Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 01:01, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков в области комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать формирование и размещение капитала предприятия;
- дать анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия;
Введение……………………………………………………………………...3
1 Анализ формирования и размещения капитала…………………………5
2 Анализ эффективности и интенсивности использования капитала пред- приятия……………………………………………………………………………...12
3 Анализ эффективности использования основного капитала………….17
4 Анализ использования материальных ресурсов предприятия………...23
5 Анализ использования трудовых ресурсов предприятия……………...28
6 Анализ маркетинговой деятельности предприятия……………………31
7 Анализ производства и реализации продукции………………………..39
8 Анализ себестоимости продукции………………………………………44
9 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………...47
10 Анализ использования прибыли предприятия………………………..48
11 Анализ эффективности деятельности предприятия…………………..51
12 Анализ финансового состояния предприятия………………………...55
13 Диагностика риска банкротства предприятия………………………...69
14 Рейтинговая оценка кредитоспособности предприятия……………...71
Заключение…………………………………………………………………73
Библиографический список ……………………………
Таким образом, возраст большинства работников – до 35 лет.
Характеристика работников ОАО «БОЭЗ-развитие» по уровню образования представлена в таблице 15.
Таблица 15
Характеристика работников ОАО «БОЭЗ-развитие» по уровню образования
Категории работников |
Среднее |
Среднее специальное |
Высшее | ||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Руководители |
- |
- |
- |
- |
7 |
31,8 | |
Специалисты |
- |
- |
10 |
40,0 |
12 |
54,5 | |
Технические исполнители |
12 |
100 |
15 |
60,0 |
3 |
13,7 | |
ИТОГО: |
12 |
100 |
25 |
100 |
22 |
100 |
Все руководители и специалисты имеют среднее специальное и высшее образование. Большая часть технических исполнителей имеют среднее и среднее специальное образование.
В 2012 и 2013 годах состав персонала ОАО «БОЭЗ-развитие» не изменялся.
6 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта, финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура [4].
Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить шесть функциональных зон:
- маркетинг;
- финансы (бухгалтерский учет);
- производство;
- персонал;
- организационную культуру;
- имидж организации [4].
Методика анализа производственной зоны организации существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это отличие объясняется направленностью анализа на стратегическое управление и развивающиеся рыночные отношения. В ходе анализа производящих функций акцент делается на следующие вопросы: может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами; имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам; каков технический уровень предприятия; обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качества продукции; насколько хорошо организован и спланирован процесс производства [4].
Финансовое состояние организации во многом определяет, какую стратегию выберет руководство на будущее. Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации [4].
При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования: доля рынка и конкурентоспособность предприятия; разнообразие и качество ассортимента товаров; рыночная демография; рыночные исследования и разработки; предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара [4].
Проведу маркетинговое исследование факторов внешней и внутренней среды ОАО «БОЭЗ-развитие», ее сильных и слабых сторон методом SWOT-анализа.
Оценка факторов внутренней среды ОАО «БОЭЗ-развитие» представлена в таблице 16.
Таблица 16
Оценка факторов внутренней среды ОАО «БОЭЗ-развитие»
№ |
Составляющие внутренней среды |
Эффективность составляющих | |
Высокая |
Низкая | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Маркетинговая сфера: |
|||
1 |
Ассортимент товаров |
▲ |
|
2 |
Репутация предприятия в деловом мире |
▲ |
|
3 |
Эффективность рекламы |
▲ | |
4 |
Эффективность модели реализации |
▲ | |
5 |
Развитость системы маркетинговой информации |
▲ | |
6 |
Качество услуг |
▲ |
|
7 |
Уровень мониторинга цен конкурентов |
▲ | |
8 |
Эффективность взаимодействия с другими фирмами |
▲ | |
Финансовая сфера: |
|||
1 |
Финансовая устойчивость |
▲ | |
2 |
Скорость оборота капитала |
▲ | |
3 |
Эффективность управления дебиторской задолженностью |
▲ | |
4 |
Мониторинг расчетов по обязательствам |
▲ |
|
Производственная сфера: |
|||
1 |
Уровень автоматизации бизнеса |
▲ |
|
2 |
Оборудование и оформление офиса |
▲ |
Продолжение таблицы 16
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Наличие современного специализированного оборудования |
▲ |
|
Кадрово-организационная сфера: |
|||
1 |
Уровень квалификации руководящих сотрудников |
▲ |
|
2 |
Элементы корпоративной культуры |
▲ | |
3 |
Мотивация сотрудников |
▲ |
|
4 |
Текучесть кадров |
▲ |
Анализ факторов внутренней среды ОАО " БОЭЗ-развитие " показывает, что фирма поддерживает высокое качество обслуживания, имеет хорошую репутацию в деловом мире и широкий ассортимент товаров. Предприятие имеет сложившийся коллектив и как следствие низкую текучесть кадров.
В целом деятельность предприятия соответствует стратегическим направлениям маркетинга. Управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной стратегии.
Вместе с тем, следует отметить ряд слабых сторон фирмы, а именно:
- невысокую эффективность рекламы;
- невысокую эффективность
- неразвитость системы
- низкий уровень мониторинга цен конкурентов;
- низкую эффективность
Отрицательные моменты имеют место в финансовой сфере: низкая финансовая устойчивость, снижение оборачиваемости капитала, недостаточно эффективное управление дебиторской задолженностью.
Характеристика факторов внешней среды, значимых для деятельности предприятия, представлена в таблице 17.
Таблица 17
Характеристика факторов внешней среды ОАО «БОЭЗ-развитие»
№ |
Составляющие внешней среды |
Влияние возможностей на деятельность предприятия в плановый период | |
Возможности (с высокой вероятностью их использования организацией) |
Угрозы (с высокой вероятностью их реализации) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Экономические: |
|||
1 |
Наличие серьезных конкурентов |
▲ | |
2 |
Повышение закупочных цен на товары |
▲ | |
3 |
Расширение рынка |
▲ |
|
Финансовые: |
|||
1 |
Негативные элементы финансовой деятельности фирмы |
▲ | |
2 |
Последствия мирового экономического кризиса |
▲ |
|
Социальные: |
|||
1 |
Повышение уровня жизни населения |
▲ |
|
2 |
Снижение качественного уровня образования |
▲ | |
Правовые: |
|||
1 |
Сложность налогового законодательства |
▲ |
Для выявления стратегических направлений повышения эффективности деятельности фирмы воспользуюсь методикой SWOT-анализа.
Наиболее сильно влияющие возможности и угрозы занесу в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (табл. 18).
Таблица 18
SWOT-матрица ОАО «БОЭЗ-развитие»
1 |
2 |
3 |
Возможности Расширение рынка Последствия мирового экономического кризиса Повышение уровня жизни населения |
Угрозы Наличие серьезных конкурентов Повышение цен на товары Снижение качественного уровня образования Сложность налогового законодательства | |
Сильные стороны Широкий ассортимент товаров Хорошая репутация предприятия в деловом мире Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников Невысокая текучесть кадров |
Дальнейшее расширение ассортимента товаров Создание положительного имиджа фирмы (офис европейского уровня, гарантия надежности, высокой культуры и качества обслуживания) |
Поиск более дешевых поставщиков Разработка и внедрение системы скидок Снижение издержек при одновременном повышении качества обслуживания Повышение прибыльности предприятия Постоянный мониторинг расчетов по обязательствам Формирование корпоративной культуры |
Продолжение таблицы 18
1 |
2 |
3 |
Слабые стороны Невысокая эффективность рекламы Невысокая эффективность модели реализации Неразвитость системы маркетинговой информации Низкий уровень мониторинга цен конкурентов Низкая эффективность взаимодействия с другими фирмами Невысокий уровень мотивации сотрудников Негативные элементы финансовой деятельности фирмы |
Повышение эффективности маркетинга Расширение контактов и взаимообмена услугами с другими фирмами Внедрение системы автоматизации бизнеса Оптимизация финансовой деятельности фирмы |
Мониторинг цен конкурентов Внедрение системы автоматизации бизнеса Реализация эффективных систем мотивации и стимулирования сотрудников Оптимизация формальных отношений с клиентами |
На пересечении внутренних и внешних характеристик матрицы SWOT-анализа образуются четыре поля: поле "СИВ" (сила и возможности), поле "СИУ" (сила и угрозы), поле "СЛВ" (слабость и возможности), поле "СЛУ" (слабость и угрозы). Далее необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации, выделить те, которые наиболее характерны для данного предприятия и которые необходимо учесть при выработке стратегии предприятия.
В отношении тех пар, которые выбраны с поля "СИВ", следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон, чтобы получить отдачу от возможностей, имеющихся во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались в поле "СЛВ", стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет внешних возможностей преодолеть имеющиеся в организации слабости.
Если пары находятся на поле "СИУ", то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
Если пары находятся на поле "СЛУ", организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?
За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Таким образом, на основе SWOT-анализа выявлены следующие направления повышения эффективности маркетинговой деятельности ОАО " БОЭЗ-развитие ":
- дальнейшее расширение
- создание положительного
- поиск более дешевых
- разработка и внедрение
- снижение издержек при
- повышение прибыльности
- постоянный мониторинг расчетов по обязательствам;
- формирование корпоративной
- повышение эффективности
- расширение контактов и
- внедрение системы
- оптимизация финансовой деятельности фирмы;
- мониторинг цен конкурентов;
- внедрение системы
- реализация эффективных систем
мотивации и стимулирования
- оптимизация формальных