Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:35, реферат
Вечным и одним из главных регуляторов этих делового общения выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.
И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Вечным и одним из главных регуляторов этих делового общения выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.
И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
Но в
зависимости от того, как человек
понимает моральные нормы, какое содержание
в них вкладывает, в какой степени он их
вообще учитывает в общении, он может как
облегчить себе деловое общение, сделать
его более эффективным, помочь в решении
поставленных задач и достижении целей,
так и затруднить это общение или даже
сделать его невозможным.
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин "этика" впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д.
Важнейшими категориями этики являются: "добро", "зло", "справедливость", "благо", "ответственность", "долг", "совесть" и т.д. Внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
В
современном международном
Принципы, то есть основные правила, складывались в бизнесе по мере приобретения ими мирового характера.
Принципы деловой этики.
1. Принцип справедливости. Провозглашает порядочность и честность в делах. Все вознаграждения в виде прибыли и удачи должны быть заслуженными, достигнутыми трудом и талантом. Неудачи тоже должны быть следствием собственных ошибок, а не козней врагов и конкурентов.
Успешные бизнесмены обязаны заниматься благотворительностью. Поддерживая обделенных судьбой, они способствуют установлению мира и устойчивости в обществе.
2. Принцип права. Предусматривает юридическую адекватность действий и ответственности. Любые правовые претензии должны быть обоснованны, полностью соответствовать законодательству и юридическим процедурам конкретной страны.
Каждому участнику делового мира должно быть обеспечено единство прав и обязанностей. Перекос в этом в любую сторону недопустим.
Общечеловеческие
и деловые права каждого
3. Принцип утилитаризма. Утилитаризм, или практицизм, устанавливает соотношение затрат и доходов. Это соотношение должно быть таковым, чтобы работа приносила прибыль. Повышение прибыли нечестным путем недопустимо. Равно как и неприемлемо снижение затрат недостойными способами.
Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, является действие фирмы "Форд Мотор", которая возражала против изъятия модели "Пинто" из производства или 'перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком.
Суть
дела состояла в том, что в 1978 г. три
женщины сгорели заживо, когда "Пинто",
в которой они находились, получил удар
сзади и бак с бензином взорвался. Между
тем компании "Форд" было известно
о технических недостатках бензобака
и даже то, как избавиться от этого дефекта.
Но, как показали расчеты, выплата компенсаций,
если произойдут несчастные случаи, обойдется
компании дешевле по сравнению с затратами
на то, чтобы сделать надежный бензобак.
И компания преступила нормы морали.
Этика
делового общения "снизу-вверх".
В деловом общении "снизу-вверх", т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные".
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти "общий язык" и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот
несколько необходимых
• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы .,.?" и т.д.
• Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет" Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "пет", служит постоянным раздражителем.
• Будьте преданы и надежны, что не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, ею поступки нельзя предвидеть.
• Не стоит
обращаться за помощью, советом, предложением
и т.д. "через голову", сразу к руководителю
вашего руководителя, за исключением экстренных
случаев. В противном случае ваше поведение
может быть расценено как неуважение или
пренебрежение к мнению начальника или
как сомнение в его компетентности. В любом
случае ваш непосредственный руководитель
потом случае теряет авторитет и достоинство.
Этика делового общения "по горизонтали".
Общий этический принцип общения "по горизонтали", т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам". Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно
к коллегам-управляющим
Вот
несколько принципов этики
• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другою.
• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
• Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
• Не относитесь
с предвзятостью к своим
• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.
• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
• Старайтесь слушать не себя, а другого.
• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
• Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей'.
Использованы некоторые рекомендации из книги Трейси Д. .Менеджмент точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. — М.: Автор, 1993.