Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать особенности планирования расходов бюджета на культуру и искусство.
Задачи курсовой работы:
а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;
б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;
Введение
Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость
и характеристика 5
Методика планирования расходов бюджетов бюджетной
системы РФ на культуру и искусство 13
Перспективы совершенствования методики планирования
расходов бюджетов на культуру и искусство в России 21
Заключение
Источниками составляющих культурного пространства являются совокупность областей культурной деятельности, утвержденная Законом РФ от 9 октября 1999 г. "Основы законодательства РФ о культуре" (далее "Основы законодательства о культуре"), а также подотрасли отрасли культуры.
Структуру текущих расходов бюджета на культуру составляют три раздела [12, с.204]:
-услуги (товары).
-деятельность.
-управление.
Количество уровней иерархии структуры бюджета на культуру свидетельствует о степени детализации элементов структуры и, следовательно, о качестве бюджетных процедур. Предположим, что предлагаемая двухуровневая детализация является минимально допустимой для всех уровней бюджетной системы. Таким образом, структура должна рассматриваться как часть экономической классификации бюджета. В дальнейшем эта структура будет называться классификацией бюджета на культуру. Всякая деятельность, даже если она не заканчивается созданием рыночного или общественного продукта, имеет результат. В этом смысле верно утверждение о том, что отрицательный результат или отсутствие результата — это тоже результат.
Орган управления культурой, выделяя бюджетные средства на культурную сферу, имеет ожидания, которые условно можно подразделить на три вида соответственно трем разделам структуры бюджета на культуру.
Во-первых, орган управления культурой выделяет бюджетные деньги на культурные услуги и ожидает, что этими деньгами будет оплачено максимальное количество услуг, проданных либо предоставленных бесплатно населению.
Во-вторых, орган управления выделяет бюджетные средства на культурную деятельность и ожидает, что получит точно такое же количество продукции или услуги, которое сам заказывал. При этом мера необходимости этой деятельности определяется заказчиком (органом управления культурой) самостоятельно, исходя из собственных представлений о культурных потребностях региона.
В-третьих, орган управления культурой выделяет деньги на собственное содержание и ожидает, что эти средства не превысят определенную долю от общей суммы расходов соответствующего бюджета на культуру. Эффективность бюджетных расходов на услуги культуры выражается мерой изменения величины бюджетных расходов в зависимости от изменения объема услуг культуры, взятой за ряд лет. Таким образом, если и можно говорить об эффективности бюджетных расходов на нужды культуры, то только как об относительной эффективности. Никаких абсолютных нормативных показателей эффективности нет и быть не может. Эффективная система распределения бюджетных средств в отрасли позволяет[12, с.597]:
- финансировать не имущественный комплекс, а непосредственно мероприятия культурной сферы (спектакли, оперы, балеты, клубно-досуговую деятельность, библиотечную деятельность и т.д.) и не любое мероприятие или деятельность, а только пользующиеся спросом у населения, что позволило бы повысить качество услуг культуры и сделать их доступными для большинства населения;
- передать больше ответственности и полномочий на муниципальный уровень, в максимальной степени приближенный к учреждениям культуры и потребителям их услуг;
- поддерживать общественно
значимые культурно-просветительские
программы и мероприятия, направленные
на реализацию государственной культурной
и национальной политики, в том числе с
помощью заключения государственного/
- создать прозрачный и объективный механизм распределения бюджетных средств (через тендеры), лишенный элементов субъективизма;
- привлечь дополнительные внебюджетные средства для финансирования культурной сферы. В данном случае бюджетные средства выступают в качестве "финансового рычага";
Таким образом, можно предполагать, что деятельность отрасли после достижения целевого состояния будет сопровождаться уменьшением бюджетных затрат на единицу услуг культуры каждого вида.
Что касается системы отношений по бюджетному финансированию, то в результате реализации реформирования в ней, как ожидается, произойдут следующие изменения [13, с.553]:
- повысится экономичность и эффективность бюджетного финансирования за счет введения системы проводимых конкурсных торгов;
- органы власти смогут четко определить, на приобретение каких услуг они направляют бюджетные средства, а какие услуги не могут и не должны быть предоставлены за бюджетные средства;
- наличие перечня "бюджетных культурных услуг" существенно облегчит принятие решений о приоритетах расходования средств, что сделает приоритеты более четкими и обоснованными;
- органы государственной власти получат возможность анализировать полноту спектра предоставляемых "культурных" услуг, отказываться от ненужных услуг, вносить в перечень ранее не предоставлявшиеся, но необходимые услуги;
- органы государственной власти получат возможность отслеживать реальный рост эффективности управления бюджетными средствами за счет внедрения и использования единых параметров качества бюджетных "культурных" услуг.
Несоответствие услуги стандарту качества позволит предъявлять обоснованные претензии к учреждениям культуры.
Мониторинг позволяет [13, с.310]:
- отслеживать выполнение программ развития культуры и искусства, достижение поставленных ими целей;
- контролировать эффективность использования бюджетных средств при реализации этих программ;
- сравнивать предоставление услуг культуры в других городах, регионах, странах по параметру "цена - качество", проводить сравнение с лучшими образцами и таким образом определять уровень развития культуры.
На основе анализа показателей, включенных в систему мониторинга, принимаются управленческие решения для корректировки программ реформирования, совершенствования планирования бюджетных расходов в этой сфере общественных услуг.
Мониторинг проводится по статьям текущих расходов бюджета на культуру. Для каждой статьи текущих расходов бюджета устанавливаются три группы показателей.
Помимо целей проведения
мониторинга и перечня
Система мониторинга является инструментом повышения бюджетного эффекта от выполнения мероприятий и направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования отрасли культуры, досуга и отдыха.
При выявлении снижения эффективности бюджетного финансирования органы государственного управления отраслью должны оперативно влиять на ситуацию и не допускать ее дальнейшего негативного развития.
Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.
В отношении расходов, связанных с укреплением и развитием материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ.
В федеральном бюджете на 2011 г. расходы на культуру искусство и кинематографию определены в сумме 89 млрд. руб., что составляет 0,75% от всех расходов, значительная часть из которых идет на две великие стройки - Мариинский театр и Большой театра"
Расходы на культуру в Татарстане в целом в 2010 году составили 3 миллиарда 120 миллионов 100 тысяч рублей, это 2,6 процента консолидированного бюджета республики, а в Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 6% от территориальных бюджетов, из них 1 миллиард 421 миллион рублей направлен на обеспечение деятельности республиканских учреждений культуры .
Расходы на культуру
Бюджетное
финансирование выделяется на
оплату разницы между
Оплата
труда в учреждениях культуры,
финансируемых за счет
Смета
расходов учреждения
Расходы на реализацию целевых программ в области культуры планируются в бюджетах ежегодно по каждой программе в отдельности. На каждый год формируется план мероприятий, который планируется реализовать в рамках выделяемых средств.
Для программ в области
Информация о работе Планирование расходов на культуру и искусство