Планирование обеспечения расходов учреждения образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ финансированого планирования расходов в системе образования и обоснование путей его совершенствования.
Исходя из поставленной цели можно сформировать следующие задачи:
 на основе правовых и нормативных документов охарактеризовать основные источники финансирования образовательных учреждений;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….………………………….….3
Глава 1. механизм финансирования общеобразовательных учреждений….…………………….…..6
1.1. Правовые и нормативные основы механизма финансирования..…...6
1.2. Характеристика источников финансирования образовательных учреждений……………………………………………………………… 14
1.3. Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений………………………………………………………………...24
ГЛАВА 2. исследование механизма финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.33
2.1. Характеристика муниципальных общеобразовательных учреждений………………………………………………………………. 33
2.2. Оценка механизма формирования финансовых средств…………. 45
2.3. Оценка исполнения формирования финансовых средств…………55
2.4. Научное, исследовательское, методическое обеспечение развития
образования………………………………………………………………..57
Глава 3. направление совершенствования механизма финансирования образования……………………….…...……...61
3.1. Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая
школа»…………………………………………………………………….61
3.2. Направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании………………………..65
3.3. Переход к более эффективному нормативу финансирования
системы образования……………………………………………………..67
Заключение………………………………………………………………...71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И иСТОЧНИКОВ….………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..79

Файлы: 1 файл

Планирование обеспечения расходов учреждения образования.doc

— 910.00 Кб (Скачать)
n:justify">      финансирование областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в Новосибирской области осуществляется за счет средств областного бюджета и местных бюджетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Новосибирской области;

      нормативы финансирования по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения устанавливаются в расчете на 1 обучающегося воспитанника;

      финансирование затрат на предоставление начального, среднего и высшего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) осуществляется за счет средств областного бюджета;

      финансирование затрат на издание учебников и учебно-методической литературы, обеспечение содержания образования и подготовку научных и педагогических кадров для образовательных учреждений, реализующих региональный компонент, производится за счет средств областного бюджета.[8]

     Политика Новосибирской области в сфере образования направлена на поддержку:

      граждан при реализации права на образование;

      образовательных учреждений всех типов, видов и форм собственности;

      инновационной деятельности в сфере образования;

      педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений (статья 1 Закона Новосибирской области от 17.07.2006 года № 24-ОЗ).

     В общем виде механизм финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений за счет средств субвенций определен Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 123-ФЗ, Методическими рекомендациями по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования, доведенными до органов исполнительной власти субъектов Федерации совместным письмом Минобразования России и Минфина России.

     Конкретный порядок предоставления и расчет субвенций определяется законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год, где утверждаются нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования и размер субвенции по каждому муниципальному образованию с учетом их особенностей и ресурсных возможностей.

     Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций по получателям бюджетных средств – общеобразовательным учреждениям. Кроме того, за органами местного самоуправления сохраняется ответственность за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений: капитальный и текущий ремонт зданий и оборудования, приобретение оборудования, коммунальные расходы.

     Закон Новосибирской области от 15.05.2006 года № 12-ОЗ «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области» устанавливает нормативы подушевого финансирования образования в Новосибирской области и порядок расчета субвенций для обеспечения реализации общеобразовательных программ, в том числе дошкольного образования. Кроме того, для определения объема субвенций необходимых для формирования бюджета муниципальных образований, приняты ряд нормативных правовых актов Новосибирской области (см. Приложение 1).

     Наряду с бюджетными средствами учреждения образования используют внебюджетные средства, поступающие от проведенных мероприятий по договорам с государственными, общественными организациями, от оказания платных услуг населению, выручку от реализации продукции учебно-производственных и учебно-опытных участков, денежные поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, добровольные взносы от учреждений, организаций и населения.

     Привлечение дополнительных источников на цели образования могут осуществляться двумя путями:

1)     предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

2)     взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительные взносы в пользу образовательного учреждения.

     Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль является целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона «Об образовании» можно выделить законы «Об общественных объединениях и общественных организациях» от 19.05.1995 года  № 82-ФЗ, «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ. Важнейшим источником внебюджетного финансирования являются дополнительные платные услуги населению. К ним относятся:

      обучение по дополнительным образовательным программам;

      преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

      репетиторство;

      углубленное изучение отдельных предметов и др.

     Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить за рамки соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доходы от указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате. В этом случае данная деятельность не будет относиться к предпринимательской.

     Доходы от реализации видов предпринимательской деятельности играют важную роль в основном в учреждениях профессионального образования. Для остальных видов образовательных учреждений большое значение имеют благотворительные поступления от физических и юридических лиц, а также спонсорские средства. Особенность источника финансирования заключается в том, что именно благотворительность определяет порядок использования средств.

     Для ряда образовательных учреждений стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования стал доход от сдачи в аренду свободных помещений. Однако при этом важно не допускать ухудшения условий для осуществления учебной деятельности и заблаговременно выяснять надежность и платежеспособность арендаторов.

     Одним из источников финансирования являются средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ международного сотрудничества. При создании системы государственной поддержки международных проектов в области образования, объем привлекаемых финансовых и иных ресурсов от зарубежных партнеров и фондов, мог бы быть более существенным, нежели в настоящее время.

     Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих  эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.

          Помимо бюджетных учреждений предполагается использование таких организационно-правовых форм, как автономные учреждения и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Выполнение данной задачи позволит создать базовые условия для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования.

     Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

     Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом Российской Федерации вступившим в действие в 2000 году. С принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно утратили силу тысячи нормативных актов по бюджету. За время действия Бюджетного кодекса Российской Федерации в него вносились изменения федеральными законами. Это было связано с проводимой в стране экономической реформой, совершенствованием законодательства в части разграничения прав между уровнями власти (федеральной, региональной, местным самоуправлением) и соответственно доходов и расходов между бюджетами разных уровней.

     В совершенствовании бюджетного законодательства наиболее существенным является Федеральный закон от 26.04.2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

     Вносимые Законом № 63-ФЗ изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации  действуют с января 2008 года. Поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации  меняют почти весь бюджетный процесс. Так в Бюджетный кодекс Российской Федерации вновь введены статья 69.1 «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг» и статья 69.2 «государственное (муниципальное) задание».

     В статье 69.1 определено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся выполнение функций бюджетных учреждений; предоставление субсидий автономным учреждениям и некоммерческим организациям.

     В статье 69.2 указано, что государственное (муниципальное) задание должно содержать, например: порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; предельные цены (тарифы) на оплату таких услуг; порядок контроля за исполнением данных услуг, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения.[9]

 

1.3.Планирование сметы расходов общеобразовательных учреждений

     Сметное финансирование – предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений социальной сферы.

     В современных условиях широко используется метод смешанного финансирования в организациях и учреждениях социальной сферы. Его сущность состоит в том, что расходы учреждения покрываются за счет и бюджетных и собственных источников.

     Основой предоставления бюджетного финансирования этой сферы являются следующие критерии:

      форма собственности хозяйствующего субъекта;

      социальная значимость услуг.

     Финансирование учреждений сферы образования осуществляются либо в форме бюджетных ассигнований, либо в форме бюджетных дотаций.     Учреждения образования находятся на сметном финансировании. Смета хозяйствующего субъекта образовательной сферы является главным инструментом расчета его годовой потребности в финансовых ресурсах, а также условием обеспечения поступлений средств на текущие расходы хозяйственной деятельности. Поскольку совокупные затраты учреждения в смете регламентированы по всем статьям и элементам затрат, то она также выступает инструментом контроля за величиной и целевым использованием финансовых ресурсов. Какие-либо отклонения от сметы всегда являются сигналом к исследованию причин подобных отклонений.

     Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней.

     Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

     Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

     На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы:

      образовательные учреждения;

      учреждения охраны здоровья и физической культуры;

      учреждения культуры.

     Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место занимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации, школы искусств, школы-интернаты и т.п.)

     Нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются в расчете на одного ученика (воспитанника) по каждому типу и виду этого учреждения при утверждении федерального бюджета и бюджетов разных уровней.

     В негосударственных образовательных учреждениях нормативы финансирования не должны быть ниже, чем в государственных и муниципальных учреждениях. Все образовательные учреждения наделены правом привлечения в законодательно установленном порядке дополнительных финансовых ресурсов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.- Основные задачи, решаемые при разработке смет

     Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – основной документ финансового планирования и важнейший инструмент анализа организации финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

     Смета является планом финансирования учреждений и расходования бюджетных средств.

     В смете отражаются и внебюджетные средства от разного рода источников, подлежащие распределению по экономическим нормативам (доходы от платных услуг, продажи продукции).

Информация о работе Планирование обеспечения расходов учреждения образования