Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:00, реферат
От этого зависит деятельность компании, честные и справедливые отношения с потребителями, конкурентами и сотрудниками внутри компании. Эта научная дисциплина очень мало развита в нашей стране, ее мало освящают в СМИ. Эта тема одна из самых актуальных в нашем бизнесе на данный этап времени. Именно своей неизведанностью эта тема для меня представляет интерес.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Что такое этика бизнеса?..................................................................................3
Становление этики бизнеса как научной дисциплины………………………....4
Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности в менеджменте……………………………………………………………………....6
Основные концепции в этике бизнеса……………………………………….…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Что такое этика бизнеса?..........
Становление этики бизнеса
как научной дисциплины……………………
Принципы этики бизнеса.
Понятие социальной ответственности
в менеджменте……………………………………………
Основные концепции в
этике бизнеса……………………………………….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18
Этика бизнеса в широком смысле - это совокупность
этических принципов и норм, которыми
должна руководствоваться деятельность
организаций и их членов в сфере управления
и предпринимательства. Она охватывает
явления различных порядков: этическую
оценку как внутренней, так и внешней политики
организации, т.е. профессиональную мораль;
моральный климат в организации; образы
морального поведения; нормы делового
этикета.
Этика бизнеса
- одна из самых молодых и стремительно
развивающихся областей науки. Наиболее
полное воплощение этики бизнеса приходится
на корпоративную культуру современных
западных компаний с их четко структурированным
ведением бизнеса. В России же она только
недавно начала развиваться. Я считаю,
что этика бизнеса и морально-этические
нормы должны присутствовать в кожной
компании. От этого зависит деятельность
компании, честные и справедливые отношения
с потребителями, конкурентами и сотрудниками
внутри компании. Эта научная дисциплина
очень мало развита в нашей стране, ее
мало освящают в СМИ. Эта тема одна из самых
актуальных в нашем бизнесе на данный
этап времени. Именно своей неизведанностью
эта тема для меня представляет интерес.
Что такое этика бизнеса?
Для того чтобы дать определение термину «этика бизнеса», нужно обратиться к основополагающим терминам «мораль» и «этика». И.Н. Кузнецов сказал, что «Этика как философская наука изучает мораль. Мораль - форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.»11 Таким образом, «этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль».22 Можно дать более полное определение слову этика. Этика – это система нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом.
Исходя из вышесказанного, можно дать определение термину «Этика бизнеса». Это определение сформулировала Лора Нэш: «Этика бизнеса, как научная дисциплина, представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом.»
Профессор П.В. Малиновский в своей статье дает определение этики бизнеса: «Этика бизнеса в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образы морального поведения; нормы делового этикета».3
В совокупности этих определений, можно отчетливо понять, что такое эпика бизнеса. Этика бизнеса - это наука, изучающая моральные нормы. Этими моральными нормами должна руководствоваться организация и предприниматели.
Зачастую, многие путают этику
бизнеса с деловым этикетом.
Поэтому я хочу разграничить эти
понятия. Этикет в переводе с греческого
языка означает «обычай». Это строго
установленный порядок и формы
отношений, правила поведения людей.
В нашей обыденной жизни мы
тоже сталкиваемся с необходимостью
выполнять нормы поведения в
общественных местах, в гостях и
т.д. В сфере бизнеса к деловому
этикету относятся определенные
правила поведения
Становление этики бизнеса как научной дисциплины
Само понятие «этичного
ведения дел» возникло еще в древности
в купеческой среде. Репутация купца прежде
всего отражала общественную моральную
оценку его деятельности. Кроме того, параллельно
складывался институт меценатства, как
форма социальной ответственности собственников-
В своей книге «Этика бизнеса»
Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов описывают
становление этики бизнеса: «Этика
бизнеса как область знаний сформировалась
в 1970-х гг. В Соединенных Штатах.
Между научным сообществом и
деловым миром в это время
возникло все большее согласие по
вопросу необходимости
К началу 1980-х гг. такая
область знаний, как этика бизнеса,
стала важнейшим предметом
В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:
· управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого» капитализма);
· попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;
· социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц).7
Принципы этики бизнеса. Понятие социальной ответственности в менеджменте.
Этика бизнеса – это
научная дисциплина, изучающая применение
этических принципов к деловым
ситуациям. Наиболее разрабатываемые
вопросы в этике бизнеса
Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов в книге «Этика бизнеса» рассматривают структуру этики бизнеса и дают наглядную схему взаимодействия этики бизнеса с другими областями знаний (Рис.1.):
«Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом, как в целом, так и его организованными частями. Под микроэтикой – исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.
В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне присутствуют моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, - между различными корпорациями. На вертикальном уровне – моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню относятся отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом и отношения между корпорациями и окружающей средой».
Социальные и моральные
обязательства компании принято
рассматривать в системе
1.Уровень экономической
ответственности - относится к
базовой обязательной
2.Уровень правовой
3.Уровень этической
4.Уровень социальной
Дафт, Ричард Л. В своей книге «Менеджмент» различает «три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:
1. Традиционный (узкоэкономический) - сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: поскольку деловые организации должны служить интересам своих собственников, и т.к. менеджеры в конечном счете являются всего лишь наемными служащими, то их первостепенная задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
2. Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) - сформулирован профессором социологии, менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом имеет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц - стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение организацией её целей, поэтому руководству организации приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике этот подход является наиболее распространенным (на развитых рынках).