Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:08, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ финансированого планирования расходов в системе образования и обоснование путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
на основе правовых и нормативных документов охарактеризовать основные источники финансирования образовательных учреждений;
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….………………………….….3
Глава 1. механизм финансирования общеобразовательных учреждений….…………………….…..6
1.1. Правовые и нормативные основы механизма финансирования..…...6
1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений……………………………………………………………… 14
1.3. Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. исследование механизма финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.33
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений………………………………………………………………. 33
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств…………. 45
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств…………55
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития
образования………………………………………………………………..57
Глава 3. направление совершенствования механизма финансирования образования……………………….…...……...61
3.1. Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»…………………………………………………………………….61
3.2. Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………..65
3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования
системы образования……………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………...71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И иСТОЧНИКОВ….………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..79
Система образования формально предоставляет обучающимся право на выбор образовательного учреждения (только в рамках р.п. Мошково, с. Сокур) ориентировано на удовлетворение их образовательных потребностей с учетом их возможностей.
В 4-х образовательных учреждениях обучающиеся с достаточным уровнем подготовки могут продолжить обучение в профильных классах (Мошковская № 1, Смоленская, Сокурская № 19 средняя общеобразовательная школа, Мошковский центр образования).
Профильные классы выбрали направление профилизации, исходя из запросов родителей и учащихся (в основном гуманитарное и физико-математическое).
В дальнейшем получение специальностей в профильных классах не связано с профессиональным востребованием на рынке труда района (востребованные специальности: агрономы, ветеринары, зоотехники, инженеры, операторы машинного доения, операторы животноводческих комплексов, трактористы сельскохозяйственного производства, сварщики, водители).
Но образовательные учреждения, слабо владея этой информацией, всерьез не занимаются подготовкой учащихся к осознанному выбору профессии.
Отрицательную роль играет и географическая близость к городу Новосибирску. Подготовленные кадры уходят на работу в город по другим специальностям, с более высокой оплатой труда.
Отсутствие строительства муниципального жилья затрудняет приток молодых специалистов.
Не в полной мере соблюдается права детей со специальными потребностями. Но из-за малочисленности обучающихся нет возможности открытия коррекционных классов. 154 ребенка обучаются интегрировано по специальным коррекционным программам в образовательных учреждениях, но слабо организована им помощь узкими специалистами.
Требует иных подходов и организация коррекционного обучения в дошкольных учреждениях. В районе только в 1 детском саду (Мошковский д/с № 3 «Улыбка» комбинированного вида) действует логопедическая группа. Активно следует использовать для организации этой работы систему дополнительного образования.
Ограниченные возможности в выборе дошкольных образовательных учреждений имеют родители детей дошкольного возраста.
Возможности детей в селах по выбору образовательных услуг ограничены по техническим причинам. Частично этот недостаток компенсируется в области дополнительного образования за счет открытия в образовательных учреждениях объединений детского дома творчества и детских юношеских спортивных школ. В Мошковском центре образования дополнительное образование передано образовательному учреждению.
Образовательная сеть района не обеспечивает равный доступ к полноценному образованию, возможности его получения зависят от благосостояния семьи и места жительства. Свыше 10% учащихся после 9 классов из семей жителей села Сокур, поселок Октябрьский, районный поселок Мошково, районный поселок Станционно-Ояшинский, поселок Емельяновский, расположенных вблизи железной дороги и в 30-50 км удаленных от города, отправляют детей для обучения в вузы, гимназии и лицеи города Новосибирска.
7,5% выпускников из сел поступают в профессиональные училища (государственное обеспечение помогает малообеспеченным семьям).
В перспективе необходимо обеспечить равный доступ обучающихся к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, состояния здоровья.
Профилизация старшей ступени общего образования – актуальная задача в настоящее время. Решить ее на качественном уровне возможно только в учреждениях, где много старшеклассников. Учитывая невысокий показатель минимального количества классов-комплектов на старшей ступени обучения в школах района, расширить возможности для учета индивидуальных запросов старшеклассников можно за счет внедрения сетевого взаимодействия и организации подвоза детей, и дистанционного обучения. Кроме этого повысить степень индивидуализации обучения на старшей ступени поможет обеспечение возможности выхода в Интернет. Сегодня процент старшеклассников в средних школах, имеющих выход в Интернет равен 100%.
Таким образом, подводя итоги анализа можно выделить сильные и слабые стороны системы образования района:
Таблица 3.- Сильные и слабые стороны системы образования района
Сильные стороны | Слабые стороны |
1.Опыт организации профильного обучения (4 образовательных учреждения). | 1.Отсутствие ориентира на рынок труда, формирование профильных классов без учета реальных потребностей рынка труда усиливает социальную незащищенность выпускников школы. |
2.Обучение детей со специальными потребностями, интегрировано в образовательные учреждения. | 2.Отстутствие возможности выбора породит ошибки в выборе профессии и образовательного пути, не сможем подготовить выпускников к дальнейшему самоопределению. |
3.Опыт организации предшкольного образования на базе образовательного учреждения. | 3.Отсутствие классов коррекции снижает эффективность работы с детьми со специальными образовательными потребностями. |
4.Разветвленная сеть филиалов дошкольных образовательных учреждений на базе образовательных учреждений. | 4.Ограниченная возможность выбора дошкольных образовательных учреждений. |
5.Опыт проведения реструктуризации образовательных учреждений. | 5.Слабая материальная база образовательного учреждения ведет к неэффективному ведению образовательного процесса, снижение качества образования. |
6.Опыт интеграции дошкольного, дополнительного и общего образования, обучения по индивидуальным программам на дому. | 6.Отсутствие дистанционного обучения, форма обучения в виде экстерната и семейного образования, сетевого взаимодействия образовательного учреждения ведет к ограничению возможности выбора. |
7.Созданы ресурсные центры: Информационно-методический, бухгалтерского, материально-технического информационного обеспечения учреждений Мошковского района, информационных технологий (Мошковский центр образования). | 7.Невысокий уровень количества старшеклассников, имеющих выход в Интернет. |
8.100% образовательных учреждений – самостоятельные юридические лица. | 8.Малочисленность образовательных учреждений осложняет процесс профилизации на III ступени обучения. |
9.Наличие сети учреждений культуры, библиотек, клубов. |
|
10.Создание банка учета детей. |
|
11.Наличие профессиональных учреждений – ресурсов для предпрофильной и профильной подготовки (элективные курсы, экскурсии, профессиональные потребности и др.) |
|
Следовательно, существующая образовательная сеть еще недостаточно открыта, слабо сочетает различные формы и виды образования, отсутствует реальная вариативность системы образования, а значит, требует модернизации.
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств
Принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и реализация Национального приоритетного проекта «образование» ориентируют образование Новосибирской области на углубление процессов модернизации, в том числе и в финансово-экономической сфере.
Проведенный финансово-экономический анализ системы образования показывает, что:
используемая в настоящее время структура бюджета образования отражает финансирование затрат, а не сумму средств, направленную на персонифицированную образовательную услугу в системе общего образования;
заработная плата работников образования не находится в прямой зависимости от количества обучающихся на одного педагога и показывает различную стоимость образовательной услуги в разных муниципалитетах;
требуют интенсификации процессы реструктуризация сети образовательных учреждений и консолидации статей бюджета, направленных на образование.
Эти выводы были учтены при разработке методики нормативного финансирования и оптимизации образовательных ресурсов на территории Новосибирской области.
В Новосибирской области принят Закон от 15.05.2006 года № 12-ОЗ «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области».
С 1 февраля 2008 года общеобразовательные учреждения района переведены на нормативно-подушевое финансирование. Все общеобразовательные учреждения получают субвенции по нормативно-подушевому принципу.
Методика, утвержденная Законом, устанавливает порядок расчета норматива для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ, в том числе дошкольного образования.
Норматив финансирования рассчитывается на основе: стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги; нормативного соотношения фондов заработной платы педагогических работников и административно-
Законом предусмотрено, что расчетный подушевой норматив покрывает следующие расходы на год:
оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, а также отчисления во внебюджетные фонды, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
расходы непосредственно связанные с обеспечением образовательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью);
иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического административно-
Расходы на обеспечение образовательного процесса (учебные расходы) составляют 5% от общего норматива финансирования.
Норматив подушевого финансирования на 01.01.2007 года составлял - 11100 рублей, на 01.01.2009 года – 18180 рублей.
Учитывая наличие в районе значительного количества малокомплектных общеобразовательных школ, областным Законом «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области» на переходный период (до 3 лет) предусмотрена возможность установления поправочных коэффициентов для муниципальных образований и, соответственно, общеобразовательных учреждений, имеющих низкую среднюю наполняемость классов. Кроме этого, в Закон включена норма, в соответствии с которой малокомплектные школы, в случае невозможности их реструктуризации, финансируются по факту необходимых затрат. Для малокомплектных школ коэффициент в 2 раза больше.
Финансирование образовательных учреждений на заработную плату и обеспечение учебного процесса нормативно-рассчитанное и гарантированное. Зная параметры норматива, стало возможным прогнозировать объемы бюджетных средств руководителями образовательных учреждений.
Изменилась структура заработной платы.
Оплата труда педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в образовательных учреждениях Новосибирской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.08.2007 года № 341 «О порядке формирования и расходования фонда оплаты труда и системе оплаты труда работников образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.08.2007 года № 341 утверждено положение о порядке формирования и расходования фонда оплаты труда. На основании указанных документов принято постановление Главы Мошковского района Новосибирской области от 31.10.2007 года № 1159 «О внедрении новой системы оплаты труда и перехода на нормативно-подушевое финансирование в образовательных учреждениях Мошковского района», которым утверждено положение о порядке формирования и расходования фонда оплаты труда работников образовательных учреждений района.
На 2008 год постановлением Администрации Новосибирской области от 04.08.2008 года № 220-па увеличены нормативы финансирования:
1) на 1 обучающегося в год – 20100 рублей,
в том числе на обеспечение образовательного процесса – 1410 рублей;
2) для образовательных учреждений численностью до 50 человек – 46910 рублей,
в том числе на обеспечение образовательного процесса – 1410 рублей;
3) для обучающихся вечерних (сменных) образовательных учреждений – 13900 рублей,
в том числе на обеспечение образовательного процесса – 900 рублей.
Размеры поправочных коэффициентов, используемых при расчете объемов финансирования образовательных учреждений, применяемые к фонду оплаты труда, рассчитанному по нормативу финансирования утверждены от 04.08.2008 года № 220-па. (см. Приложение 13).
Постановлением Администрации Новосибирской области от 23.03.2009 года № 119-па «О внесении изменений в постановлении Администрации Новосибирской области от 04.08.2008 года № 220-па» нормативы изменены в сторону уменьшения (связи со сложившейся кризисной обстановкой в стране) и утверждены в следующих размерах:
1) на 1 обучающегося в год – 18410 рублей,
в том числе на обеспечение образовательного процесса – 1180 рублей;
2) для образовательных учреждений численностью до 50 человек – 42580 рублей,
в том числе на обеспечение образовательного процесса – 1180 рублей;
3) для обучающихся вечерних (сменных) образовательных учреждений – 12700 рублей,
в том числе на обеспечение образовательного процесса – 900 рублей.
Размеры поправочных коэффициентов, используемых при расчете объемов финансирования образовательных учреждений, остались без изменения.
Для образовательных учреждений расчет субвенций производится автоматизированной программой «НИКА», разработанной Корпорацией «Парус».
Формирование сметы расходов на 2008 год рассмотрено на примере Новомошковской средней общеобразовательной школы (см. Приложение 14).
Информация о работе Планирование обеспечения расходов учреждения образования