Что такое этика бизнеса?

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:00, реферат

Краткое описание

От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании. Эта научная дисциплина очень мало развита в нашей стране, ее мало освящают в СМИ. Эта тема одна из самых актуальных в нашем бизнесе на данный этап времени. Именно своей неизведанностью эта тема для меня представляет интерес.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Что такое этика бизнеса?..................................................................................3
Становление этики бизнеса как научной дисциплины………………………....4
Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности в менеджменте……………………………………………………………………....6
Основные концепции в этике бизнеса……………………………………….…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18

Файлы: 1 файл

мененджмент Джума.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

Что такое этика бизнеса?..................................................................................3

Становление этики бизнеса  как научной дисциплины………………………....4

Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности  в менеджменте……………………………………………………………………....6

Основные концепции в  этике бизнеса……………………………………….…12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ 
 
          Этика бизнеса в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления  и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образы морального поведения; нормы делового этикета.

 
          Этика бизнеса - одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические  нормы должны присутствовать в кожной компании. От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании. Эта научная дисциплина очень мало развита в нашей стране, ее мало освящают в СМИ. Эта тема одна из самых актуальных в нашем бизнесе на данный этап времени. Именно своей неизведанностью эта тема для меня представляет интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое этика  бизнеса?

 

Для того чтобы дать определение  термину «этика бизнеса», нужно обратиться к основополагающим терминам «мораль» и «этика». И.Н. Кузнецов сказал, что  «Этика как философская наука  изучает мораль. Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.»11 Таким образом, «этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль».22 Можно дать более полное определение слову этика. Этика – это система нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

 

Исходя из вышесказанного, можно дать определение термину  «Этика бизнеса». Это определение  сформулировала Лора Нэш: «Этика бизнеса, как научная дисциплина, представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.»

 

 Профессор П.В. Малиновский в своей статье дает определение этики бизнеса: «Этика бизнеса в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления  и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образы морального поведения; нормы делового этикета».3

 

В совокупности этих определений, можно отчетливо понять, что такое  эпика бизнеса. Этика бизнеса - это  наука, изучающая моральные нормы. Этими моральными нормами должна руководствоваться организация  и предприниматели.

 

Зачастую, многие путают этику  бизнеса  с деловым этикетом.  Поэтому я хочу разграничить эти  понятия. Этикет в переводе с греческого языка означает «обычай». Это строго установленный порядок и формы  отношений, правила поведения людей.  В нашей обыденной жизни мы тоже сталкиваемся с необходимостью выполнять нормы поведения в  общественных местах, в гостях и  т.д.  В сфере бизнеса  к деловому этикету относятся определенные правила поведения предпринимателей и менеджеров в различных ситуациях, например на встречах с клиентами, на деловых переговорах. Так какая  же связь существует между этикой и этикетом? В книге Д. Ягера «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» приводиться любопытный пример. «Одна американская фирма наняла специалиста по этикету для обучения молодого многообещающего сотрудника хорошим манерам. Консультант научил юношу, как правильно вести себя за столом, как безупречно выглядеть и многому другому. Спустя несколько месяцев специалист по этикету поинтересовался у руководителя компании, как идут дела у его подопечного. «Нам пришлось уволить его», - ответили ему. «Как уволить? – воскликнул консультант. – Он ведь так хорошо все делал.». –«Мы поймали его на том, что он пытался получить взятку, а наша фирма не собирается терпеть столь неэтичного поведении».4 Этот пример дает ответ на наш вопрос. Этикет-это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям».     Следовательно, можно сделать вывод, что понятия «этика» и «эстетика» путать никак нельзя. 

 

Становление этики  бизнеса как научной дисциплины

 

Само понятие «этичного  ведения дел» возникло еще в древности в купеческой среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX - начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше - так называемая «доктрина капиталистической благотворительности». Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как «стальной король» Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов.5

 

В своей книге «Этика бизнеса» Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов описывают  становление этики бизнеса: «Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 1970-х гг. В Соединенных Штатах. Между научным сообществом и  деловым миром в это время  возникло все большее согласие по вопросу необходимости повышения  «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими  деловых операций. Некоторые специалисты  указывали на необходимость повышения  «ответственности корпораций перед  обществом». Другие обращали внимание на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций.

 

К началу 1980-х гг. такая  область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса  было издано множество книг, и большинство  школ бизнеса в США включило этику  бизнеса в свою учебную программу. Несмотря на все это, остается пока еще очень затруднительным определить границы данной области знаний. Это  происходит в значительной степени  благодаря отсутствию общей методологии  в этой области, а также широко распространенному скептицизму  и убежденности в том,  что большинство  деловых людей будут игнорировать любые этические нормы, если они  будут хотя бы в малейшей степени противоречить так называемым мотивам к получению прибыли в бизнесе».6

 

В целом, восприятие обществом  деловой этики и социальной ответственности  за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:

 

·        управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность  второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма);

 

·      попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;

 

·       социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).7

 

Принципы этики  бизнеса. Понятие социальной ответственности  в менеджменте.

 

Этика бизнеса – это  научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым  ситуациям. Наиболее разрабатываемые  вопросы в этике бизнеса являются следующими: взаимоотношение между  корпоративной и универсальной  этикой; проблема социальной ответственности  бизнеса; вопросы приложения общих  этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы  повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение  и некоторые другие.

 

Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов  в книге «Этика бизнеса» рассматривают  структуру этики бизнеса и  дают наглядную схему взаимодействия этики бизнеса с другими областями знаний (Рис.1.):

 

 

«Традиционно этику бизнеса  принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями. Под микроэтикой – исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

 

В системе моральных отношений  между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне присутствуют моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, - между различными корпорациями. На вертикальном уровне – моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню относятся отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом и отношения между корпорациями и окружающей средой».

 

Социальные и моральные  обязательства компании принято  рассматривать в системе четырех  уровней ответственности деловой  организации:

 

1.Уровень экономической  ответственности - относится к  базовой обязательной ответственности,  которую организация и её руководство  несут перед собственником (или  собственниками) и заключается в  том, чтобы приносить прибыль,  т.е. выполнять свое основное  предназначение как инструмента  бизнеса;

 

2.Уровень правовой ответственности  - следование закону является  обязанностью любой организации,  нарушение которой влечет за  собой серьёзные санкции со  стороны государства и его  силовых структур;

 

3.Уровень этической ответственности  - заключается в следовании моральным  принципам общества и самой  компании. Ответственность этого  уровня - возможная, т.к. она не  подлежит жесткому формальному  регулированию;

 

4.Уровень социальной ответственности  - заключается в способствовании  улучшению благосостояния и повышению  качества жизни общества. Находится  на самой вершине пирамиды  ответственности и не регулируется никакими формальными или неформальными отношениями. Это - желательный уровень ответственности, который оправдывает социальное существование организации».8

 

Дафт, Ричард Л. В своей книге «Менеджмент» различает «три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

 

1. Традиционный (узкоэкономический) - сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.

 

2. Этический подход (с  точки зрения заинтересованных  лиц) - сформулирован профессором  социологии, менеджмента Питером  Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц - стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).

Информация о работе Что такое этика бизнеса?