Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.
Из этого следует, что на Министерство финансов возложено огромное количество функций и это затрудняет эффективность их выполнения.
Для решения постановленных задач и выполнения, возложенных на него функций, Министерство финансов наделяется следующими правами:
Предоставленные права должны быть увязаны с ответственностью Министерства финансов по реализации возможных функций. При этом направление и формы ответственности должны корректироваться в соответствии с изменением задач и функций. Для решения поставленных задач и выполнения функций Министерство финансов должно взаимодействовать как с вышестоящими органами управления, так и с другими органами управления республики: министерствами и ведомствами, организациями, учреждениями. Министерство финансов РМ взаимодействует с Минфином РФ, министерствами и ведомствами РФ в частности:
Наряду с этим, Минфин, как было указано выше, взаимодействует с другими министерствами республики. Например, с Министерством экономики, оно контактирует в части составления сводного финансового баланса РМ, а также разрабатывает проекты программ государственных внешних заимствований РМ, организуют работы по привлечению в экономику республики кредитных ресурсов и инвестиций. Для этого Министерство финансов рассчитывает такие показатели, как акцизы, отчисления в централизованные внебюджетные фонды, а такие показатели как, прибыль, в том числе государственных предприятий и организаций в разрезе отраслей народного хозяйства; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, рассчитывает Министерство экономики. Путем увязки вышеуказанных показателей, их анализа составляется сводный финансовый баланс, где должно предусматриваться полное обеспечение финансовыми ресурсами всех мероприятий по развитию народного хозяйства региона и образование необходимых финансовых резервов [31, с. 5].
Еще следует сказать несколько слов об организационной структуре Министерства финансов. 18 марта 2004 года в целях повышения эффективности работы был принят приказ о совершенствовании организационной структуры Минфина РМ, где для более эффективного выполнения функций и задач Министерства были пересмотрены и внесены уточнения полномочий заместителей Минфина (Приложение 1).
Рассматривая финансовую деятельность Республики Мордовия, нам необходимо остановиться на таких понятиях, как прогнозирование и планирование. Потому что посредством планирования и прогнозирования формируется доходная и расходная часть бюджета, а значит и благосостояние нашего региона. Поэтому для того, чтобы узнать, как сформирован бюджет республики на 2006 год, какова его собираемость и предстоящие расходы, необходимо рассмотреть состояние финансового планирования и прогнозирования в Республике Мордовия (по данным Министерства финансов РМ).
Основой для составления и разработки законопроекта «О Республиканском бюджете Республики Мордовия на 2006 год» послужил Указ Главы Республики Мордовия «Об основных направлениях бюджетной политики Республики Мордовия на 2006 год».
В этой связи основными задачами бюджетной политики при формировании проекта республиканского бюджета на 2006 год стали:
- стимулирование экономического роста;
- повышение уровня и качества жизни населения;
- обеспечение сбалансированности, устойчивости, экономической стабильности бюджетной системы республики в увязке с решением задач в социальной сфере, задач развития инфраструктуры [29, с. 1].
Прогнозируемые объемы доходов республиканского бюджета Республики Мордовия на 2006 год определены исходя из основных проектировок макроэкономических показателей Республики Мордовия на 2006 год, налогооблагаемой базы за 2004 год и I полугодие 2005 года (по данным налоговой отчетности), отчетных данных по выполнению основных показателей социально-экономического развития Республики Мордовия за указанный период и их прогноза на 2006 год, на основании Методики формирования доходной и расходной частей проектов бюджетов Республики Мордовия на 2006 год, утвержденной Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 06 июля 2005 года №695-Р. Для более объективной оценки возможностей по формированию доходной части республиканского бюджета, расчеты поступления доходов производились по каждому налогоплательщику, до которого Правительством Республики Мордовия был доведен прогноз социально-экономического развития [38, с.3]
При формировании доходной части республиканского бюджета на прогнозируемый период были учтены изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, которые вступили в силу с 1 января 2006 года.
1) С 2006 года вступает в силу в полном объеме Федеральный закон от 20 августа 2004г. №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». Вступающие в силу изменения направлены на четкое разграничение доходов между уровнями бюджетной системы, которое обеспечивает предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы и дает возможность органам местного самоуправления выполнять собственные полномочия за счет собственных средств, а не за счет дотации. Кроме того, применяемые механизмы должны способствовать росту заинтересованности в экономическом развитии своих территорий, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, предоставлять широкие возможности для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики[25, с 2].
2) Существенно изменились условия передачи федеральных и региональных налогов на местный уровень. В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации с 1 января 2006 года не имеют права устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от налогов. Субъект Российской Федерации вправе установить единые нормативы отчислений в бюджет поселений и муниципальных районов от тех налогов, которые в соответствии с федеральным законодательством подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации [5, с.36].
В условиях внесенных изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в расчетах доходов на 2006 год учитывается следующее:
1. В соответствии с Федеральным законом №107-ФЗ от 21.07.2005г. проиндексированы специфические ставки акцизов в среднем на 9% на подакцизные товары (за исключением нефтепродуктов). Дополнительное поступление от увеличения ставок составит более 78,2 млн. рублей. Отменяется режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции, в связи с чем на федеральном уровне изменен механизм зачисления акцизного сбора в бюджеты регионов. Дополнительное поступление в республиканский бюджет в связи с данными изменениями составят 53,8 млн. рублей.
2. С 1 января 2006 года в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации прекращают действие временные льготы по налогу на имущество организаций, в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения; в отношении имущества научных организаций академий наук, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. В соответствии с Законом Республики Мордовия «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия «О налоге на имущество организаций» в будущем году сохраняются льготы для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, финансируемых полностью или частично из бюджета Республики Мордовия и научно-исследовательских институтов. Сохранение льгот связано с необходимостью оказания поддержки организациям науки и ЖКХ, в противном случае обязанность уплаты налога на имущество последними, неизбежно приведет к росту тарифов на коммунальные услуги, что усугубит и без того, напряженную ситуацию в этой отрасли [20, с. 603].
С 2006 года предлагается не предоставлять льготы по налогу на имущество учреждениям социально-культурной сферы и предусмотреть в расходах республиканского и местных бюджетов средства на его уплату. В случае предоставления льготы выпадающая сумма доходной части бюджета составила бы 151,4 млн. рублей, в том числе от учреждений, финансируемых из федерального бюджета в сумме 21,4 млн. рублей.
3. С 1 января 2006 года Федеральным законом №58-ФЗ от 06.06.2005г. внесены изменения, уточняющие отдельные положения, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Основные изменения связаны с предоставлением предприятиям дополнительных возможностей по уменьшению налогооблагаемой базы с целью направления средств на развитие производства. Все эти изменения приведут к уменьшению налогооблагаемой базы и сокращению поступления в бюджет налога на прибыль по оценке Министерства финансов Российской Федерации примерно на 4 процента, выпадающая сумма по Республике Мордовия составит около 25,1 млн. рублей [20, с. 117].
4. Федеральный закон №78-ФЗ от 01.07.2005г. отменяет действие Закона Российской Федерации от 12.12.1991 №2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Доходы граждан, полученные в порядке дарения в виде недвижимости, транспортных средств, акций, долей, паев, если даритель и одариваемый не являются членами семьи и (или) близкими родственниками, будут облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. Данные изменения повлекут сокращение доходной части бюджета по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в сумме 0,4 млн. рублей и дополнительные поступления налога на доходы физических лиц в сумме 0,1 млн. рублей [20, с. 603].
5. Федеральный закон №101-ФЗ от 21.07.2005г. вносит изменения и дополнения в главы НК РФ 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход».
В частности по упрощенной системе налогообложения общий размер доходов полученный по итогам 9 месяцев и позволяющий налогоплательщику перейти на упрощенную систему налогообложения, увеличен с 11 млн. руб. до 15 млн. руб. Кроме того, с 15 млн. руб. до 20 млн. рублей увеличена предельная величина доходов, ограничивающая применение упрощенной системы налогообложения. Расширен перечень расходов, которые можно учитывать в целях налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов». В целом указанные изменения повлекут увеличение доходной части бюджета по данному источнику на
Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике