Планирование расходов на культуру и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать особенности планирования расходов бюджета на культуру и искусство.
Задачи курсовой работы:
а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;
б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;

Оглавление

Введение
Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость
и характеристика 5
Методика планирования расходов бюджетов бюджетной
системы РФ на культуру и искусство 13
Перспективы совершенствования методики планирования
расходов бюджетов на культуру и искусство в России 21
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПОСЛЕДНИЙ.docx

— 112.77 Кб (Скачать)

Источниками составляющих культурного  пространства являются совокупность областей культурной деятельности, утвержденная  Законом РФ от 9 октября 1999 г. "Основы законодательства РФ о культуре" (далее "Основы законодательства о культуре"), а также подотрасли отрасли культуры.

Структуру текущих расходов бюджета на культуру составляют три раздела [12, с.204]:

-услуги (товары).

-деятельность.

-управление.

Количество уровней иерархии структуры бюджета на культуру свидетельствует о степени детализации элементов структуры и, следовательно, о качестве бюджетных процедур. Предположим, что предлагаемая двухуровневая детализация является минимально допустимой для всех уровней бюджетной системы. Таким образом, структура должна рассматриваться как часть экономической классификации бюджета. В дальнейшем эта структура будет называться классификацией бюджета на культуру. Всякая деятельность, даже если она не заканчивается созданием рыночного или общественного продукта, имеет результат. В этом смысле верно утверждение о том, что отрицательный результат или отсутствие результата — это тоже результат.

Орган управления культурой, выделяя бюджетные средства на культурную сферу, имеет ожидания, которые условно можно подразделить на три вида соответственно трем разделам структуры бюджета на культуру.

Во-первых, орган управления культурой выделяет бюджетные деньги на культурные услуги и ожидает, что этими деньгами будет оплачено максимальное количество услуг, проданных либо предоставленных бесплатно населению.

Во-вторых, орган управления выделяет бюджетные средства на культурную деятельность и ожидает, что получит точно такое же количество продукции или услуги, которое сам заказывал. При этом мера необходимости этой деятельности определяется заказчиком (органом управления культурой) самостоятельно, исходя из собственных представлений о культурных потребностях региона.

В-третьих, орган управления культурой выделяет деньги на собственное содержание и ожидает, что эти средства не превысят определенную долю от общей суммы расходов соответствующего бюджета на культуру. Эффективность бюджетных расходов на услуги культуры выражается мерой изменения величины бюджетных расходов в зависимости от изменения объема услуг культуры, взятой за ряд лет. Таким образом, если и можно говорить об эффективности бюджетных расходов на нужды культуры, то только как об относительной эффективности. Никаких абсолютных нормативных показателей эффективности нет и быть не может. Эффективная система распределения бюджетных средств в отрасли позволяет[12, с.597]:

- финансировать не имущественный комплекс, а непосредственно мероприятия культурной сферы (спектакли, оперы, балеты, клубно-досуговую деятельность, библиотечную деятельность и т.д.) и не любое мероприятие или деятельность, а только пользующиеся спросом у населения, что позволило бы повысить качество услуг культуры и сделать их доступными для большинства населения;

- передать больше ответственности и полномочий на муниципальный уровень, в максимальной степени приближенный к учреждениям культуры и потребителям их услуг;

- поддерживать общественно значимые культурно-просветительские программы и мероприятия, направленные на реализацию государственной культурной и национальной политики, в том числе с помощью заключения государственного/муниципального контракта с учреждением культуры;

- создать прозрачный и объективный механизм распределения бюджетных средств (через тендеры), лишенный элементов субъективизма;

- привлечь дополнительные внебюджетные средства для финансирования культурной сферы. В данном случае бюджетные средства выступают в качестве "финансового рычага";

Таким образом, можно предполагать, что деятельность отрасли после  достижения целевого состояния будет сопровождаться уменьшением бюджетных затрат на единицу услуг культуры каждого вида.

Что касается системы отношений  по бюджетному финансированию, то в результате реализации реформирования в ней, как ожидается, произойдут следующие изменения [13, с.553]:

- повысится экономичность и эффективность бюджетного финансирования за счет введения системы проводимых конкурсных торгов;

- органы власти смогут четко определить, на приобретение каких услуг они направляют бюджетные средства, а какие услуги не могут и не должны быть предоставлены за бюджетные средства;

- наличие перечня "бюджетных культурных услуг" существенно облегчит принятие решений о приоритетах расходования средств, что сделает приоритеты более четкими и обоснованными;

- органы государственной власти получат возможность анализировать полноту спектра предоставляемых "культурных" услуг, отказываться от ненужных услуг, вносить в перечень ранее не предоставлявшиеся, но необходимые услуги;

- органы государственной власти получат возможность отслеживать реальный рост эффективности управления бюджетными средствами за счет внедрения и использования единых параметров качества бюджетных "культурных" услуг.

Несоответствие услуги стандарту качества позволит предъявлять обоснованные претензии к учреждениям культуры.

Мониторинг позволяет [13, с.310]:

- отслеживать выполнение программ развития культуры и искусства, достижение поставленных ими целей;

- контролировать эффективность использования бюджетных средств при реализации этих программ;

- сравнивать предоставление услуг культуры в других городах, регионах, странах по параметру "цена - качество", проводить сравнение с лучшими образцами и таким образом определять уровень развития культуры.

На основе анализа показателей, включенных в систему мониторинга, принимаются управленческие решения  для корректировки программ реформирования, совершенствования планирования бюджетных расходов в этой сфере общественных услуг.

Мониторинг проводится по статьям текущих расходов бюджета  на культуру. Для каждой статьи текущих  расходов бюджета устанавливаются  три группы показателей.

Помимо целей проведения мониторинга и перечня отслеживаемых  показателей, определяется регламент мониторинга и типовые управленческие решения по его результатам.

Система мониторинга является инструментом повышения бюджетного эффекта от выполнения мероприятий и направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования отрасли культуры, досуга и отдыха.

При выявлении снижения эффективности  бюджетного финансирования органы государственного управления отраслью должны оперативно влиять на ситуацию и не допускать ее дальнейшего негативного развития.

Заключение

 

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

В целом нынешнее финансовое положение учреждений культуры можно охарактеризовать как нестабильное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования на сегодняшний день серьезно можно говорить только о бюджетных ассигнованиях. Фактически учреждения культуры оказались «меж двух огней». С одной стороны, слабая государственная поддержка в виде нищенских - иначе и не назовешь - бюджетных ассигнований. С другой - усиление налогового пресса, накладывающее ограничение на развитие предпринимательской деятельности и не дающее возможности вкладывать заработанные средства даже в собственное развитие. 

В целях обеспечения стабильного функционирования учреждениям культуры необходимо: 

- рациональное использование бюджетных ресурсов; 

- равномерное распределение бюджетных ресурсов между отдельными подотраслями культуры и регионами; 

- увеличение доли других источников финансирования; 

- совершенствование хозяйственного механизма учреждений культуры; 

- соблюдение режима экономии в деятельности; 

- использование в высокорентабельных отраслях культуры долгосрочных кредитов государственных российских банков. 

Также для более эффективного финансирования учреждений культуры необходимо: 

- более широко использовать социально-творческий заказ как форму целевого бюджетного финансирования учреждений культуры; 

- дать возможность учреждениям культуры направлять полученные доходы на расширение и совершенствование творческой деятельности, освободив их от уплаты всех видов налогов в бюджеты разных уровней; 

- принять ряд мер по стимулированию внебюджетных поступлений в сферу культуры и искусства: 

- формировать правовую базу, обеспечивающую благоприятные условия для развития благотворительности и спонсорства; 

- активнее использовать права органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по дополнительному материальному и моральному стимулированию благотворителей и спонсоров; 

- инициировать создание новых благотворительных фондов и общественных объединений, деятельность которых будет направлена как на содействие развитию и сохранению культуры и искусства в целом, так и на поддержку отдельных учреждений культуры и культурных проектов; 

- обеспечить сбор, обработку и распространение информации о существующих в нашей стране благотворительных фондах подобного рода, оказывать творческим коллективам методическую помощь в оформлении заявок на получение грантов от этих фондов.

В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций  РФ   финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.

В отношении расходов, связанных  с укреплением и развитием  материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ.

       В  федеральном бюджете на 2011 г. расходы  на культуру искусство и кинематографию определены в сумме 89 млрд. руб., что составляет 0,75% от всех расходов, значительная часть из которых идет на две великие стройки - Мариинский театр и Большой театра"

Расходы на культуру в Татарстане в целом в 2010 году составили 3 миллиарда 120 миллионов 100 тысяч рублей, это 2,6 процента консолидированного бюджета республики, а в Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 6% от территориальных бюджетов, из них 1 миллиард 421 миллион рублей направлен на обеспечение деятельности республиканских учреждений культуры .

      Расходы на культуру складываются  из расходов на содержание  учреждений культуры, расходов на реализацию целевых программ в области культуры и расходов на мероприятия, проводимые органом управления культурой.

       Бюджетное  финансирование выделяется на  оплату разницы между расходами  и доходами, получаемыми от оказания платных услуг.

       Оплата  труда в учреждениях культуры, финансируемых за счет бюджетов, осуществляется на основе единой тарифной сетки.

       Смета  расходов учреждения составляется  по статьям экономической классификации,  с учетом специфики деятельности.

      Расходы на реализацию целевых  программ в области культуры  планируются в бюджетах ежегодно по каждой программе в отдельности. На каждый год формируется план мероприятий, который планируется реализовать в рамках выделяемых средств.

     Для программ в области культуры, как и для других программ, довольно распространенным явлением  является несовпадение объемов  финансирования, определенных при утверждении программы и сумм, фактически предусматриваемых в бюджете на очередной год.

Только использование самых разнообразных источников финансирования позволит сохранить и приумножить творческий потенциал учреждений культуры России. 

Главным направлением совершенствования системы финансирования культуры и искусства должна стать борьба за достижение рентабельной работы тех организаций культуры, продукция которых пользуется или может пользоваться высоким спросом. На это должны быть направлены мероприятия по совершенствованию организационно-экономического и хозяйственного механизма, коммерческой работы организаций и предприятий культуры. 

Информация о работе Планирование расходов на культуру и искусство