Планирование обеспечения расходов учреждения образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ финансированого планирования расходов в системе образования и обоснование путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
 на основе правовых и нормативных документов охарактеризовать основные источники финансирования образовательных учреждений;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….………………………….….3
Глава 1. механизм финансирования общеобразовательных учреждений….…………………….…..6
1.1. Правовые и нормативные основы механизма финансирования..…...6
1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений……………………………………………………………… 14
1.3. Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. исследование механизма финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.33
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений………………………………………………………………. 33
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств…………. 45
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств…………55
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития
образования………………………………………………………………..57
Глава 3. направление совершенствования механизма финансирования образования……………………….…...……...61
3.1. Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»…………………………………………………………………….61
3.2. Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………..65
3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования
системы образования……………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………...71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И иСТОЧНИКОВ….………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..79

Файлы: 1 файл

Планирование обеспечения расходов учреждения образования.doc

— 910.00 Кб (Скачать)

2)     Обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому: обеспечение детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому, современными компьютерами, оснащенными пакетом системного и прикладного программного обеспечения, а также дополнительным оборудованием устройствами работы, учитывающие особенности физиологических ограничений детей с ограниченными возможностями; оснащение техникой и подключением к сети Интернет учителей, участвующих в дистанционном образовании; создание методических центров подготовки и поддержки учителей, их обучение. Создание соответствующей методической и нормативно-правовой базы.

     В большинстве своем образовательная и научная среда недостаточно подготовлена к активному, массовому внедрению ИКТ. Необходимо преодолеть этот барьер, который зачастую носит чисто психологический характер. В умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников, а в тоже время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным. Нет ясных, практических методик, гарантирующих эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя.[17]

           

3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования системы образования

     Первый этап перехода на нормативный бюджет завершен. Задачи значительного увеличения бюджетного финансирования, повышения предсказуемости и прозрачности бюджетов образовательных учреждений решены. В образовательную систему нашего региона дополнительно единовременно было выделено два миллиарда рублей. В ближайшее время существенное повышение величины норматива вряд ли возможно. В 2011 году экономика еще будет преодолевать кризис, она закредитована, нуждается в структурной перестройке. Это не позволит увеличить доходы в бюджет области, следовательно, и его расходы. Кроме того, в 2011 году предстоит качественное увеличение страховых взносов на фонд оплаты труда с 26,2 % на 34,2%, мы будем дополнительные финансовые средства передавать пенсионному фонду и фонду медицинского страхования. Это потребует дополнительного финансирования.

     Поэтому нужно перейти ко второму этапу реализации механизма нормативного бюджетного финансирования. Его задача – норматив должен стать инструментом развития качества образования и повышения эффективности образовательной системы.

     Существующий в настоящее время норматив финансирования является инструментом, стимулирующим совершенствование условий процесса, но не результата деятельности.

     Норматив - это бюджетное обязательство, гарантирующее гражданам бесплатное получение образовательной услуги в объеме государственного образовательного стандарта. Установлен фиксированный размер норматива. Следующая задача – определить его структуру так, чтобы достаточно точно вычленить и зафиксировать стоимость того или иного образовательного курса, модуля, образовательной программы на соответствующую группы учащихся, курс, специальность в соответствии с образовательным стандартом. Необходимо установить в общем объеме норматива на обучающегося фиксированную долю расходов на использование ресурсов учреждений дополнительного образования в организации занятости учащихся в режиме полного дня. Необходимо также обеспечить механизм движения финансов за полученную услугу учеником, приняв в зачет его образовательные достижения, если услуга реализована в другом учреждении общего или дополнительного образования.

     Норматив должен стать эффективным инструментом построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, развертывания модульной системы образования, интеграции общего и дополнительного образования, развитие профессионального и введения инклюзивного образования.

     Норматив подушевого финансирования:

      на 01.01.2007 год составлял – 11100 рублей;

      на 01.01.2009 год – 18180 рублей, т.е. процент увеличения равен – 163,8%.

     Задача на будущее – корректировка концепции нормативно-подушевого финансирования. Норматив должен быть не гарантией учреждению за количество принятых на обучение учеников, а гарантией бюджетных расходов ученику за получение образовательной услуги. Это – задача качественно, принципиально нового уровня сложности, ее решение пока неочевидно и требует интеграции усилий органов власти, экспертного сообщества и педагогической общественности.

     Одной из специальных задач Года учителя предусмотреть в наступающем году масштабную грантовую программу. Грант должен перестать выполнять функцию дотации на обеспечение текущих программ и расходов. Эта форма поддержки должна стать мощным стимулом получения дополнительного ресурса инновационного развития образования. Выделение грантов образовательным учреждениям, творческим коллективам, общественным организациям, талантливым педагогам даст сигнал обществу о том, что в сфере образования идет обновление. Это не потребует огромных денег, но позволит очень серьезно поддержать общественное внимание к учителю.[18] 

     Задачей этого года будет переход к более эффективному нормативу финансирования всей системы общего и профессионального образования. Опробован нормативный подход. В отличие от других регионов в Новосибирской области формировали его арифметическим способом, когда просто любую смету делят на контингент и получают какие-то индивидуальные, но все равно сметные нормативы, а не нормативы, позволяющие стимулировать качество.

     Нормативы были максимально адаптированы к социальным традициям, в основе которых лежала урочная нагрузка. Сразу невозможно исключить дифференциацию. Уровень бюджетной обеспеченности образовательных учреждений различался в разы, такая ситуация складывалась десятилетиями. Поэтому совершенно очевидно, что принятие норматива не смогли эффективно стимулировать качество образования.

     Поэтому нормативы финансирования будут существенно обновлены. Они должны быть не столько стабильно адаптационными, сколько стимулирующими рост качества образования, стимулирующими новые формы, дополняющие классно-урочную систему.

     Это будет очень сложно сделать в наступившем году, потому что совершенствование любого норматива обязательно предполагает рост финансирования. Рост бюджета региона возможен только на базе роста эффективности экономики.

     Нужно повышать эффективность, а это требует определенного времени. Тем не менее, нормативы должны быть обновлены и пересмотрены – это задача текущего года.[19]

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Определение приоритетных направлений расходования средств – это важная и ответственная деятельность государства. Центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета. С понятием обеспечения расходов бюджета тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.

     Бюджетное финансирование образования является одним из наиболее важных направлений расходования средств государства. Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего, финансированием образовательных учреждений. Основные задачи в области финансирования учреждений образования – увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; совершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование.

     Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется бюджетом Новосибирской области посредством выделения субвенций местным бюджетам.

     Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

     Методика, утвержденная Законом, устанавливает порядок расчета норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента, которые позволяют при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения) не допускать снижения фактически сложившихся объемов бюджетных расходов, как для каждого муниципального образования, так и для каждого образовательного учреждения (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг), а при наличии возможностей бюджета и увеличить соответствующие расходы.

     Анализ финансирования системы образования показывает, что на протяжении последних лет сохраняется довольно высокий темп роста расходов на образование.

     В течение последних лет сохраняется увеличение доли расходов на образование  в федеральном бюджете, что позволяет говорить о тенденции опережающего роста как в экономическом факторе приоритетности образования.

     В результате реализации таких федеральных целевых программ как «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды» постепенно решается проблема оснащение системы образования современной компьютерной техникой, развивается инфраструктура системы образования, осуществляется подготовка и переподготовка кадров в области информатизации образования. Образовательные учреждения подключаются к сети Интернет, создаются электронные учебные издания, базы данных, электронные библиотеки, образовательные сайты и порталы, развивается система дистанционного обучения.[20]

     Доступность, качество, эффективность – эти главные задачи поставлены перед системой образования в одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Их решение невозможно без формирования эффективных экономических отношений в сфере образования, новых механизмов ресурсного в первую очередь финансового обеспечения образовательных учреждений.

     Основной целью экономической стратегии развития образования должны стать стабилизация и укрепление финансово-экономического положения образовательных учреждений.

     В общем контексте модернизации образования основные цели реорганизации сети образовательных учреждений совпадают с объявленными стратегическими целями модернизации:

      Повышение качества образования;

      Повышение доступности качественного образования;

      Повышение социальной эффективности образования;

      Повышение экономической эффективности функционирования системы образования.

     Департаментом образования Новосибирской области приказом от 20 ноября 2099 года № 1208 «Ресурсное обеспечение модернизации образования Новосибирской области на 2009-2011 годы».

     В ходе реализации Программы будут созданы условия для модернизации системы общего образования в Новосибирской области за счет формирования и эффективного использования ресурсов.

     Программа позволит на 5% повысить эффективность использования средств областного бюджета Новосибирской области за счет целевого расходования финансовых ресурсов на реализацию основных направлений модернизации образования в Новосибирской области.[21]

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники

1.      Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 года № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 года №7-ФКЗ) // Правовая система «КонсультантПлюс».

2.      Гражданский кодекс РФ. // Правовая система «КонсультантПлюс».

3.      Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (приня ГД ФС РФ 03.07.1998) // Правовая система «КонсультантПлюс».

4.      Федеральный закон от 18.07.2005 №92-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ Об образовании» (принят ГД ФС РФ 01.07.2005) // Правовая система «КонсультантПлюс».

5.      Федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (принят ГД ФС РФ 06.12.2006) //  Правовая система «КонсультантПлюс».

6.      Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 23.11.2009) «О         бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) // Правовая система «КонсультантПлюс».

7.      Федеральный закон от 05.08.2000 №118-ФЗ (ред. от 27.12.2009) « О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Правовая система «КонсультантПлюс».

8.      Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного  медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (принят ГД ФС РФ 17.07.2009)//Правовая система «КонсультантПлюс».

9.      Закон Новосибирской области от 16.07.2005 №308-ОЗ (ред.от 06.10.2010) «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области»  (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 07.07.2005)// Правовая система «КонсультантПлюс».

10. Закон Новосибирской области от 15.05.2006 №12-ФЗ (ред. 06.04.2009) «О нормативах финансирования государственных бюджетных и автономных образовательных учреждений НСО и муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений на территории НСО» (принят 27.04.2006) // Правовая система «КонсультантПлюс».

11. Закон Новосибирской области от 13.12.2006 №57-ОЗ (ред. 08.02.2010) «О наделении органов местного самоуправления в НСО отдельными государственными полномочиями НСО по обеспечению социальной поддержки детей, находящихся в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории НСО» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 30.112006)//  Правовая система «КонсультантПлюс».

Информация о работе Планирование обеспечения расходов учреждения образования