Планирование обеспечения расходов учреждения образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ финансированого планирования расходов в системе образования и обоснование путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
 на основе правовых и нормативных документов охарактеризовать основные источники финансирования образовательных учреждений;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….………………………….….3
Глава 1. механизм финансирования общеобразовательных учреждений….…………………….…..6
1.1. Правовые и нормативные основы механизма финансирования..…...6
1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений……………………………………………………………… 14
1.3. Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. исследование механизма финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.33
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений………………………………………………………………. 33
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств…………. 45
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств…………55
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития
образования………………………………………………………………..57
Глава 3. направление совершенствования механизма финансирования образования……………………….…...……...61
3.1. Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»…………………………………………………………………….61
3.2. Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………..65
3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования
системы образования……………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………...71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И иСТОЧНИКОВ….………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..79

Файлы: 1 файл

Планирование обеспечения расходов учреждения образования.doc

— 910.00 Кб (Скачать)

     При этом выбор конкретных направлений реорганизации определяется специфическими особенностями соответствующей системы.

     В 2006 году разработана и утверждена целевая программа реструктуризации сети образовательных учреждений Мошковского района Новосибирской области на 2007-2012 гг. (утверждена решением 15 сессии Совета депутатов Мошковского района от 29.03.2007 года).[3]

     Разработка данной Программы продиктована тем, что уровень образования в сельской школе в настоящее время не удовлетворяет возросшим образовательным потребностям сельского населения.

     В ходе реализации Программы развития образования проведена работа по созданию условий для интеллектуального и творческого развития учащихся; по развитию инновационного движения, поддержки педагогических инициатив, формированию новых моделей образовательных учреждений, усилению демократических и гуманистических принципов в образовании.

     В целях дальнейшего обеспечения возможности предоставления каждому ребенку района образования того уровня и качества, к которому он способен и мотивирован, причем в том образовательном учреждении, где есть лучшие педагогические кадры и учебный процесс оснащен современным оборудованием, определены основные направления оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений района на период 2007-2012 годов.    

Реализация Программы позволит:

1)   создать условия доступности качественного образования для детей, обучающихся на территории района;

2)   в основном завершить структурную модернизацию учреждений образования, расположенных на территории района, в том числе: оптимизировать инфраструктуру образовательных учреждений в сельской местности; обеспечить возможность использования преимущества вариантной системы образования, профильного обучения и выбора образовательных программ для сельских школьников; создать систему школьных перевозок учащихся в сельской местности, обеспечивающую условия равного доступа к общеобразовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса для учащихся, обучающихся на территории района; снизить в среднем на 10-12 % текущие расходы на содержание одного обучающегося; улучшить материальное оснащение сельских базовых школ техническими средствами обучения, обеспечивающими образовательный процесс.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит местные финансы к экономической основе местного самоуправления (статья 28). Раскрывается понятие «местные финансы» в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 2 закона, «местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства».[4]

При этом право собственности в отношении местных финансов принадлежит населению муниципального образования, которое реализуется им самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования либо делегируется органам местного самоуправления.

     Финансовая состоятельность достигается передачей объектов государственной собственности в муниципальную, а также материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий органов местного самоуправления. Далее среди этих средств выделяются осуществление контроля за использованием ресурсов, установление и обеспечение государственных минимальных социальных стандартов, регулирование отношений государственного бюджета с местными бюджетами, оказание государственной финансовой поддержки муниципальным образованиям через принятие федеральных и региональных программ развития местного самоуправления. Также осуществляется компенсация дополнительных расходов, связанных с решениями, принятыми на федеральном и региональном уровнях.

     В настоящее время нормативную базу местных финансов составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1996 года, Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формирования и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 года, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 года, Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 года, Указ Президента РФ «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов» от 23 мая 1996 года №769, Распоряжение Правительства РФ «О государственных минимальных социальных стандартах» от 3 июля 1996 года № 1064-р, Закон РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ с изменениями и дополнениями, уставы и законы субъектов Федерации, Бюджетный Кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 31 июля 1998 года.

     Руководствуясь данной нормативной базой, в рамках своей компетенции и своих полномочий население муниципального образования, органы местного самоуправления решают вопросы использования местных финансов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств (статья 6 пункт 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), при этом в случае необеспеченности реализации переданных полномочий материальными и финансовыми ресурсами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

     В настоящее время местные бюджеты являются составной частью финансовой системы муниципального образования на местном уровне. Они представляют собой основанную на совокупности экономических отношений и юридических норм «форму образования и расходования денежных средств», предназначенных для финансирования функций органов местного самоуправления. Устройство муниципального бюджета – это организация и основные принципы его построения.

     В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации предоставления общедоступного бесплатного образования отнесены к вопросам местного значения.

     Закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» № 308-03 от 16.07.2005 года, принятом и утвержденным Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 07.07.2005 года № 308-ОСД направлен на регулирование отношений в сфере дошкольного, общего образования, начального среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на территории Новосибирской области (преамбула в редакции Закона Новосибирской области от 17.07.2006 года № 24-ОЗ).

     Законом отражены:

      политика Новосибирской области в сфере образования;

      законодательство Новосибирской области в сфере образования;

      обеспечение государственных гарантий прав граждан на образование в Новосибирской области;

      основы формирования регионального компонента государственных образовательных стандартов;

      финансирование образования и социальная поддержка обучающихся, воспитанников и педагогических работников в Новосибирской области;

      охрана здоровья обучающихся.[5]

 

1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений

     Новый экономический механизм, который был разработан для системы образования еще в конце 80-ых гг. XX века предполагал:

      переход в бюджетном финансировании от выделения им средств по статьям расходов к финансированию по нормативам, комплексно отражающим потребности учреждений образования;

      сочетание бюджетного обеспечения финансовыми ресурсами с внедрением платных услуг;

      предоставление большей самостоятельности в деятельности учреждений.

     К сожалению, сокращение объемов бюджетного финансирования в 90-х гг. в 3 раза превратило Российскую систему образования в социально неблагополучную отрасль.

     В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение денежных средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако в целом по Федеральному бюджету в 2001-2003гг. на «образование» предусмотрено было ассигнований в размере 4,2% в общей структуре расходов бюджета. Далеки от провозглашенного уровня многие показатели, характеризующие систему образования. К примеру, не был обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий средний уровень заработной платы в РФ. Устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Эти же показатели характеризовали региональные бюджеты и бюджеты муниципальных образований, т.е. бюджеты утверждались с большим дефицитом средств.[6]

     Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 года № 1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных образовательных учреждений основного общего образования» органам государственной власти субъектов Федерации предлагалось принять меры, направленные на выделение субвенций, на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования.[7]

     Указом Президента РФ предусматривалась также подготовка предложений по изменению порядка финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. При этом необходимо было решить такие основные задачи, как:

      обеспечение выплаты заработной платы из бюджета субъекта Федерации;

      введение нормативного финансирования.

     Поставленная задача законодательно решена принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 7 июля 2003 года № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования образовательных учреждений».

     Законы предусматривают разграничение компетенции федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное общее образование.

     Основным источником финансирования образовательных учреждений в России являются средства бюджетов различных уровней. Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.- Структура финансовых потоков на содержание учреждений образования

     Федеральный уровень включает в себя следующие направления финансирования расходов:

      на финансирование учреждений федерального уровня;

      на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь России», «Комплексная программа модернизации образования» и другие;

      на софинансирование образования через различные фонды путем целевого выделения средств.

     На субъекты Российской Федерации возлагается ответственность за обеспечение финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования путем предоставления субвенций муниципалитетам.

     Органы местного самоуправления, являющиеся собственниками имущества общеобразовательных учреждений, обеспечивают финансирование расходов на капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, коммунальные расходы.

     Основополагающим является принцип финансирования реализации государственного стандарта общего образования за счет средств бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Это позволяет развивать межбюджетные отношения и при необходимости софинансировать реализацию образовательного стандарта путем предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации местным бюджетам на нормативной основе.

     Из этого вытекает необходимость установления системы взаимосвязанных государственных и местных нормативов бюджетного финансирования.

     Последние 10 лет на уровне субъекта Федерации вопросами оптимизации финансирования школ практически не занимались, поскольку школа является муниципальной. Но в настоящее время, когда закон обязывает органы власти субъекта Федерации финансировать учебный процесс и заработную плату, необходимо разграничить структуру расходов на образование, обоснованность бюджетного финансирования по муниципалитетам.

      В Законе № 308-ОЗ от 16.07.2005 года в редакции Закона Новосибирской области от 17.07.2006 года № 24-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» статьей 9 определено:

Информация о работе Планирование обеспечения расходов учреждения образования