Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:32, реферат
Умение правильно общаться предполагает прежде всего способность разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. Для руководителя любого ранга, большая часть рабочего времени которого состоит в общении с самыми разными людьми, необходимо знание не только психологии, но и этики делового общения, которую можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Во многих случаях успех или неудача делового общения определяется способностью вступающих в контакт партнеров успешно преодолевать барьеры общения, среди которых наиболее часто встречаются следующие:
Этика делового общения
Умение правильно общаться предполагает прежде всего способность разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. Для руководителя любого ранга, большая часть рабочего времени которого состоит в общении с самыми разными людьми, необходимо знание не только психологии, но и этики делового общения, которую можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Во многих случаях успех или неудача делового общения определяется способностью вступающих в контакт партнеров успешно преодолевать барьеры общения, среди которых наиболее часто встречаются следующие:
Социальный
интеллект проявляется в
Деловое общение - это прежде всего коммуникация, т.е. взаимный обмен информацией, значимой для участников общения. Чтобы способствовать достижению целей партнеров по общению, необходимо правильно использовать средства коммуникации и уметь преодолевать коммуникационные барьеры.
Все средства общения делятся на две группы - вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу обычно передается словесная информация, по невербальному - отношение к партнеру по общению.
Невербальные средства общения подразделяются на:
Деловое общение предполагает передачу информации, содержание которой передается при помощи языка. Успешность делового общения зависит как от умения говорить, так и особенно от умения слушать. Неумение слушать чаще всего является главной причиной неэффективного общения, приводит к ошибкам, недоразумениям и проблемам. Наиболее типичные ошибки слушания, о которых нужно знать:
Деловое общение - это общение с целью решения тех или иных практических дел, ситуаций, вопросов, проблем, когда необходимо, используя других людей, изменить их деятельность в нужном для вас направлении.
Руководитель вступает в деловое общение с подчиненными, чтобы:
Распорядительная информация по форме может быть :
Предпочтительнее использование демократической формы выдачи распоряжения.
Отдавая распоряжения, руководитель рассчитывает не просто на формальное выполнение подчиненным дела, но и на наличие у подчиненного желания это задание выполнить, поскольку желание - залог выполнения не только данного, но и последующих заданий.
Самым сильным
мотивом появления у
Для обеспечения
взаимопонимания между
Понимание собеседника может быть заблокировано, если разговор ведется в грубой форме, агрессивно. Следует помнить, что форма разговора воспринимается в большей степени, чем его содержание.
Понимание - необходимое, но не всегда достаточное условие качественной работы подчиненного. Понять - еще не значит принять. Поэтому важно обеспечить согласие подчиненного на выполнение задания руководителя. При этом ваша позиция не должна противоречить основным взглядам и позициям воспринимающего информацию. Для того, чтобы партнер принял вашу позицию, нужно найти и показать ему его личный интерес в качественном выполнении полученного задания - обычно это удовлетворение материальных или моральных потребностей партнера.
Руководитель, умеющий убеждать и уговаривать партнера или партнеров по деловому общению, достигает высокого уровня исполнительской деятельности не столько силовым давлением, сколько знанием психологии, использованием моральных приемов воздействия на них.
При прочих
равных условиях люди легче принимают
позицию того человека, к которому
испытывают эмоционально положительное
отношение. Если проанализировать поведение
людей, которые живут и работают,
практически не имея врагов и недоброжелателей,
то можно заметить, что в деловом
и личном общении они используют
ряд морально-психологических
Общий механизм
формирования аттракции основывается
на том, что всякий сигнал, поступающий
к человеку через его органы чувств,
может исчезнуть без следа, а
может сохраниться в
Эмоционально значимый сигнал, посылаемый партнеру, остается в сфере бессознательного и оказывает свое влияние в виде эмоционального отношения. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится к ним так, а не иначе.
Если в процессе общения посылать партнеру сигналы так, чтобы сигнал имел для него эмоционально положительное значение и при этом он этот сигнал не осознавал, то возникает эффект, при котором партнер будет утверждать, что общение было приятным и собеседник располагает к себе.
Приемы аттракции предназначены только для того, чтобы расположить к вам собеседника, а не убедить его в чем-то или что-то доказать.
Прием "Имя собственное" - обращение к партнеру по имени означает для него внимание к нему как к личности, утверждение его претензии на то, что он личность. Как можно чаще при общении с подчиненными и посетителями обращайтесь к ним по имени и отчеству, удовлетворяйте их потребность осознавать себя личностью.
Прием "Зеркало
отношения" - то, что изображено на
вашем лице: улыбка, мимика, гораздо
в большей степени
Прием "Терпеливый слушатель" - терпеливо и внимательно выслушивая партнера по общению, обратившегося к вам, вы удовлетворяете одну из высших потребностей человека - потребность в самовыражении. В ХХ веке никто не желает слушать, все хотят только говорить. Станьте исключением из правила - и люди невольно потянутся к вам.
Прием "Личная жизнь" - большинство людей имеют свои личные интересы, увлечения, склонности. Если с человеком вести разговор в русле его личных интересов, он начинает считать вас чутким и внимательным человеком. Хороший руководитель должен знать интересы и увлечения своих подчиненных и время от времени говорить с ними об этом.
Прием
"Золотые слова" - способность
и умение говорить людям комплименты,
т.е. слова или фразы, в которых
содержится небольшое преувеличение
положительных качеств
Использовать приемы аттракции следует комплексно и постоянно. Следует знать, что эффект от их применения наступает не сразу, а через определенный промежуток времени. Применяя эти приемы, руководитель ясно понимает, на что он воздействует, что происходит с подчиненными и чего он добивается.
Первое правило делового общения - будьте во всем пунктуальны
Опоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того они свидетельствуют о том, что на такого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания. К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем вы предполагали; и главное, как только вы наконец-то принялись за работу, всегда найдется какая-нибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро что-то должно случиться. Из всего этого можно сделать простой вывод: на выполнение заданий надо выделять время с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
Второе правило деловой этики общения - не говорите лишнего
Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических. Это же относится и к разговорам сослуживцев о их личной жизни.