Планирование расходов на культуру и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать особенности планирования расходов бюджета на культуру и искусство.
Задачи курсовой работы:
а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;
б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;

Оглавление

Введение
Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость
и характеристика 5
Методика планирования расходов бюджетов бюджетной
системы РФ на культуру и искусство 13
Перспективы совершенствования методики планирования
расходов бюджетов на культуру и искусство в России 21
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 112.77 Кб (Скачать)

Введение

  1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость

 и характеристика         5

  1. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной

системы РФ на культуру и  искусство      13

  1. Перспективы совершенствования методики планирования

 расходов бюджетов на культуру и искусство в России   21

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью  которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. 

Выполняя комплекс задач  по идеологическому и социальному  обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Объектом исследования данной курсовой работы является планирование расходов бюджета на культуру и искусство.

Предмет курсовой работы –  методология планирования расходов бюджета на культуру и искусство.

Цель курсовой работы - исследовать особенности планирования расходов бюджета на культуру и искусство.

Задачи курсовой работы:

а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;

б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;

в) предложить направления совершенствования планирования бюджетных расходов на культуру и искусство.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристика

 Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и  образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и  обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Функции культуры с точки  зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой  совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и  сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной  культуры является целая серия законов  РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября  1992 г. № 3612-1 «Основы: законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Организации культуры могут  быть учреждены:

- федеральными органами  государственной власти и управления;

- органами государственной  власти и управления республик  в составе Российской Федерации,  автономной области, автономных  округов, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга;

- местными Советами народных  депутатов и соответствующими  органами управления;

- общественными и религиозными  организациями, фондами и другими  общественными объединениями;

- иными, в том числе  иностранными юридическими, а также  физическими лицами.

Организации культуры обязаны  зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установленным законодательством РФ. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, музеи наряду с поиском реликвий, организацией их реставрации, хранения, изучения должны удовлетворять и индивидуальные запросы посетителей. Тем самым они не только участвуют в историческом или художественном процессе, выполняя социальный заказ, но и реализуют коммерческий подход к использованию музейных коллекций. Дома, дворцы культуры, другие культурно-досуговые организации наряду с обслуживанием посетителей создают условия для занятий художественной самодеятельностью, народным творчеством, обеспечивая сохранение преемственности традиций, воссоздание основ фольклорного творчества. Театральные коллективы своим творчеством удовлетворяют как эстетические потребности населения, так и активно влияют на психологию зрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат на содержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов на спектакли [11, с.64].

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности  для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С  этой целью государство намеревается [11, с.65]:

- осуществлять бюджетное  финансирование государственных  и в необходимых случаях негосударственных  организаций культуры;

- стимулировать бюджетное  финансирование посредством предоставления  налоговых льгот предприятиям, физическим  лицам, вкладывающим свои средства  в эти цели;

- устанавливать особый  порядок налогообложения некоммерческих  организаций культуры;

- способствовать развитию  благотворительности в области  культуры;

- осуществлять поддержку  малообеспеченных граждан.

Экономические методы регулирования  отношений в сфере культуры во многом схожи с методами, применяемыми в системе образования. В зависимости  от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и  муниципальные учреждения создаются  учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием  порядка пользования материальных и финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничивается. Необходимо заметить, что в отличие  от образования по учреждениям культуры Правительством РФ не утверждались Типовые  положения, регламентирующие порядок  их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных  гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации. В настоящее  время известно несколько предложений  по расчету суммы средств, необходимых  для этих целей [10, с.67]:

- исходя из нормы бюджетного  финансирования на человека и  численности населения;

- на основе процента  от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;

- на основе заданного  процента от общей суммы расходов  бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что  на культуру ежегодно должно направляться не менее 2% от федерального бюджета  и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена  необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов [13, с.78]

 

Таблица 1.1

Группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных  средств по отрасли «культура» [13, с.79]

Наименование

Государственные

Негосударственная сеть учреждений и организаций

учреждения

организации

1.Текущая деятельность

  1.1. финансирование в  разрезе экономических статей

 

+

 

-

 

-

  1.2. финансирование в  форме субсидий

-

+

+

2. Реализация региональных  и федеральных целевых программ

 

+

 

+

 

+

3. Финансовая поддержка  особо ценных объектов культурного  наследия народов РФ (федеральный  и региональный бюджет)

 

+

 

+

 

-

4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий  за счет средств:

  4.1. государственного, регионального  и местного значения

+

+

+

5. Государственные инвестиции  на:

  5.1. оборудование

 

+

 

+

 

-

  5.2. капитальный ремонт  и реставрацию объектов культуры

 

+

 

+

 

-

  5.3. новое строительство

+

+

-


 

Важное значение для решения  вопроса о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация  направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций  на социально значимые и развлекательно-досуговые  позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный  уровень коммерциализации оказываемых  услуг. Источники финансирования культуры практически не отличаются от других отраслей социальной сферы. К ним  относятся: средства бюджетов всех уровней; собственные доходы, являющиеся в  настоящее время неналоговыми доходами бюджета; внебюджетные источники, в  которые входят благотворительная  помощь, средства спонсоров. Следует  обратить внимание на различную природу  благотворительной и спонсорской  деятельности. Если первая регулируется Федеральным законом от 18 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О благотворительной деятельности», то вторая - Федеральным законом  от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». В  соответствии с законодательством  спонсорством называется осуществление  юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого [15, с.88].

К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены:

— содержание федеральных  государственных учреждений и проведение мероприятий общероссийского характера в указанных сферах;

— сохранение, использование, популяризация и государственная  охрана объектов культурного наследия;

— охрана и сохранение особо  ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основное место в структуре  расходов федерального бюджета по разделу «Культура,    кинематография и средства массовой информации» занимают бюджетные расходы на культуру, телевидение и радиовещание (см. таблицу 1.2).

 

                               Таблица 1.2

Структура расходов федерального бюджета по разделу «Культура,    кинематография и средства массовой информации»

                                                                                      в процентах

Подразделы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0

Культура

54,0

55,0

53,0

Кинематография

4,6

5,4

5,6

Телевидение и радиовещание

29,3

33,0

34,7

Периодическая печать и издательства

4,2

1,2

1,3

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации

0,4

0,7

0,7

Другие вопросы в области  культуры, кинематографии и средств  массовой информации

7,5

4,7

4,7


 

Бюджетные ассигнования на исполнение обязательств по подразделу «Культура» характеризуются следующими данными: 2008 год – 44,7 млрд.рублей, 2009 год – 38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд. рублей.

По разделу предусмотрены  ассигнования на реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422, в объеме 29,1 млн. рублей на 2008год, 32,5 млн. рублей – на 2009 год, 30,9 млн. рублей – на 2010 год. В рамках данной программы увеличены ассигнования на проведение общероссийских юбилейных и международных культурных мероприятий в соответствии с указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поручениями и решениями Правительства Российской Федерации в следующих объемах: 3,7 млрд. рублей – на 2008 год, 2,2 млрд. рублей - на 2009 год, 1,5 млрд. рублей – на 2010 год.

Информация о работе Планирование расходов на культуру и искусство