Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.
Введение
Современное состояние российского общества, можно охарактеризовать как путь к достижению устойчивого развития в плане финансовой деятельности. При этом одним из основных направлений осуществления этого процесса является, создание оптимального варианта системы управления, который является решающим фактором развития финансовой деятельности.
Складывающиеся в настоящее время новые подходы к управлению экономикой предполагают усиление роли территориальных образований и, соответственно, отраслевых аспектов управления.
Это и стало главной причиной существования большого числа переменных проблем, тормозящих создание оптимальной системы управления как в стране в целом, так и в нашей республике. Необходимость поиска эффективных средств их преодоления предопределили выбор темы исследования данной работы.
Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Объектом исследования является Министерство финансов Республики Мордовия.
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающих закономерности развития рыночной экономики, финансовые аспекты экономической политики государства, правительственные документы по вопросам управления финансовой политикой, совершенствование системы управления, инструктивные, методические и нормативные материалы практического характера. В ходе исследования были изучены и обобщены общая и специальная литература, материалы научно-практических конференций, законодательные и другие нормативные акты, соответствующие методические и проектные материалы, а также международная практика.
Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: научная абстракция, моделирование, анализ и синтез, группировки, сравнения и др.
Данная работа состоит из трех частей. Теоретическая часть содержит в себе материалы, освещающие общие основания управления финансовой деятельностью страны и региона. Рассмотрены основные формы и методы управления финансовой деятельности, механизм управления и основные показатели финансовой деятельности, которые используются в сложившихся современных условиях в Республике Мордовия, и по стране в целом.
Аналитическая часть содержит в себе исследования современного состояния финансовой деятельности Республики Мордовия.
Проведен анализ основных финансовых показателей РМ за последние три года, вследствие чего была дана общая характеристика управления финансовой деятельностью проводимого Министерством финансов Республики Мордовия.
Практическая часть содержит конкретные предложения по совершенствованию и пути преодоления проблем финансовой деятельности, которые были описаны и проанализированы выше.
1. Теоретические основы управления финансовой деятельностью
в регионе
1.1 Финансовая
политика государства в
Построение в России основ рыночной экономики обусловило коренное реформирование ее финансовой сферы. Это связано, прежде всего, со сменой приоритетов, направлений развития экономической системы, выработкой соответствующей государственной политики. Ее основополагающими характеристиками выступают многоукладность экономики, равенство всех форм собственности, самостоятельность хозяйствующих субъектов, эффективность их функционирования и ответственность за результаты деятельности. В этих условиях идет поиск новых методов и инструментов финансовых взаимоотношений между предприятиями и организациями, осуществляется построение системы финансово- экономического федерализма, предусматривающей соотношение финансового капитала экономическому потенциалу хозяйствующей системы. От этого зависит успех экономических преобразований, как в стране, так и в регионе [56, с. 4].
Экономические методы воздействия не могут рассматриваться в отрыве от права, ибо оно закрепляет эти методы нормами, предавая финансовой деятельности формы государственной финансовой деятельности. С помощью норм финансового права распределяется большая часть национального дохода, составляющая средства государственного бюджета.
Эффективность использования средств государственного бюджета (также как и собственных средств хозяйственных предприятий и организации специальных средств бюджетных учреждений) в значительной степени зависит от рационального распределения их между сферами (производственной и непроизводственной), республиками РФ, экономическими районами, экономическими отраслями, отдельными предприятиями, организациями и учреждениями, и даже видами определенной деятельности внутри их, с соблюдением основ экономической предприимчивости.
Однако, рациональное распределение средств – это только одна сторона в процессе, вторую же сторону представляет целевое, целесообразное, экономное использование средств через распорядителей бюджетных кредитов, распорядителей собственных средств, которыми являются руководители предприятий, учреждений и организаций. От их компетентности в области экономики, права, технологии производства либо непроизводственной деятельности знания основ планирования зависит эффективность использования отпускаемых средств на оплату труда, на создание и пополнение материально-технической базы, оказание медицинской помощи и другие. Самые большие нарушения и злоупотребления в финансово-хозяйственной деятельности учреждений допускаются именно в процессе исполнения – расходования средств.
В связи с переходом российской экономики на рыночные отношения изменились условия формирования бюджетов всех уровней. Бюджеты стали рассматриваться как самостоятельные финансовые институты, формирующиеся на основе разграничения налогов и расходных полномочий по уровням бюджетной системы РФ. Поэтому все большее значение приобретают вопросы бюджетного федерализма.
Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.
В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы [1, с. 56].
Рассмотрим понятие финансовой деятельности и ее роли в переходной экономике, как республики, так и страны в целом.
Финансовая деятельность представляет собой экономическую категорию, регламентирующая формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, достижение поставленных государством целей, функций и задач и обеспечение условий расширенного воспроизводства [52, c.143].
Американский экономист Берна Колласс дает другое определение финансовой деятельности.
Финансовая деятельность – это деятельность, которая вырабатывает и приводит в жизнь финансовые решения [51, c. 11].
В основном эти решения связаны с материальной сферой, т.е. с финансовыми средствами.
Наряду с этими существует еще одно определение финансовой деятельности. Финансовая деятельность – это в некотором роде аппарат или организационная подсистема, занятая управлением финансовыми ресурсами [54, c.29].
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений, в связи, с чем необходимо дать определение государственной финансовой деятельности. Государственная финансовая деятельность это, прежде всего бюджетная деятельность, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа [49, c.14].
Следует отметить, что финансовая деятельность напрямую проявляется через финансовую политику государства. Поэтому для рассмотрения целей, задач и подходов нам необходимо рассмотреть цели, задачи и различные подходы финансовой политики государства, так как в любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей, а финансовая политика в реализации поставленных целей играет очень важную роль. Именно с помощью экономических рычагов и методов воздействия на развитие новых форм взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов возможно совершенствование рыночных отношений, эффективность использования которых продемонстрировали страны с высоким уровнем социально-экономического развития. В процессе выработки финансовой политики и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.
Таким образом, система общих принципов и совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансовых отношений для осуществления своих функций и задач, включающих социально-экономические цели, представляет собой финансовую политику [16, с.292]
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношения для выполнения государством своих функций [11, c. 3].
Содержание финансовой политики достаточно многообразно, так как она охватывает широкий комплекс мероприятий:
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной
сферы региона [16, с.293].
Задачи финансовой политики следующие:
Финансовая деятельность является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая деятельность – самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
При разработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности региона. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизмов, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике