Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.
Положительная тенденция наметилась по поступлению налога на имущество, это 307006,0 тыс. рублей в 2003 году; 359969,0 тыс. рублей в 2004 году; 654900,6 тыс. рублей в 2005 году [37, с.6]. В частности, по на -
логу
на имущество организаций процент исполнения
к уточненному плану составил 84,3% (в2003г.),
96,9% (в 2004г.), 101 % (в 2005г.)
По акцизным сборам процент исполнения к уточненному плану составил 102 % или 3125835 тыс. руб. (в 2003г.), 100,6 % или 1253104,0 тыс. руб. (в 2004г.) и 88,5 % или 1719609,3 тыс. руб. (в 2005г.). Вначале повышения, а затем снижения процента исполнения определяется тем, что основными плательщиками акциза на спирт и ликероводочную продукцию, и пиво являются ОАО «Мордовспирт» и ОАО «САН Интербрю», и только от реализации своей продукции зависит процент роста или падения. Мы видим, что в 2005 году сохранилась реализация алкогольной продукции населению.
Увеличились отчисления по транспортному налогу. Так процент исполнения к уточненному плану составил 66,2 % или 69272,0 тыс. рублей (в 2003г.), 81,6 % или 74791,0 тыс. рублей (в 2004г.) и 94,3 % или 142364,4 тыс. рублей (в 2005г.).
По налогу на игорный бизнес процент исполнения к уточненному годовому плану составил 105,5 % или 744,0 тыс. рублей (в 2003г.), 106,4% или 22896,0 тыс. рублей (в 2004г.), 100,8 % или 56716,2 тыс. рублей (в 2005г.), что говорит об эффективности сбора данного налога.
По сравнению с предыдущими годами положительная тенденция наметилась с выплатой платежей за пользование природными ресурсами и платежей за пользование лесным фондом. Процент исполнения к уточненному плану по природным ресурсам составил 85,6% (в 2003г.), 90,6 % (в 2004г.) и 128,1 % (в 2005г.); по лесному фонду 101,1 % (в 2003г.), 127,1 % (в 2005г.).
Процент исполнения к уточненному плану по государственной пошлине составил 111,1 % или 13843,0 тыс. рублей (в 2003г.), 92,7 % или 14659,0 тыс. рублей (в 2004г.), 174,1 % или 33651,9 тыс. рублей (в 2005г.).
Осложнилась ситуация с выполнением выплат по земельному налогу 119410,0 тыс. руб., что составило 86,6 % (в 2004г.), 120277,9 тыс. руб.
или 83,3 % (в 2005г.).
Отметим ситуацию, которая сложилась с выплатой неналоговых до-
ходов. Процент исполнения к уточненному плану составил 92 % (в 2003г.), 118,1 % (в 2004г.) и 120,5 % (в 2005г.). Мы видим, что доля неналоговых доходов с каждым годом увеличивается.
Значительно увеличились доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности. В 2003 году процент исполнения составил 87,7 %, в 2004 году (117 %), в 2005 году (113,8 %) [36, с.4].
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 357056,0 тыс. руб. (в 2003г.),412299,0 тыс. руб. (в 2004г.), 482213,4 тыс. руб. (в 2005г.).
Проценты от предоставления бюджетных кредитов составили 13424,0 тыс. рублей (116,1%) в 2003 году, 188192,0 тыс. рублей (100,1 %) в 2004 году, 16217,0 тыс. рублей (122,9 %) в 2005 году.
Положительная тенденция сохраняется по штрафам, санкциям и возмещению ущерба 21333,0 тыс. руб. (в 2003г.), 29782,0 тыс. руб. (в 2004г.), 30050,4 тыс. руб. в 2005 году.
Аналогично увеличиваются безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней. Так в 2003 году сумма составила 3745603,0 тыс. руб., в 2004 году 2814838,0 тыс. руб. или 101,1 % от уточненного плана, в 2005 году сумма составила 5256702,2 тыс. рублей.
Рассмотрев доходные показатели в динамике, необходимо дать оценку эффективности управления финансовой деятельности в Республике Мордовия. Для этого нам необходимо сравнить итоговые данные доходов по всем предложенным в таблице показателям.
Так в 2003 году по уточненному плану в 30557190 тыс. руб. было собрано 30306656 тыс. руб., т.е. план был выполнен на 99,2 %. В 2004 году по уточненному плану в 56851486 тыс. руб. было собрано 59453017 тыс. руб., что говорит о выполнении плана на 104,6 %. В 2005 году по уточненному плану в 52635381,4 тыс. руб. было собрано 56356730,5 тыс. руб., что говорит о перевыполнении плана и составило 107,1 %.
Рассмотрев динамику развития за три года, можно сделать вывод,
что управление финансовой деятельностью в Республике Мордовия достаточно эффективное, основанием чего послужило выполнение и даже перевыполнение большинства доходных показателей, а также то, что были привлечены альтернативные источники по привлечению средств, которые восполнили утерянные денежные средства. А наметившиеся устойчивые положительные тенденции по многим показателям, с помощью которых стало возможным решение первоочередных задач бюджетной политики, а именно регулирования финансовых потоков, обеспечения финансовой и социальной стабильности в республике, еще больше подчеркивает хорошую эффективность управления финансовой деятельности в Республике Мордовия.
3. Пути повышения эффективности управления финансовой деятельностью в Республике Мордовия
3.1 Совершенствование
планирования и прогнозирования финансовой
деятельности в Республике Мордовия
В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России и ее субъектах. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. Главным, на прогнозируемый период, является развитие реального сектора экономики, рост производства как основы для получения доходов в бюджеты всех уровней и обеспечения необходимых социальных расходов. Основная задача состоит не просто в переходе к экономическому росту, в обеспечении его нового наполнения, что в современной ситуации означает, прежде всего, повышение уровня жизни населения как необходимое условие достижения социальной стабильности, создания позитивных трудовых и предпринимательских мотиваций.
Очень важно осуществить структурные преобразования, направленные на развитие конкурентной среды, совершенствование и реструктуризации предприятий в целях повышения их эффективности. При этом предусматривается закрепление и совершенствование механизмов государственного регулирования экономики республики, что предполагает усиление ответственности всех субъектов хозяйствования за финансовые результаты и платежеспособность [50, с.3].
Важнейшей частью экономической политики Республики Мордовия на 2006 год является совершенствование бюджетной и налоговой политики, которая базируется на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2006 год и на среднесрочную перспективу». Это нашло отражение и в Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию на текущий год и прогнозе социально-экономического развития республики на 2006 год. Ее реалистичность объясняется результатами исполнения бюджета всех уровней, позитивными изменениями в социально-экономической сфере, о чем свидетельствует рост промышленного производства в последние годы [24, с.1].
При решении первоочередных задач бюджетной политики будущего года следует исходить из того, что республиканский бюджет должен быть бездефицитным, что станет сигналом о начале проведения ответственной бюджетной политики.
Были определены приоритеты бюджетной политики:
– стимулирование экономического роста;
– повышение качества жизни населения;
– обеспечение сбалансированности и устойчивости, повышение эффективности действия финансовой системы республики;
– законодательное разграничение доходных источников и расходных полномочий между республиканским и местными бюджетами, формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям в соответствии со вступающими в силу с 1 января 2006 года положениями федеральных законов;
– увеличение стимулирующей роли налогов в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства;
– создание благоприятных условий для активного вложения свободного капитала в экономику и социальную сферу республики;
– формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, увязки бюджетных ассигнований с результатами деятельности органов исполнительной власти;
– повышение эффективности бюджетных расходов путем использования механизмов программно-целевого бюджетирования [29, с.2].
Бюджетная и налоговая политика республики на предстоящий финансовый год нацелена на рост доходов бюджета, совершенствование структуры его расходов, повышение качества предоставляемых бюджетных услуг.
Так необходимы следующие меры по совершенствованию процесса планирования и прогнозирования доходной части бюджета с целью достижения целого ряда задач.
В 2006 году должно быть продолжено осуществление мероприятий, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сроки, установленные указанным законом, распределение налоговых доходов по бюджетам разного уровня бюджетной системы Республики Мордовия на основе единых нормативов.
Для более объективной оценки возможностей по формированию доходной части бюджета расчеты поступления доходов должны производиться по каждому налогоплательщику каждого муниципального образования Республики Мордовия. С этой же целью должно быть обеспечено предоставление прогноза поступлений по налоговым и неналоговым доходам всеми администраторами доходов.
В 2006 году должна быть продолжена политика стимулирования хозяйственной деятельности, наращивания объемов производства и реализации продукции, работ и услуг, роста заработной платы, привлечения инвестиционных средств путем предоставления льгот по уплате налогов и сборов.
Совершенствование налогового законодательства должно обеспечить финансирование бюджетных потребностей и в полной мере создать благоприятные условия для эффективного развития бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Одновременно органы власти всех уровней обязаны настойчиво добиваться погашения хозяйствующими субъектами накопившейся задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
В целях совершенствования планирования и прогнозирования, в 2006 году произойдут изменения расходных обязательств и механизмов их выполнения, перераспределения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Республики Мордовия. В этих условиях бюджетная политика в области расходов должна преследовать оптимизацию структуры бюджетных расходов в соответствии с критериями их эффективности и обеспечивать повышение доступности для всех граждан базовых социальных услуг.
Одним из направлений бюджетной политики на 2006 год должно стать проведение реструктуризации сети бюджетных учреждений республики, изменение порядка их финансирования и, в некоторых случаях, статуса. Результатом реализации данных мероприятий должно стать повышение эффективности и прозрачности механизма расходования бюджетных средств, четкое разделение расходных полномочий в системе органов власти республики.
Расходная часть бюджетов на очередной финансовый год должна определяться на основе нормативного подхода к определению финансовых затрат, рассчитываемых в зависимости от цели функционирования конкретного бюджетного учреждения или распорядителя бюджетных средств.
Расходы на содержание государственных и муниципальных органов и учреждений должны быть определены на основе нормативов по каждому из видов расходов. Каждый государственный и муниципальный орган власти и управления, каждое учреждение должны получить самостоятельность и ответственность за расходование средств на собственное содержание. Экономия и перерасход указанных средств должны напрямую влиять на формирование материального вознаграждения руководителей, служащих и работников, государственных и муниципальных органов и учреждений, при этом должно неукоснительно соблюдаться правило «до-
Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике