Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:49, реферат
Тема реферата выбрана мною не случайно, я считаю, что «этика бизнеса» - это одна из составляющих выбранной мною профессии, и если я ставлю цель быть квалифицированным и востребованным специалистом, в моих интересах изучить такое важное понятие в экономической деятельности, как этика бизнеса.
Актуальность данной темы трудно не заметить в условиях современного развития общества, когда бизнес является основным субъектом, предоставляющим товары и услуги во всех сферах жизни общества. И в такой глобальной отрасли обязательно должны существовать свои правила игры, то есть этика бизнеса.
Целью работы является рассмотрение, анализ и осмысление данного понятия.
Таким образом, хотя торговой и предпринимательской деятельностью во времена античности и средневековья занимались конкретные люди, которые только в этом смысле персонально отвечали за результаты своей работы, тем не менее, сам характер организации этой деятельности во многом базировался еще на коллективной, общинной ответственности за способы ведения дела и за получаемый результат. За неудачи морских экспедиций и торговых караванов, за разорение торговцев и ремесленников обычно ответственность, в конечном счете, несли цеха или торговые объединения, в которых состояли эти торговцы и ремесленники, и убытки по предприятию равномерным образом раскладывались на всех членов данного цеха или объединения.
Заметное
нарастание акцента на индивидуальность
и индивидуальную ответственность
в истории этических учений приходится,
как отмечал В. Вундт в одной
из своих работ, посвященных обзору
этических систем, на середину XIII века.
В концепциях этики, начиная с
этого времени, обнаруживается все
более и более явное
При этом
возведение этических норм общинной
психологии в ранг новых глобальных
этических и социальных учений было
наиболее ярко реализовано в теориях
анархистов и социалистов. При всей
внешней привлекательности и
красоте выдвигаемых ими
Гораздо более удачным компромиссом между этими идеологиями, как показал исторический опыт, оказалась формулировка, выраженная наиболее явно в "Декларации прав человека и гражданина". Все люди рождаются с равными правами и возможностями, и главная обязанность государства в этом смысле - обеспечить такое равенство. Но то, как люди реализуют свои права и возможности, определяет индивидуальный выбор и ответственность каждого человека. И только от него самого зависит, каких результатов он сможет добиться на своем пути.
Когда мы спросили одного из своих знакомых бизнесменов, каково его наиболее интересное впечатление от только что состоявшейся поездки в Калифорнию, он ответил: "Вы не поверите. Там, конечно, много замечательного и красивого. Но меня совершенно поразил один маленький эпизод. Как-то мой сопровождающий остановил меня около симпатичной виллы и спросил, нравится ли она мне. Я честно ответил, что да, и тут он рассказал мне историю. Оказывается, много лет тому назад ему предложили купить здесь тогда еще пустовавший кусок земли. "Я слишком долго сомневался, нужно ли мне тратить на это деньги, - рассказывал американец, - и землю купил мой старый приятель, у которого средств тогда было еще меньше, чем у меня. Через несколько лет здесь началось интенсивное строительство, и цена земли выросла в несколько десятков раз. Он продал маленькую часть своего участка и на эти деньги построил эту замечательную виллу. Так что он оказался гораздо умнее меня. И эта история меня многому научила". "Больше всего, - сказал рассказчик, - меня поразила не сама эта история, а тон, которым она была рассказана. Я не могу себе представить, чтобы кто-то из моих знакомых вот так, без тени зависти, обиды или хотя бы без издевки над собой рассказал что-то подобное. Этот человек не ругал себя и не ругал своего приятеля. Он говорил о своей собственной ответственности, и я тогда понял - вот чего нам сегодня так не хватает..."
Базовое правило этик бизнеса состоит в заключении всесторонних, все предусматривающих формальных юридических договоров и жестком требовании их исполнения. И это вполне понятно - в бизнесе у каждого есть свой интерес, и всегда может возникнуть соблазн отойти от устно проговоренных условий, если за этим обнаружится большая выгода. С другой стороны, поскольку договор является единственной основой, в конечном счете, определяющей правила взаимоотношений, именно вокруг него в бизнесе возможны жесткие игры, в чем-то тоже характеризующие внутреннюю этику цеховых взаимоотношений.
Именно в договорах выковывается ключевое для бизнеса правило - неизбежность ответственности по договору. Позже, с наступлением более цивилизованных отношений, роль принудительной силы берут на себя арбитражные суды, комитеты по банкротству, долговые тюрьмы и тому подобное. Но принцип остается неизменным: в деловых отношениях бизнесменов нет иных "объективных обстоятельств", кроме жестко оговоренных совместно подписанным договором, который является закреплением индивидуальной ответственности двух сторон.
С другим поворотом той же темы можно встретиться на примере постоянно и подспудно ведущейся в бизнесе игры, которую можно было бы назвать "дураков учат". Любой серьезный бизнесмен стремится к тому, чтобы в договорах, заключаемых им с другими организациями и партнерами, присутствовали некоторые пункты, которые защищали бы его интересы или предоставляли ему определенную выгоду в случае, если партнер недостаточно ясно оговорит свои интересы и свою выгоду.
"Моя
работа сейчас, - рассказывал юрист
крупной компании, - связана главным
образом с расширением
С точки
зрения повседневной морали, такие
действия, несомненно, выглядят как
не совсем чистоплотные. Однако ключевой
тезис бизнеса: каждый сам отвечает
за свое дело. И если человек недостаточно
хорошо знает законодательство и
подписывает договор с
Эта этика
выглядит жестко, но работает эффективно.
Именно из таких ситуаций к предпринимателю
очень быстро приходит внутреннее чувство
индивидуальной ответственности. Чувство,
которое приводит к серьезным
переворотам жизненной
"Предпринимательство, - речь, разумеется, о честном предпринимательстве, - раскрепощает человека, оно дает ему независимость, развивает инициативу, творческие возможности. Поэтому оно - добро. Или - путь к добру. Справедливо и целесообразно то, что выгодно для человека. А потом, из совокупности человеческих выгод строится благополучие государства. А вовсе не наоборот...".
Так говорят
уже сегодня современные
3. Основные
этические направления
В этике бизнеса сложилось три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости". Представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут быть сведены к следующему.
3.1.Первый
подход к моральным проблемам
бизнеса – утилитаризм
3.1.1. Характеристика
утилитаризма
Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Это вовсе не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты.
Используя
принципы утилитаризма, можно объяснить,
почему некоторые виды деяний считаются
аморальными (ложь, предательство, убийство),
а другие, напротив - морально оправданными
(правдивые высказывания, верность,
соблюдение обязательств). Сторонник
теории утилитаризма может доказать,
что лгать нехорошо потому, что
ложь приведет к снижению общественного
благосостояния. Когда люди лгут друг
другу, они в меньшей мере способны
доверять и сотрудничать. А чем
меньше интенсивность доверия и
сотрудничества, тем ниже общее благосостояние.
Правдивость в общении-
Сторонники традиционного утилитаризма отрицают тот факт, что действие может оказаться, безусловно, некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность или воровство, безусловно, плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к более благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая может быть совершена этим же лицом в этой же ситуации, то в этом частном случае, согласно теории традиционного утилитаризма, нечестный поступок будет морально оправдан.
3.1.2. Проблемы
утилитаризма
Практическое
применение положений теории утилитаризма
связано с целым рядом проблем,
основная из которых состоит в
необходимости количественно
Кроме
того, в некоторых случаях прибыль
и расходы измерению не поддаются.
Как, например, измерить ценность здоровья
и самой жизни? Предположим, что
в результате установки дорогостоящей
системы вентиляции в цехе удается
полностью ликвидировать