Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:08, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ финансированого планирования расходов в системе образования и обоснование путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
на основе правовых и нормативных документов охарактеризовать основные источники финансирования образовательных учреждений;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….………………………….….3
Глава 1. механизм финансирования общеобразовательных учреждений….…………………….…..6
1.1. Правовые и нормативные основы механизма финансирования..…...6
1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений……………………………………………………………… 14
1.3. Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. исследование механизма финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.33
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений………………………………………………………………. 33
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств…………. 45
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств…………55
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития
образования………………………………………………………………..57
Глава 3. направление совершенствования механизма финансирования образования……………………….…...……...61
3.1. Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»…………………………………………………………………….61
3.2. Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………..65
3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования
системы образования……………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………...71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И иСТОЧНИКОВ….………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..79
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
индивидуальными – составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
общими – составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
на централизованные мероприятия – разрабатываются для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.);
сводными – объединяют и индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование и т.д.);
свод расходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);
расчеты и обоснования расходов и доходов.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Составление смет бюджетных учреждений позволяют решать следующие задачи:
обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
контроль за эффективным и экономным расходованием средств.[10]
Исполнение смет доходов и расходов бюджетными организациями, как за счет средств бюджета, так и за счет предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, бюджетной классификации Российской Федерации.
Бюджетная классификация утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 года № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Разъяснение к ней утверждены Приказом Министерства финансов «Об утверждении указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 25.05.1999 года № 38н; с тех пор изменяется по несколько разделам в год.
В настоящее время действуют «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год», утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.08.2004 года № 72н (вводится в действие приказом Министерством финансов Российской Федерации от 25.10.2004 года № 93н).
Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и призвана обеспечить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета.
В состав бюджетной классификации Российской Федерации входят:
классификация доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации, введенная федеральным законом, подразделяется на группы, статьи и подстатьи доходов.
Расходы бюджета группируются по трем структурам: функциональной, ведомственной и экономической.
Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации – разделы, отражающие направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Функциональная классификация содержит 11 разделов. Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование, содержание учреждений образования, обеспечение и организацию учебного процесса, переподготовку и повышение квалификации, молодежную политику и оздоровление детей.
Расходы по организации оздоровительной кампании детей и подростков и молодежной политике отражаются по самостоятельному подразделу 0707 «Молодежная политика и оздоровление детей», как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
По подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования» отражаются расходы на руководство и управление в сфере образования, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов в области образования, управление ими.
Второй уровень – подразделы (84 подраздела), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Таблица 1.- Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Код | Наименование разделов и подразделов |
0700 | Образование |
0701 | Дошкольное образование |
0702 | Общее образование |
0703 | Начальное профессиональное образование |
0704 | Среднее профессиональное образование |
0705 | Переподготовка и повышение квалификации |
0706 | Высшее профессиональное образование |
0707 | Молодежная политика и оздоровление детей |
0708 | Прикладные научные исследования в области образования |
0709 | Другие вопросы в области образования |
Третий уровень – экономическая классификация расходов бюджета Российской Федерации (см. Приложение 2).
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет направления расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Кроме того, настоящая классификация состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов.
Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять ассигнования с расходами по отчетам об исполнении бюджетов, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономическому расходованию государственных средств, контролю рублем за выполнением социально-экономических и финансовых планов.[11]
Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг.
Основные формы бюджетного финансирования:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
трансферты населению;
субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
дотации, субвенции и субсидии нижестоящим бюджетам;
средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.
Законность и стабильность финансовой деятельности бюджетного учреждения обеспечивает составление обоснованных и полных смет.
Исполнение сметы расходов осуществляется на основе бюджетного финансирования. Размер бюджетных ассигнований определяется каждый год в разрезе подразделений бюджетной классификации.
Смета является основным документом финансового планирования и важнейшим инструментом анализа организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (см. Приложение 3).
В приложении обозначена смета образовательного учреждения Новомошковской средней общеобразовательной школы, в которой сформированы средства по типам затрат видно, что:
из средств муниципального образования на год утверждено 1243811,00 рублей, которые расписаны по статьям расхода (т.е. на содержание учреждения);
субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ – 4492200,00 рублей, из них на фонд оплаты труда – 3324849,92 рублей, на учебные расходы – 292300,00 рублей;
субвенция на приобретение учебников – 21413,00 рублей;
субвенция на ежемесячное денежное вознаграждение – 222200,00 рублей;
государственная поддержка внедрения комплексных мер модернизации образования – 912476,56 рублей;
социальные выплаты (летний отдых детей) – 42980,16 рублей.
Тем самым из средств федерального бюджета – 1134676,56 рубля, из средств регионального бюджета – 4556593,16 рубля, из средств муниципального образования – 1243811,00 рублей.
Таким образом, консолидированный бюджет Новомошковской средней общеобразовательной школы равен 6935080,72 рубля. Основную долю составляет региональный бюджет – 65,7%. Бюджет муниципального образования составляет от общей сметы – 17,9%, федеральный бюджет – 16,4%.
ГЛАВА 2.ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений
Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статья 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации.[12]
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 1756-р. Целью Концепции является решение проблемы повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях России в соответствии с Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
Основной целью экономической стратегии развития образования должны стать стабилизация и укрепление финансово-экономического положения образовательных учреждений.
В общем контексте модернизации образования основные цели реорганизации сети образовательных учреждений совпадают с объявленными целями модернизации:
повышение качества образования;
повышение доступности качественного образования;
повышение социальной эффективности образования;
повышение экономической эффективности функционирования системы образования.[13]
Имеющиеся в Новосибирской области наработки по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, изучение опыта субъектов Российской Федерации и рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию новой системы оплаты труда работников образования, активизировали в 2006 году работу по разработке новой системы оплаты труда работников общего образования и подготовке к ее внедрению.
До введения в Новосибирской области нормативного бюджетного финансирования структура бюджета общеобразовательных учреждений отражала финансирование общих затрат на образование. Прежние принципы бюджетного финансирования образования приводили к нерациональному использованию бюджетных средств.
В Новосибирской области доля образования в бюджетах муниципальных образований колебалась от 43% до 71%. В муниципальном образовании Мошковского района затраты на образование были от 52% до 57%.
Среднемесячные расходы на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях колебались от 1096 рублей до 3200 рублей. В некоторых муниципальных образованиях стоимость образовательной услуги на одного обучающегося была ниже среднеобластной. В муниципальном образовании Мошковского района стоимость образовательной услуги составляла:
2009 год – 3521 рублей;
2010 год – 3810 рублей.
Налицо существовала неравномерность в достижении принципа доступности качественного образования для детей области, проживающих на территории различных муниципальных образований, заработная плата педагогических работников практически не зависела от числа обучающихся на одного педагога.
Все это подчеркивает неэффективность расходов бюджетов, формируемых по существовавшим ранее принципам на поддержание действующей сети образовательных учреждений.
Эти выводы были учтены при разработке методики нормативного финансирования и концепции оптимизации образовательных ресурсов на территории Новосибирской области.
Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Информация о работе Планирование обеспечения расходов учреждения образования