии на эту тему завершены и на все вопросы получены однозначные ответы. Однако имеет смысл подчеркнуть и еще одно обстоятельство, ситуативность в принятии этических решений неразрывно связана с усилением индивидуальной ответственности за это решение. Я поступил так, как поступил, потому что подобная ситуация была уникальна в своем роде, и я сделал свой выбор и принял за него ответственность.
2.3. Этика
индивидуальной ответственности
Норма
индивидуальной ответственности естественным
образом формировалась в