Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:49, реферат
Тема реферата выбрана мною не случайно, я считаю, что «этика бизнеса» - это одна из составляющих выбранной мною профессии, и если я ставлю цель быть квалифицированным и востребованным специалистом, в моих интересах изучить такое важное понятие в экономической деятельности, как этика бизнеса.
Актуальность данной темы трудно не заметить в условиях современного развития общества, когда бизнес является основным субъектом, предоставляющим товары и услуги во всех сферах жизни общества. И в такой глобальной отрасли обязательно должны существовать свои правила игры, то есть этика бизнеса.
Целью работы является рассмотрение, анализ и осмысление данного понятия.
Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции. Экономическая этика включает в себя и деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.
В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс.
«Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.
Следующим переломным моментом стал кризис 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)
Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие принципы:
- он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;
- исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют
работать;
- верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;
- признает
необходимость конкуренции, но
понимает и необходимость
- уважает
любую собственность,
- уважает
профессионализм,
- ценит образование, науку и технику.
Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.
4.2. Центральное
в российской этике бизнеса
Развитие этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством.
Рассматривая
историю европейской
Основы российских норм экономического поведения складываются в период становления Московского царства (XV - начало XVI вв.), когда русские князья реально осознали роль предпринимательства для развития государства.
Возвышению Москвы в определенной степени способствовала политика привлечения рабочего населения: всем желающим было разрешено селиться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов. Развитие ремесел явилось основой экономического усиления Московского царства, предпосылкой к расширению внутренней и внешней торговли, к возникновению нового слоя предпринимателей-купцов. При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении московитов, в том числе московских купцов, подозрительности к иностранцам; привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».
С середины
XVII в. начинается быстрое расширение
торговых связей Москвы. По мере включения
в мировую торговлю происходит постепенное
усвоение общих традиций, касающихся
частной собственности, договоров,
обмена, торговли, конкуренции, прибыли.
Первый толчок к правовому оформлению
западных традиций дали реформы Петра
I, а именно, попытки осуществления
государственного контроля качества ввозимых
и вывозимых товаров, предоставление
льгот и покровительства
Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры капиталов объявлялись самими купцами «по совести», чем последние очень гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием торгового мореплавания, учреждением заграничных консульств и заключением торговых конвенций.
Россия
XIX - начала XX вв. характеризуется уже
набором традиций, позволяющих ей
встать на один уровень с ведущими
нациями мира. Мировую известность
получили имена Мамонтовых, Морозовых,
Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова
и др. В это время в России
существовал механизм, позволяющий
«отсекать» от предпринимательства
тех, кто не стремился соблюдать
принятые во всем мире морально-этические
нормы. В каждом городе действовало
купеческое общество, имевшее право
рекомендовать или не рекомендовать
предпринимателя в купеческую гильдию.
Это право надо было заслужить
добросовестностью и личной честностью.
Каждый вступавший в гильдию объявлял
свой капитал, что значительно упрощало
работу налоговой государственной
службы. Существовал Совестный суд,
который навсегда мог лишить купца
фактического права заниматься предпринимательской
деятельностью. Благодаря этому
вырабатывались, прочно входили в
обиход такие понятия и правила,
как «слово-вексель», «не оскудеет
рука дающего», «торгуй правдою, больше
барыша будет», и др. Создавались
«товарищества на вере», которые
объединяли людей без всяких учредительских
договоров, одним только купеческим
словом.
5. Этика
бизнеса под разными углами
5.1. Управленческая
этика
Бизнесмен, как известно, в первую очередь - руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет в управлении. Экономическая цель предпринимательства - опосредование личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравственного менеджмента.
То обстоятельство, что результаты предпринимательской деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.
Психология
бизнеса - сфера науки, которая занимается
психологическими проблемами и специфическими
особенностями управления. Объектами
изучения здесь выступают
Упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.
Этика
бизнеса предполагает, что руководитель
может оказывать сильное
5.2. Деловая этика
Во всем
мире имеется конкретное понятие
деловой этики и
В России необходимо формирование бизнесменов иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих свой имидж. Не торгаш, склонный к выпивке и разгульному образу жизни, а подтянутый, хорошо воспитанный джентльмен, умеющий «подать» себя и свою фирму в лучшем виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним - знание бизнеса и его этики. ХХI век - век беспощадной конкуренции. Сейчас создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого клиента, а значит, усиливать позиции на рынке.
Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В частности, она помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в основной капитал приходится затратить немало денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую подготовку ее работников.
Деловой мир, как известно, тесен. У каждого бизнесмена имеется много друзей, знакомых, их можно приобрести в качестве потенциальных клиентов. Здесь все определяется честностью, вежливостью, умением быстро ориентироваться. Если ты не прав и извинился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой можно иметь дело. В бизнесе установлено правило: постоянно заботиться о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботиться о тебе.
5.3. Этика поведения
В этике бизнеса для репутации важны и культура речи, и манеры, одежда, интерьер офиса и многое другое.
Особое
значение имеют тактичность и
деликатность. Неизменным спутником
и лучшим советчиком бизнесмена должна
стать именно деликатность. Деликатность
- слово нерусское, но так получилось,
что оно очень емко стало выражать
то, что мы имеем в виду, когда
говорим о чутком, тонком, даже несколько
щепетильном отношении к
Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданным восхвалениям.
Тактичность - чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызвать негативную реакцию. Тактичный человек твердо знает, в какое время и в каком месте можно совершать те или иные действия. Л.Н. Толстой писал: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан». Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал: «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы».