Финансовая политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.

Файлы: 1 файл

диплом измененный Ковалева.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

      Расчетным путем эффективная налоговая ставка по Республике Мордовия сложилась на уровне 11%. Прогнозируемая сумма налога на доходы физических лиц на 2006 год составляет 2 624 474,1 тыс. рублей, что превышает плановый объем налога на 2005 год на 366 084,4тыс. рублей или в 1,16 раза.

      Поступление налога на доходы физических лиц в республиканский бюджет в 2006 году будет осуществляться от налогоплательщиков районов МО Ковылкино, Рузаевка и г. Саранск  в размере 60 процентов от суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет Республики Мордовия. В итоге общая сумма налога в республиканский бюджет прогнозируется в объеме 1572508,7 тыс. рублей, что составляет 124 процента к первоначальному прогнозу 2005 года. Опережающий темп роста объясняется увеличением норматива зачисления в республиканский бюджет.

       Показатель прогноза поступления акцизов от реализации спирта, производимого ОАО «Мордовспирт» на 2006 год рассчитывается по следующей формуле (1.4) 

АРспирт = (ОРспирт – НОспирт) х Кспирт х 215 х 50%,                             (1.4) 

где:

    АРспирт - прогноз поступления акциза от реализации спирта, проиводимого

ОАО «Мордовспирт», на 2006 год;

     ОРспирт - объем реализации спирта, производимого ОАО «Мордовспирт», на 2006 год (дал, по данным Министерства экономики Республики Мордовия);

     НОспирт - необлагаемый объем спирта, отпускаемый на производство водки ЛВЗ ОАО «Мордовспирт», на 2006 год: (НОспирт = ОРВ х 40 град. : Кспирт, где ОРВ - объем водки, производимой ЛВЗ ОАО «Мордовспирт», на 2006 год);

     Кспирт – крепость спирта (96 град.)

     215,0 руб. - ставка акциза на 1 дал во  все уровни бюджета;

     50% - норматив зачисления в республиканский  бюджет Республики Мордовия.

       Акцизы от реализации водки и ликероводочной продукции, производимой ОАО «Мордовспирт» -1,05 млн. дал, что составляет 105,0 % к уровню 2005 года. При этом на территории Республики Мордовия планируется реализовать 477,7 тыс. дал, соответственно 527,3 тыс. дал, будет реализовано за пределами республики. Следует отметить, что прогноз объемов реализации водки на территории Мордовии на 2006 год ниже аналогичного показателя на 2005 год на 133,5 тыс. дал. Причиной снижения объемов реализации стали изменения методики расчета прогноза объемов реализации алкогольной продукции, доводимых Министерством экономики Республики Мордовия, где для расчетов  принимается население в возрасте от 18 до 75 лет.

        Расчет поступления акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья основан на прогнозируемых, на 2006 год объемах производства спирта этилового, облагаемого акцизом, в размере 3700 тыс. дал, что выше уровня прошлого года на 200 тыс. дал,  ставки акциза в сумме 215 рублей на 1 дал против 195 рублей в 2005 году. При этом прогноз объема реализации спирта уменьшается на  количество спирта, необходимого для производства ликеро-водочной продукции ОАО «Мордовспирт», а именно 408 тыс. дал. Таким образом, сумма акциза, подлежащая зачислению в бюджет Республики Мордовия в 2006 году составит 352600,0 тыс. руб., что на 26423,0 тыс. рублей больше прогноза 2005 года.

      Следующий показатель поступления акцизов  от реализации пива на 2006 год рассчитывается по формуле (1.5) 

АРпиво = ОПпиво х 19,1 руб.,                   (1.5)

где:

     АРпиво - прогноз поступления акциза от реализации пива на 2006 год;

     ОПпиво - объем производства пива на 2006 год (дал, по данным Министерства экономики Республики Мордовия);

     19,1 руб. - ставка акциза на пиво  на 1 дал.

      Прогноз поступления акциза от реализации пива планируется в сумме 356979,0 тыс. рублей и рассчитан исходя из прогнозируемого Министерством экономики Республики Мордовия объема производства пива Саранским филиалом ОАО «САН Интербрю» на 2006 год в размере 16000 тыс. дал, что выше уровня 2005 года на 2200 тыс. дал,  ставки акциза  19,1 рубля за 1 дал против 17,5 рублей в 2005году. Дополнительное поступление акциза от реализации пива  в 2006 году по сравнению с прошлым составит 80479,0 тыс. рублей (или в 1,27 раза).

      Наряду с перечисленными существует ряд других показателей,   ко-

торые  также  формируют  доходную  часть  бюджета и напрямую связаны

 с  эффективностью финансовой деятельности. Это:

       Показатель прогноза поступления налога на имущество организаций на 2006 год. Рассчитывается по следующей формуле (1.6) 

                     НИО=(ССИ2004 - ССИнеобл.2004) х 2,2% +S 2010228, 2010229, 2010251 /

                        / 4 х 3- S 2012400 + Нед.,                                                                    (1.6) 

где:

     НИО - прогноз поступления налога на имущество организаций на 2006 год;

     ССИ2004 –среднегодовая стоимость имущества организации за 2004 год (значение строки 30 Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций (форма № 5 – НИО) по состоянию на 1 января 2005 года);

     ССИнеобл2004 - необлагаемая налогом среднегодовая стоимость имущества организации за 2004 год (значение строки 40 Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций (форма № 5 – НИО) по состоянию на 1 января 2005 года);

     2,2% – налоговая ставка (в процентах), установленная Законом РМ от 27.11.2003г. №54-З «О налоге на имущество организаций»

     S 2010228,2010229,2010251 – сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с представлением налогоплательщикам в 2004 году льгот, которые отменяются в соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона от 11.11.2003. № 139-ФЗ (значение  строк 180, 190, 320 Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций (форма № 5 – НИО) по состоянию на 1 января 2005 года);

         S 2012400 сумма дополнительных льгот, установленных Законом РМ от 27.11.2003г. №54-З «О налоге на имущество организаций» в виде снижения налоговой ставки (значение строки 350 Отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество организаций (форма № 5 – НИО) по состоянию на 1 января 2005 года);

         Нед - 50% недоимки по налогу, сложившейся на 1 июля 2005 года.

         Существуют также и другие показатели, которые определяют эффективность финансовой деятельности Республики Мордовия.  
 
 
 
 
 

2. Анализ системы  управления региональными финансами

в Республике Мордовия

    1. Организационная структура и функции Министерства финансов

 Республики Мордовия

 

       Министерство финансов Республики Мордовия является органом исполнительной власти Республики Мордовия, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Мордовия и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Министерство финансов Республики Мордовия входит в единую систему органов государственного управления финансами и в своей деятельности подчиняется Министерству финансов Российской Федерации по вопросам его компетенции. Министерство финансов Республики Мордовия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Министерство финансов Республики Мордовия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными актами Российской Федерации, Республики Мордовия, а также Положением о Министерстве финансов Республики Мордовия [31, с. 1].

       Министерство финансов призвано решать следующие задачи:

  • совершенствовать финансовую систему Республики Мордовия;
  • разрабатывать и реализовывать единую финансовую, бюджетную и налоговую политику в Республике Мордовия;
  • концентрировать финансовые ресурсы на приоритетные направления социально-экономического развития Республики Мордовия;
  • вести координацию в пределах своей компетенции финансовой, экономической, налоговой, кредитной политики и денежного обращения на территории республики;
  • осуществлять разработку проекта республиканского бюджета Республики Мордовия, обеспечение исполнения в установленном порядке республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Мордовия;
  • разрабатывать предложения по привлечению в экономику республики кредитных ресурсов и инвестиций;
  • разрабатывать программы государственных заимствований и их реализовывать в установленном порядке от имени Республики Мордовия, управлять государственным внутренним и внешним долгом Республики Мордовия;
  • разрабатывать и осуществлять мероприятия по реализации государственной политики в области формирования и развития финансового рынка;
  • осуществлять в пределах своей компетенции государственный контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств;
  • разрабатывать предложения по совершенствованию методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

      В условиях рынка основной формой связи между хозяйствующими субъектами является система горизонтальных равноправных связей. Предприятия самостоятельно решают финансовые, экономические и социальные вопросы. Но у Министерства финансов есть полное право для вмешательства в финансовую и материально-техническую стороны деятельности предприятий. Основная задача при этом состоит в координации деятельности предприятий, в направлении ее на реализацию общереспубликанских интересов. В условиях перехода к рынку роль Министерства финансов все больше возрастает. Структура народного хозяйства республики не позволяет самостоятельно обеспечить внутренний рынок финансовыми ресурсами в должном объеме для развития реального сектора экономики и экономического роста, поэтому эти обязанности возложены на Министерство финансов Республики Мордовия.

        В соответствии с формулированными в Положении задачами, Ми-

нистерство  финансов Республики Мордовия выполняет следующие функции:

  • подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы Республики Мордовия, развитию механизма межбюджетных отношений с органами местного самоуправления РМ;
  • участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РМ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, работ и услуг;
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Республики Мордовия, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
  • участвует в подготовке проектов республиканских и федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств республиканского и федерального бюджетов;
  • разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании республиканских и федеральных инвестиционных программ и бюджета развития Республики Мордовия;
  • участвует в установленном порядке в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Мордовия;
  • разрабатывает проекты республиканского бюджета и прогноза консолидированного бюджета Республики Мордовия;
  • исполняет в пределах своей компетенции республиканский бюджет Республики Мордовия, составляет отчет об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Мордовия;
  • осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств республиканского бюджета Республики Мордовия;
  • координирует работу и осуществляет функциональное взаимодействие в решении финансовых, экономических вопросов с Государственной налоговой инспекцией по РМ, Управлением Федеральной службы налоговой полиции РФ по РМ, Национальным банком РМ и коммерческими банками, Управлением Федерального казначейства Министерства финансов РФ по РМ, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Республике Мордовия;
  • совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство работой в этой сфере финансовых органов районов и городов РМ, а также руководство в области составления и исполнения республиканского бюджета РМ;
  • совместно с Государственной налоговой инспекцией по Республике Мордовия и другими, заинтересованными органами исполнительной власти республики осуществляет меры по совершенствованию налоговой системы в РМ;
  • проводит государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг Республики Мордовия;
  • проводит операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга Республики Мордовия в порядке, установленном законами Республики Мордовия; управляет в установленном порядке государственным внутренним и внешним долгом РМ, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры;

Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике