Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

Тема реферата выбрана мною не случайно, я считаю, что «этика бизнеса» - это одна из составляющих выбранной мною профессии, и если я ставлю цель быть квалифицированным и востребованным специалистом, в моих интересах изучить такое важное понятие в экономической деятельности, как этика бизнеса.
Актуальность данной темы трудно не заметить в условиях современного развития общества, когда бизнес является основным субъектом, предоставляющим товары и услуги во всех сферах жизни общества. И в такой глобальной отрасли обязательно должны существовать свои правила игры, то есть этика бизнеса.
Целью работы является рассмотрение, анализ и осмысление данного понятия.

Файлы: 1 файл

ПОЛНОСТЬЮ.docx

— 59.11 Кб (Скачать)

    Экономическая этика - это совокупность норм поведения  предпринимателя, требования, предъявляемые  культурным обществом к его стилю  работы, характеру общения между  участниками бизнеса, их социальному  облику. Это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических  понятиях, о моральных требованиях  к стилю работы и облику делового человека. Это этика ведения переговоров  с партнерами, этика составления  документации, использование этических  методов конкуренции. Экономическая  этика включает в себя и деловой  этикет, который формируется под  влиянием традиций и определенных сложившихся  исторических условий конкретной страны.

    В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при  Торговой палате США впервые в  истории разработал национальный этический  кодекс.

    «Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит  доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым  моральное оправдание получает любой  бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.

    Следующим переломным моментом стал кризис 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых  принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)

    Основными постулатами этического кодекса  предпринимателя являются следующие  принципы:

    - он  убежден в полезности своего  труда не только для себя, но  и для других, для общества  в целом;

    - исходит  из того, что люди, окружающие  его, хотят и умеют

    работать;

    - верит  в бизнес, расценивает его как  привлекательное творчество;

    - признает  необходимость конкуренции, но  понимает и необходимость сотрудничества;

    - уважает  любую собственность, общественные  движения;

    - уважает  профессионализм, компетентность  и законы;

    - ценит  образование, науку и технику.

    Эти основные принципы этики делового человека могут  быть конкретизированы применительно  к различным сферам его профессиональной деятельности.

    4.2. Центральное  в российской этике бизнеса 

    Развитие  этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется  спецификой исторического пути, пройденного  нашим государством.

    Рассматривая  историю европейской цивилизации, П.Я.Чаадаев отмечал, что «помимо  общего всем обличья, каждый из народов  этих имеет свои особые черты, но все  это коренится в истории и  в традициях и составляет наследственное состояние этих народов». Особенность  России состояла в том, что тот  общий путь развития, который для  других стран облегчался интенсивным  обменом традиций, она часто проходила  в одиночку.

    Основы  российских норм экономического поведения  складываются в период становления  Московского царства (XV - начало XVI вв.), когда русские князья реально  осознали роль предпринимательства  для развития государства.

    Возвышению  Москвы в определенной степени способствовала политика привлечения рабочего населения: всем желающим было разрешено селиться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов. Развитие ремесел явилось  основой экономического усиления Московского  царства, предпосылкой к расширению внутренней и внешней торговли, к возникновению нового слоя предпринимателей-купцов. При этом сильная централизация власти и усиление отчужденности от Запада способствовали формированию в поведении московитов, в том числе московских купцов, подозрительности к иностранцам; привычку действовать «всем миром», склонности строить на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».

    С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения  в мировую торговлю происходит постепенное  усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления  государственного контроля качества ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие  между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению  новых черт деловых отношений.

    Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением  от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры  капиталов объявлялись самими купцами  «по совести», чем последние очень  гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее  и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием  торгового мореплавания, учреждением  заграничных консульств и заключением  торговых конвенций.

    Россия XIX - начала XX вв. характеризуется уже  набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность  получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий  «отсекать» от предпринимательства  тех, кто не стремился соблюдать  принятые во всем мире морально-этические  нормы. В каждом городе действовало  купеческое общество, имевшее право  рекомендовать или не рекомендовать  предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить  добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной  службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца  фактического права заниматься предпринимательской  деятельностью. Благодаря этому  вырабатывались, прочно входили в  обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались  «товарищества на вере», которые  объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом. 

    5. Этика  бизнеса под разными углами 

    5.1. Управленческая  этика 

    Бизнесмен, как известно, в первую очередь - руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет  в управлении. Экономическая цель предпринимательства - опосредование  личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для  нравственного менеджмента.

    То обстоятельство, что результаты предпринимательской  деятельности в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством работы бизнесмена с человеческим материалом, находящимся  в его распоряжении, предопределяет особую значимость психологических  факторов. Психология бизнеса становится фундаментом, на котором строится ныне здание делового успеха.

    Психология  бизнеса - сфера науки, которая занимается психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Объектами  изучения здесь выступают взаимоотношения  людей между собой, в коллективе. Основные психологические проблемы: структурно-функциональный анализ управленческой деятельности; психологический анализ построения и использования автоматизированных рабочих мест руководителей и  специалистов, автоматизированных систем управления и многих других проблем. Как известно, суть управленческой деятельности - цепочка постоянно  принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно  обоснованными и исключать любые  моральные потери. Осознание всего  значения нравственной ценности бизнеса  становится достоянием все большего числа менеджеров и коммерсантов. Этика менеджмента в последнее  время начинает претерпевать существенные метаморфозы. В настоящее время  уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация  и др. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновация, способность к компромиссам. Изменение ценностных ориентиров привнесло  радикальные изменения в этику  бизнеса, в теорию и практику менеджмента.

    Упор  в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность  быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти  тот единственный возможный в  данном положении подход, который  является в конкретных условиях оптимальным.

    Этика бизнеса предполагает, что руководитель может оказывать сильное воздействие  на подчиненных, если они убеждены в  обширности и ценности его знаний, его компетентности, что в современных условиях приобретает особую значимость, так как хозяйственная деятельность чрезвычайно усложнилась. Влияние, основанное на этом, приобретает все большее распространение, поскольку сотрудники не могут самостоятельно решать возникшие проблемы так же эффективно, как руководитель. Особое значение имеют личностные взаимоотношения работника и руководителя. Руководитель должен быть доступным подчиненным, но не навязчивым, не подсказывать им на каждом шагу, что делать.

5.2. Деловая этика 

    Во всем мире имеется конкретное понятие  деловой этики и обязательности. В США, например, в ходу понятие  «техасское рукопожатие», когда со стороны просто договариваются о  каком-то деле. Если кто-то нарушил условия  договора, никто не будет больше вести с ним бизнес.

    В России необходимо формирование бизнесменов  иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих  свой имидж. Не торгаш, склонный к выпивке  и разгульному образу жизни, а  подтянутый, хорошо воспитанный джентльмен, умеющий «подать» себя и свою фирму  в лучшем виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним - знание бизнеса и его этики. ХХI век - век беспощадной конкуренции. Сейчас создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого клиента, а значит, усиливать позиции на рынке.

    Этика бизнеса позволяет наращивать прибыль. В частности, она помогает сохранить  преданность клиентов. По подсчетам  специалистов, удержать старых партнеров  в пять раз дешевле, чем завоевать  благосклонность новых. Поэтому  вся фирма ориентируется на потребителя. В этих целях до инвестиций в основной капитал приходится затратить немало денег, времени и сил на формирование этики и культуры фирмы, соответствующую  подготовку ее работников.

    Деловой мир, как известно, тесен. У каждого  бизнесмена имеется много друзей, знакомых, их можно приобрести в  качестве потенциальных клиентов. Здесь  все определяется честностью, вежливостью, умением быстро ориентироваться. Если ты не прав и извинился, признав свою ошибку, это сослужит хорошую службу, покажет клиенту, что с тобой  можно иметь дело. В бизнесе  установлено правило: постоянно  заботиться о своих клиентах и  сотрудниках, а рынок позаботиться о тебе.

5.3. Этика поведения 

    В этике  бизнеса для репутации важны  и культура речи, и манеры, одежда, интерьер офиса и многое другое.

    Особое  значение имеют тактичность и  деликатность. Неизменным спутником  и лучшим советчиком бизнесмена должна стать именно деликатность. Деликатность - слово нерусское, но так получилось, что оно очень емко стало выражать то, что мы имеем в виду, когда  говорим о чутком, тонком, даже несколько  щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам.

    Деликатность  не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем  не оправданным восхвалениям.

    Тактичность - чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных  отношениях, способность чувствовать  границу, которую нельзя переступать  во взаимоотношениях с людьми. Важно  учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может  вызвать негативную реакцию. Тактичный  человек твердо знает, в какое  время и в каком месте можно  совершать те или иные действия. Л.Н. Толстой писал: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным  ты быть обязан». Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал: «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы».

Информация о работе Этика бизнеса