Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:49, реферат
Тема реферата выбрана мною не случайно, я считаю, что «этика бизнеса» - это одна из составляющих выбранной мною профессии, и если я ставлю цель быть квалифицированным и востребованным специалистом, в моих интересах изучить такое важное понятие в экономической деятельности, как этика бизнеса.
Актуальность данной темы трудно не заметить в условиях современного развития общества, когда бизнес является основным субъектом, предоставляющим товары и услуги во всех сферах жизни общества. И в такой глобальной отрасли обязательно должны существовать свои правила игры, то есть этика бизнеса.
Целью работы является рассмотрение, анализ и осмысление данного понятия.
Во многих
случаях отсутствует
По мнению критиков утилитаризма, именно "проблемы измерения" сводят на нет любые попытки сторонников этой теории придать ей всеобъемлющий характер. Однако сами сторонники утилитаризма считают, что в реальной жизни многие решения могут быть приняты на чисто количественной базе.
Наиболее
"гибкий" способ количественного
измерения прибыли и расходов,
сопутствующих принятию решения, базируется
на использовании денежного
И наконец, утилитарист скажет вам, что в том случае, когда прибыль и расходы нельзя сопоставить на базе рыночных цен, остается возможность применения других количественных показателей: результаты социологических опросов, итоги политических выборов, оценки экспертов, на основании которых можно рассчитать объемы расходов и прибыли в данном конкретном случае. Тем не менее, следует отметить, что утилитаризм подвергается критике.
3.1.3. Критика
утилитаризма
Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя на самом деле они неправедны и результатом их становится нарушение прав человека.
Предположим,
ваш дядя болен неизлечимым и
мучительным недугом и в
Критики
утилитаризма доказывают, что данная
теория не может быть применена в
случаях, когда речь идет о соблюдении
социальной справедливости. Предположим,
что небольшая группа рабочих-мигрантов,
получающих нищенскую заработную плату,
едва обеспечивают возможность существования,
выполняя весьма тяжелую работу, которую
больше никто не желает выполнять, но
которая приносит удовлетворение огромному
большинству членов общества, так
как последние в результате получают,
например, дешевые свежие овощи. Предположим,
что чистая прибыль в этой ситуации
оказывается больше, чем ущерб
от несчастий и боли, которые испытывают
люди, принадлежащие к маленькой
группе сельскохозяйственных рабочих,
и больше, чем была бы чистая прибыль
в случае, если бы тяготы работы на ферме
распределялись поровну между всеми.
Тогда, согласно теории утилитаризма,
сохранение статуса нищих
В ходе
полемики с критиками утилитаризма
сторонники последнего разработали
убедительную и обоснованную теорию,
получившую название "норм-утилитаризм".
Согласно норм-утилитаристам, процесс
этического истолкования образа действий
не должен быть связан с необходимостью
определения эффекта
Критики
утилитаризма отыскали в положениях
теории еще одно слабое место: они
считают, что норм-утилитаризм - просто
скрытая форма традиционного
утилитаризма. По их мнению, законы (правила),
допускающие некоторые
3.2. Деонтическая
этика или этика долга
3.2.1. Характеристика
этики долга
Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.
Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.
Характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать их для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма.
3.2.2. Различия
между утилитаристским
Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав:
1. Моральные
права являются отражением
2. Права
образуют базу нормативов, используя
которые, можно отвергнуть
Права
- более совершенный инструмент,
чем стандартные нормы
Многие исследователи полагают, что категорический императив И. Канта объясняет наличие у человека моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности поступка.
Действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.
С точки зрения этики бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда - как одно только средство". У нас всегда есть сильное искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно частое явление.
Значение
теории Канта для этики трудно
переоценить. Кант далеко продвинул
наше понимание закона нравственности,
так как связал процесс принятия
этического решения с универсализацией
правила, строя этику на общей
для всех людей рациональности.
3.3. Этика
справедливости
Третий
подход к проблемам деловой жизни
связан с использованием в анализе
бизнеса категории
"Этика
справедливости" исходит из положения,
что люди по своей природе
являются общественными
- "капиталистическая"
справедливость - распределение благ
должно осуществляться с
-"коммунистическая"
справедливость -трудовые обязанности
должны распределяться в
- концепция
справедливости, сформулированная
американским ученым Дж. Ролзом
в вышедшей в 1971 году книге
"Теория справедливости". Он
сформулировал свое понимание справедливости,
основанное на следующих принципах: каждый
человек имеет равное право на наиболее
широкие свободы, совместимые с аналогичными
свободами других людей; неравенство по
социально-экономическим параметрам должно
быть таким, чтобы: а) обеспечить максимум
прибыли для наименее привилегированных
лиц; б) учреждения и должностные лица,
являющиеся носителями власти, были доступны
в равной мере для каждого("равенство
возможностей"). Согласно Ролзу, первый
принцип должен быть приоритетным по отношению
к принципу второму "б" и в случае,
если ситуация такова, что оба принципа
противоречат друг другу,используется
принцип а).
4. История
экономической этики
4.1. Важнейшее
в мировой истории этики
Г. Форд
считал, что счастье и благосостояние
добываются только честной работой.
Суть фордовской экономической этики
в том, что произведенный продукт
не просто реализованная "деловая
теория", а "нечто большее" -
теория, цель которой создать из
мира вещей источник радостей. Сила
и машина, деньги и имущество полезны
лишь постольку, поскольку они способствуют
жизненной свободе. Этико-экономические
установки Форда имеют