Этика бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:54, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать этику бизнеса.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 Рассмотреть общие проблемы и категории профессиональной этики;
 Охарактеризовать виды и специфику профессиональной этики;

Оглавление

1. Общие проблемы и категории профессиональной этики 4
2.Виды и специфика профессиональной этики 9
3. Нормы цивилизованных деловых отношений 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

04 Этика бизнеса.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Проблема соотношения экономики и нравственности является одной из древнейших. Еще Аристотель советовал заниматься только производством благ. Данная проблема волновала и средневековых теологов, однако они утверждали, что «деньги – это дьявол», а богатство и накопительство (по крайней мере, для простых людей) – подлежит моральному осуждению. Формирование новых капиталистических экономических отношений в Европе в 16 в. неразрывно связаны с протестантизмом. Стремление к прибыли стало неотделимым аспектом служения Богу. Финансовый успех стал восприниматься как благословение. Капитализм и протестантизм обеспечили моральную основу процесса «делания денег».

Православные страны представляют в этом плане консервативную позицию. Становление рыночных отношений, нацеленных на достижение финансового и социального успеха, до сих пор не получает моральной поддержки у большинства населения. Для большинства очевиден только один результат реформ – глубокое расслоение общества на бедных и богатых. Основные причины этой ситуации заключаются в следующем: 1) отсутствие привычки работать и получать средства для жизни за счет своих личных способностей; 2) православная доктрина, проповедующая не стяжательство, скромность, умение довольствоваться малым. Деньги при этом рассматриваются как антитеза нравственности[9].

Западная модель экономических отношений в настоящее время базируется на утверждении, что хорошая этика означает хороший бизнес. Соблюдение норм морали снижает степень предпринимательского риска. Девизом европейского бизнеса является высказывание: «Частная собственность должна быть честной».

Таким образом, честность и справедливость – наиболее общие моральные установки цивилизованных деловых отношений. Однако в каждом обществе в каждую конкретную эпоху эти принципы приобретают специфические очертания.


3. Нормы цивилизованных деловых отношений

 

Нормы цивилизованного предпринимательства (НЦП) – это признанный в деловой сфере порядок ведения дел, соответствующий общечеловеческой морали и получивший общественное признание. НЦП включает в себя стандарты предпринимательской деятельности (СПД) и стереотипы делового человека (СДЧ).

СПД представляют собой образцы поведения предпринимателя в деловой инфраструктуре, которым он должен соответствовать в морально-профессиональном аспекте. Специалисты по менеджменту отмечают, что цивилизованный предприниматель должен[10]:

- быть убежденным в полезности своего труда для общества;

- уважать собственность и государство;

- уважать личность;

- уважать труд других людей;

- ценить образование, науку и технику;

- внимательно относиться к инновационным процессам;

- соблюдать требования технической и экологической безопасности.

Стереотипы делового человека (СДЧ) – это совокупность профессиональных, нравственных, психологических, физических качеств личности. СДЧ включают следующие моменты:

- доходный бизнес;

- удачную карьеру;

- позитивную репутацию в деловом мире;

- собственный имидж;

- высокий уровень образования;

- хорошую физическую форму и отсутствие вредных привычек;

- добропорядочность и ответственность в семейных и рабочих отношениях;

- моральную устойчивость;

- владение деловым этикетом.

Несоответствие данным параметрам формирует антистереотип делового человека, который отрицательным образом отражается на общественном мнении об институте бизнеса. Сам по себе достаток не является аморальным фактором. Аморальны по своей сути способы его получения и размещения. Безнравственность заключается в излишествах, манерности, превращении накопительства в самоцель.

Бизнес может иметь аморальный оттенок в связи с несколькими факторами: 1) отсутствие у предпринимателей привычки и традиции обслуживать; 2) нацеленность на получение почти мгновенной личной выгоды и прибыли; 3) стремление к ограничению конкуренции, агрессия, нездоровое желание унизить других; 4) фактическое отсутствие имиджа цивилизованного делового человека, что проявляется в речи, поведении, стиле мышления.[11]

Проанализируем общие формы нарушения норм цивилизованного предпринимательства. Любая экономическая деятельность имеет определенную структуру, особый характер отношений. Предприниматель может выступать в качестве руководителя фирмы, представителя фирмы, специалиста. Нарушение моральных норм может иметь место в любом из этих звеньев.

Наиболее общая классификация иллюстрирует нарушения в отношении:

- общества и государства (несоблюдение налогового законодательства, нанесение ущерба государству и его собственности, использование служебного положения в корыстных целях);

- деловой инфраструктуры (информационный обман, коммерческое воровство, фальсификация документов, фиктивные операции, взяточничество, нецелевое использование государственных и общественных средств);

- потребителей товаров и услуг (нарушение прав потребителей: потребитель имеет право получить полную истинную информацию о товаре или услуге, свидетельство о формах и параметрах товара или услуги, чек, квитанцию, сертификат; квалифицированное и вежливое обслуживание; нанесение материального или морального ущерба: продажа заведомо некачественного товара или услуги; причинение вреда здоровью: несоблюдение условий продажи товара или услуги, несоответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности).

Таким образом, этика бизнеса – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.


Заключение

 

Деловая этика способна помочь людям рассматривать нравственные проблемы в бизнесе более системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой. Она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы. Она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить.

Этика бизнеса представляет собой систему норм поведения бизнесмена, требований, предъявляемых обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Этика бизнеса предполагает что те, кто приступает к ее изучению, уже являются людьми моральными, что они в состоянии отличить правильное от неправильного и что они испытывают желание стать еще более со­вершенными, более благожелательными, более компетентными людьми, людьми высокой морали. Этика бизнеса как наука не изменит методы ведения бизнеса, если те, кто пользуется методами, нуждающимися в нравственной переоценке, сами не пожелают их изменить. Этика бизнеса способна выдвинуть аргументы, доказывающие, что такая-то практика аморальна, но очевидно, что только люди, располагающие властью производить изменения, окажутся в состоянии их осуществить.

Основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам профессиональной деятельности.

 


Список литературы

 

1.                 Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений. / Р.Н. Ботавина. – М.: Академия, 2008. – 198 с.

2.                 Венедиктова, В.И. О деловой этике и этикете. / В.И. Венедиктова. - М.: Мир, 2005. – 432 с.

3.                 Деловое общение. Учебное пособие. / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашко и Ко, 2006. – 304 с.

4.                 Коллинз, Д. Этика и этикет в бизнесе. / Д. Коллинз. – СПб.: Питер, 2009. – 241 с.

5.                 Коробкова, С.Н. Этика делового общения. / С.Н. Коробкова. - СПб.: Питер, 2005. – 213 с.

6.                 Лавриненко, В.И. Социальная психология и этика делового общения. / В.И. Лавриненко. – М.: Академия, 2006. – 343 с.

7.                 Титова, А.Г. Деловое общение. / А.Г. Титова. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 234 с.



[1] Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений. / Р.Н. Ботавина. – М.: Академия, 2008. – С.56-60.

[2] Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений. / Р.Н. Ботавина. – М.: Академия, 2008. – С.23-30.

[3] Венедиктова, В.И. О деловой этике и этикете. / В.И. Венедиктова. - М.: Мир, 2005.- С.80-84.

[4] Коробкова, С.Н. Этика делового общения. / С.Н. Коробкова. - СПб.: Питер, 2005. – С.56-57.

 

[5] Венедиктова, В.И. О деловой этике и этикете. / В.И. Венедиктова. - М.: Мир, 2005.- С.90-94.

[6] Титова, А.Г. Деловое общение. / А.Г. Титова. - М.: ВЛАДОС, 2008. – С.45-47.

 

[7] Лавриненко, В.И. Социальная психология и этика делового общения. / В.И. Лавриненко. – М.: Академия, 2006. – С. 15-20.

[8] Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений. / Р.Н. Ботавина. – М.: Академия, 2008. – С.74-76.

[9] Коробкова, С.Н. Этика делового общения. / С.Н. Коробкова. - СПб.: Питер, 2005. – С.78-80.

 

[10] Коллинз, Д. Этика и этикет в бизнесе. / Д. Коллинз. – СПб.: Питер, 2009. – С.46-50.

[11] Деловое общение. Учебное пособие. / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашко и Ко, 2006. – С. 57-59.


Информация о работе Этика бизнеса