Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:08, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ финансированого планирования расходов в системе образования и обоснование путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
на основе правовых и нормативных документов охарактеризовать основные источники финансирования образовательных учреждений;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….………………………….….3
Глава 1. механизм финансирования общеобразовательных учреждений….…………………….…..6
1.1. Правовые и нормативные основы механизма финансирования..…...6
1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений……………………………………………………………… 14
1.3. Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. исследование механизма финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.33
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений………………………………………………………………. 33
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств…………. 45
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств…………55
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития
образования………………………………………………………………..57
Глава 3. направление совершенствования механизма финансирования образования……………………….…...……...61
3.1. Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»…………………………………………………………………….61
3.2. Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………..65
3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования
системы образования……………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………...71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И иСТОЧНИКОВ….………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..79
Планирование бюджетных расходов образования связано с предполагаемым развитием учреждения в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников. Планированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд, культурно-массовых, оздоровительных мероприятий: для Новомошковской СОШ – это проведение праздников, конкурсов, занятие в различных кружках, спортивных секциях, питание малообеспеченных детей, обеспечение социальной защиты, а не только их обучение.
Важное значение при планировании бюджетных средств имеет система стандартов.
Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных стандартов является базисный учебный план образовательных учреждений РФ. В нем определено минимальное количество часов на изучение образовательных отраслей, установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам.
В Новомошковской СОШ количество классов в 2008 году - 11, количество учащихся – 137, средняя наполняемость по классам составляет 12 учеников.
Количество классов в 2009 году – 11, количество учащихся – 140, средняя наполняемость классов составляет 13 ученик.
Количество классов в 2010 году – 11, количество учащихся – 146, средняя наполняемость классов составляет 13 ученик.
Учреждением самостоятельно на основе базисного регионального учебного плана сформирован свой учебный план.
Учебный план каждого учреждения позволяет сохранить единое образовательное пространство России. На его основе планируются расходы на учителей, а именно производится расчет стоимости одного образовательного часа (см. Приложение 14).
Еще один показатель, используемый в процессе планирования расходов учреждения – количество педагогических ставок.
Он рассчитывается на основе двух показателей – числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Норма учебной нагрузки для учителей младших (1-4) классов – 20 часов, для старших (5-11) классов – 18 часов в неделю. Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса (по учебному плану). Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю.
Оплата труда педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.08.2007 года № 341 «О порядке формирования и расходования фонда оплаты труда и системе оплаты труда работников образовательных учреждений Новосибирской области».
По вышеуказанным утвержденным нормативам на одного обучающегося рассчитан фонд образовательного учреждения и затраты на обеспечение учебного процесса (учебные расходы) – т.е. определена субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ (см. Приложение 15, 16).
Заработная плата педагогического работника, отработавшего норму часов и качественно выполнивших нормы труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого постановлением Губернатора Новосибирской области.
Согласно Положения о порядке формирования и расходования фонда оплаты труда и системе оплаты труда работников образовательных учреждений произведен расчет стоимости одного образовательного часа и распределение фондов педагогического персонала и прочего персонала (см. Приложение 14).
Из расчета стоимости образовательного часа и распределения фондов видно:
общий фонд оплаты труда, рассчитанный по утвержденным нормативам с учетом поправочных коэффициентов и доведенного учредителем до образовательного учреждения, и отражается в смете образовательного учреждения;
фонд оплаты труда состоит из базовой части и стимулирующей части. Объем стимулирующей части фонда оплаты труда установлен в размере 30% фонда образовательного учреждения. Объем стимулирующей части устанавливается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается локальным актом учреждения. Установленное оптимальное соотношения доли базовой части фонда оплаты труда, направляемой на формирование заработной платы педагогического персонала и доли базовой части прочих работников учреждения 70% к 30%;
стоимость образовательного часа работы педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс, определяется образовательным учреждением самостоятельно в пределах основной части фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, с учетом общего количества часов в учебном году по учебному плану учреждения в соответствии с методикой, рекомендуемой департаментом образования Новосибирской области.
В пределах гарантированной и специальной части фондов оплаты труда (в соотношении 70% к 30%) составлена тарификация на педагогических работников согласно учебной нагрузки по учебному плану СОШ.
Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должных окладов. Учреждение в пределах фонда оплаты труда разрабатывает и утверждает штатное расписание самостоятельно.
Оплата труда работников определяется трудовым договором, исходя из условий, результативности труда, особенностей деятельности учреждения и работника, в соответствии с установленной системой оплаты труда.
Следующей экономической статьей расхода по учреждению (статья 213) является начисление на заработную плату. Расходы по этой статье связаны с уплатой налогов во внебюджетные фонды, которые в настоящее время составляют 26,2% от общего фонда оплаты труда.
Всего субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ:
2009 год – 5441,1 тысяч рублей;
2010 год – 5554,1 тысяч рублей, т.е. при увеличении норматива финансирования наблюдается увеличение размера субвенций.
Фонд оплаты труда по школе составляет:
2009 год – 5268,8 тысяч рублей;
2010 год – 5389,1 тысяч рублей.
Расходы на обеспечение образовательного процесса (учебные расходы):
2009 год – 172,3 тысяч рублей;
2010 год – 165,00 тысяч рублей.
Кроме того:
1) ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство:
2009 год – 238,8 тысяч рублей;
2010 год – 248,4 тысяч рублей.
2) приобретение учебников:
2009 год – 28,4 тысяч рублей;
2010 год – 30,4 тысяч рублей;
3) организация питания детей из малообеспеченных семей:
2009 год – 145,0 тысяч рублей;
2010 год – 261,4 тысяч рублей.
4) внедрение комплексных мер модернизации образования:
2009 год – 257,6 тысяч рублей;
2010 год – 292,6 тысяч рублей.
5) молодежная политика и оздоровление детей:
2009 год – 21,6 тысяч рублей;
2010 год – 77,6 тысяч рублей.
6) социальное обеспечение населения:
2009 год – 75,2 тысяч рублей;
2010 год – 77,6 тысяч рублей.
Из средств муниципального образования на содержание учреждения запланировано всего средств:
2009 год – 1752,4 тысяч рублей;
2010 год –2594,5тысяч рублей.
Значительное место в затратах на содержание учреждения занимают коммунальные платежи за уголь, освещение, транспортные услуги. Расчетный объем средств от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. Коммунальное обслуживание осуществляется по договорам со специализированными организациями:
Приобское отделение ОАО «СибирьЭнерго»;
МХ ООО «Теплосервис».
По статье 222 – транспортные услуги:
2009 год – 3,7 тысяч рублей;
2010 год – 472,0 тысяч рублей.
По статье 223 – коммунальные услуги запланировано:
2009 год – 167,6 тысяч рублей;
2010 год – 191,2 тысяч рублей.
По статье 340 – увеличение стоимости материальных запасов:
2009 год – 1228,00 тысяч рублей;
2010 год – 614,2 тысяч рублей.
Статьи 222 и 340 различны: в марте 2010г. была передача автотранспортного средства на баланс ОАО «Автотранс».
Остальные статьи бюджетной классификации, финансируемые из средств муниципального образования, планируются с минимальными затратами в основном из-за дефицита бюджетных средств. В течение года при поступлении дополнительных средств в районе лимиты на образование увеличиваются учредителем.
По статье 225 планируются в основном средства на текущий ремонт зданий и сооружений.
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств
Из приложения 17 по использованию финансовых средств сделаны следующие выводы: бюджет 2009 года Новомошковской СОШ исполнен на 100,3%, т.е. виден дефицит бюджета (- 23770 рублей), который в основном относится на коммунальные услуги (- 51557 рубля), но по статье 225–профицит (7786 рублей). В то время как за вознаграждение классного руководства не использована по причине выплаты начисленной суммы за декабрь 2009 года в январе 2010 года.
Бюджет 2010 года Новомошковской СОШ исполнен на 98,6%, т.е. виден профицит бюджета (124129 рублей), который в основном относится на транспортные услуги (94455 рубля), по статье 225 (7786 рублей). В то время как за вознаграждение классного руководства не использована по причине выплаты начисленной суммы за декабрь 2010 года в январе 2011 года.
По программе Государственная поддержка внедрения комплексных мер модернизации использована субвенция– в основном на приобретение школьной мебели.
Данные, используемые для анализа, взяты из годовой бухгалтерской отчетности, код формы по ОКУД – 0503127.
Таблица 5.- Динамика увеличения среднемесячной заработной платы за период 2008-2010 года
Наименование показателя |
2008 год (руб.) |
2009 год (руб.) | Процентное увеличение к 2008 году |
2010 год (руб.) | Процентное увеличение к 2009 году |
Среднемесячная начисленная заработная плата по учреждениям: | 7824 | 10706 | 137 | 14209 | 133 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
административно-управленческий персонал | 18596 | 23786 | 128 | 23392 | 98 |
учителя | 11091 | 13864 | 125 | 15935 | 115 |
младший обслуживающий персонал | 2940 | 4350 | 148 | 7952 | 183 |
педагогический персонал не осуществляющий учебный процесс | 6725 | 10239 | 152 | 11336 | 110,7 |
В данной таблице наблюдается устойчивая тенденция роста средней заработной платы персонала школы.
В результате анализа исследования механизма финансирования Новомошковской СОШ очевидно, что при введении новой системы оплаты труда изменился подход к расходованию фонда оплаты труда.
Согласно положения об оплате труда учреждение самостоятельно определяет:
соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда (соответственно 70% и 30%);
соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала (70% - педагогического персонала, 30% - прочего персонала);
внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей, - на основании чего определена стоимость 1 педагогического часа и составлена тарификация педагогических работников;
порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников: разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития образования
Принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и реализация национального приоритетного проекта «Образование» ориентирует образование Новосибирской области на углубление процессов модернизации, в том числе и в финансово-экономической сфере.
Комплекс осуществляемых целевых программных мероприятий развивается по следующим направлениям:
научное, методическое обеспечение развития принципов нормативно-подушевого бюджетного финансирования образования;
организация и управление процессами, обеспечивающими исполнение бюджетных обязательств по оказанию образовательных услуг;
информационное сопровождение внедрения и реализации новых принципов нормативного бюджетного финансирования образования.
Их реализация требует проведения следующих организационно-внедренческих мероприятий:
организована работа СМИ по информированию общественности о необходимости перехода на нормативно-подушевое финансирование, разъяснение принципов нормативного финансирования, анализ негативных и позитивных процессов;
Информация о работе Планирование обеспечения расходов учреждения образования