Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:54, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать этику бизнеса.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 Рассмотреть общие проблемы и категории профессиональной этики;
 Охарактеризовать виды и специфику профессиональной этики;

Оглавление

1. Общие проблемы и категории профессиональной этики 4
2.Виды и специфика профессиональной этики 9
3. Нормы цивилизованных деловых отношений 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

04 Этика бизнеса.doc

— 106.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

1. Общие проблемы и категории профессиональной этики

2.Виды и специфика профессиональной этики

3. Нормы цивилизованных деловых отношений

Заключение

Список литературы


Введение

 

В Соединенных Штатах Америки и в Западной Европе этика бизнеса давно существует как научная дисциплина, исследующая в соответствующем аспекте менеджмент, экономику, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. В сферу этики бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др. Существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics) и большое количество монографий.

Этика бизнеса как прикладная область знаний сформировалась в США и в Западной Европе в 1970-х годах 20 века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей еще в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения этического сознания профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также ответственности корпораций перед обществом. Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций.

Цель работы – проанализировать этику бизнеса.

Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

                  Рассмотреть общие проблемы и категории профессиональной этики;

                  Охарактеризовать виды и специфику профессиональной этики;

                  Проанализировать нормы цивилизованных деловых отношений.

Метод исследования – анализ литературы.

Структура работы обусловлена целью и задачами, а потому состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.


1. Общие проблемы и категории профессиональной этики

 

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей и от того, какими по своему нравственному содержанию являются отношения людей, в обеспечении данного процесса, во многом зависит благополучие общества и отдельного субъекта общественных отношений. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой деятельности: производственной, экономической, предпринимательской, управленческой, научной, художественной и др.

Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а также к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом[1].

Профессиональная этика изучает: 

                 Отношение трудовых коллективов к обществу;

                 Отношение отдельного специалиста к обществу;

                 Нравственные качества специалиста, обеспечивающие наилучшее выполнение профессионального долга;

                 Взаимоотношения специалистов и людей, являющихся обьектами их деятельности;

                 Особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Повышенные моральные требования предъявляются к профессиям типа «человек – человек», т.е. связанным с ответственностью за жизнь других людей, требующим высокой согласованности в действиях (здравоохранение, образование, управление, транспорт, бытовые услуги). Деятельность людей этого типа означает «вторжение» во внутренний мир человека, и нравственная ответственность приобретает здесь решающее значение. К примеру, когда мы общаемся с продавцом, то хотим не только того, чтобы он выполнял свои прямые обязанности, но был вежлив и обходителен с нами. Когда мы выбираем воспитательное или образовательное заведение для своих детей, то ищем не просто хорошую школу, а хороших, добрых и внимательных воспитателей и учителей. Когда мы решаем, к какому врачу обратиться за медицинской помощью, то имеем в виду не просто первоклассного в своей области специалиста, но аккуратного, терпеливого, способного к сотрудничеству человека.

Категории деловой этики понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Этика - учение о морали. Мораль - предмет этики. Этика философии и существует до настоящего времени как философское учение и философская учебная дисциплина. Основатель этики - великий древнегреческий философ, основатель софистики, Сократ. Выдающимися личностями, занимающимися вопросами этики являются: Аристотель, Платон, Сенека, Марк Аврелий, А. Шопенгауэр, Б. Спиноза, Ф. Ницше, И. Кант, А. Швейцер. Проблемами этики интересовались все значительные мыслители России. Самые выдающиеся работы по этике оставили святой Тихон Задонский, святой Феофан Затворник, Вл.С. Соловьёв, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев. Нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого приобрели мировое значение.

На эволюцию этики и морали огромное влияние оказали идеи моралистов - людей предлагавших новые моральные заповеди, более глубокое понимание известных нравственных принципов. К ним относятся Моисей, Будда, Конфуций, Иисус, Мухаммед[2].

Мораль и по субъекту регуляции отличается от права. Потому как мораль обращена к человеку как к личности. Личность - ценность, которая не признаёт никаких физических или политических границ.

Мораль предполагает свободную личность, а с другой стороны - создает свободную и ответственную личность. Мораль является ограничителем свободы воли, и формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и наперекор обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности. Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстаёт как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором развития подобной положительной свободы. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим. Более того, на все протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структуры его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного»[3].

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, личностей или общностей, при котором проистекает обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу конкретного вида деятельности, связанной с производством продуктов или делового эффекта. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в разных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночной экономики – это в основном получение максимальной прибыли[4].

С содержательной стороны моральные ценности предстают ценностями добра и зла. Все моральные ценности являются ценностями добра и зла, а также их различных конкретных форм.

Концепции зла можно поделить на два вида: монистические и дуалистические. Дуалистические взгляды на зло представлены в религиозных и идеалистических учениях, например, в зороастризме, у манихейцев, Платона, Шеллинга, Бердяева и др. С данной точки зрения в мире признаются два начала – одно доброе, светлое, отождествляемое с идеальным Богом, а другое – злое, тёмное, меоническое, отождествляемое с материей. Общим недостатком этих концепций является пессимизм в отношении возможностей добра, конечной победы добра. Здесь, если даже отстаивается Божественная благодать, то ограничивается Божественное всемогущество.

В экономике базисные моральные ценности общества предстают как определенные системные общественные ценности, а именно как благо, хозяйственность, справедливость. Можно сказать, что существование экономики проходит под модусами блага, хозяйственности и справедливости. Конкретное же проявление системных ценностей экономики в свою очередь зависит от самих экономических структур. Но кроме структурно-нравственного аспекта экономики, соединенного со средствами производства, формами хозяйствования, экономическими отношениями, в ней можно выделить и личностно-этический аспект. Личностно-этический аспект экономики определяется этическими качествами самих людей, занятых производством, бизнесом, менеджментом[5].

Любая экономическая деятельность интенционально связана с определёнными нравственными ценностями, хотя и в разной степени. Всё это и определяет нравственную самоценность экономики и позволяет рассматривать хозяйственность как специфическую нравственную ценность, которая интенционально связана с экономической материальной хозяйственной деятельность.

Важнейшей системной нравственной ценностью экономики предстаёт справедливость. Справедливость – это ценность, характеризующая отношения распределения благ как должное, соответствующее рангу моральной ценности. В экономике справедливость связана с распределением экономических благ и, следовательно, с отношениями собственности, а также и с отношениями обмена.

Справедливость как ценность предстаёт в различных формах: как абсолютная моральная ценность, как относительная, историческая и общечеловеческая. Справедливость как ценность при этом следует отличать от справедливости как оценки. Оценки справедливости, в том числе теории справедливости, ещё более многообразны, чем собственно ценность справедливости.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон[6].

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.


2.Виды и специфика профессиональной этики

 

Типологический анализ человеческой деятельности позволяет выделить основные виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики. Рассмотрим основные.

1.                 Врачебная этика (ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение);

2.                 Педагогическая этика (рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека);

3.                 Этика ученого (предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность);

4.                 Творческая этика (ожидает от людей творческих профессий проповедования  высших ценностей);

5.                 Инженерная этика (предполагает ответственность за изобретения – их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации);

6.                 Судебная этика (базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона);

7.                 Деловая этика или этика бизнеса (требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности)[7].

Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общих этических норм, вызванную спецификой личностных отношений и закрепленных в профессиональных кодексах.

Профессиональный кодекс –нормы поведения (правила, образцы, эталоны), предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Профессиональные кодексы могут иметь вид уставов, предписаний, инструкций. Кроме этого, профессиональные отношения регулируются различными санкциями (поощрения, наказания). ПК могут разрабатываться:

1.                 на уровне фирмы, предприятия, организации;

2.                 на отраслевом уровне (например, повсеместно принятые принципы ведения бизнеса по ценным бумагам);

3.                 на региональном уровне (например, кодекс чести предпринимателей Башкортостана);

4.                 на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека и т.п.)[8]

Деловая этика является особым проявлением профессиональной этики. Часто, как идентичные, употребляются понятия «экономическая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса», «этика рынка». Поэтому понятия «деловой человек» и «предприниматель», «бизнесмен» также могут использоваться как тождественные.

Специфика деловой этики обусловлена потребностью регулирования и организации экономической деятельности людей, которая связана, во-первых, с выполнением конкретных производственных функций; во-вторых, с технологическим процессом; в-третьих, с необходимостью достижения конкретных результатов труда. Рынок – это локальная социальная система, которая должна быть рационально осмыслена с позиции морали.

Информация о работе Этика бизнеса