Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 02:45, курсовая работа
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Финансовая политика государства.
Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель доклада - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.
План доклада
1. Содержание, цели и задачи финансовой политики государства
2. Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.
Финансовая политика
является составной частью экономической
политики государства. В ней конкретизируются
главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем финансовых
ресурсов, их источники и направления
использования, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования финансовыми
методами социально-экономических процессов.
В то же время
финансовая политика выступает относительно
самостоятельной сферой деятельности
государства. Она имеет свое конкретное
содержание, а также свои цели, задачи,
объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
-денежно-кредитная политика;
-налоговая политика;
-бюджетная политика;
-политика в
области международных
Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляет
выбор стратегических направлений, которые
определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов.
Одновременно государство осуществляет
выбор текущих, тактических целей своей
финансовой политики, направленной на
адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства
в коротком периоде. При этом текущие цели
находятся под непосредственным влиянием
целей стратегических.
Важной составной частью финансовой политики
является формирование финансового механизма,
при помощи которого происходит осуществление
деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой
систему установленных государством форм,
видов и методов организации финансовых
отношений. К элементам финансового механизма
относятся формы финансовых ресурсов,
методы их формирования, система законодательных
норм и нормативов, которые используются
при определении доходов и расходов государства,
организации и регулирования бюджетной
сферы, финансов предприятий и рынка ценных
бумаг.
Финансовый механизм – это наиболее динамичная
часть финансовой политики. Его изменения
происходят в связи с решением различных
тактических задач, и поэтому финансовый
механизм чутко реагирует на все особенности
социальной и экономической ситуации
в стране. Одно и тоже финансовое отношение
в стране может быть организовано по-разному.
По-разному может использоваться один
и тот же инструмент финансового регулирования.
Управление финансами предполагает целенаправленную
деятельность государства, связанную
с практическим использованием финансового
механизма. Эта деятельность осуществляется
специальными организационными структурами.
Управление включает в себя ряд функциональных
элементов: прогнозирование, планирование,
оперативное управление, регулирование
и контроль. Все эти элементы обеспечивают
проведение мероприятий финансовой политики
в стратегической и текущей деятельности
государственных органов, юридических
лиц и граждан.
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:
- обеспечение
условий для формирования
- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
- организация
регулирования и
- выработка финансового
механизма и его развитие в
соответствии с изменяющимися
социально-экономическими
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Результативность
финансовой политики во многом зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и имеющихся
у государства объективных возможностей
использования всесторонних факторов
воздействия на ход реализации финансовой
политики.
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Основным органом государственного финансового
контроля со стороны законодательной
власти выступает Счетная палата Российской
Федерации. Она образована Федеральным
Собранием и подотчетна только ему.
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую, информационную
и другие функции.
Контрольные полномочия
Счетной палаты распространяются на государственные
органы и учреждения в Российской Федерации,
федеральные внебюджетные фонды. Деятельность
органов местного самоуправления, предприятий
(том числе некоммерческих и общественных),
финансово-кредитных организаций, их объединений
контролируется Счетной палатой только,
если вышеперечисленные органы и учреждения
получают средства из федерального бюджета,
используют федеральную собственность
или управляют ею, а также в случае предоставления
им налоговых, таможенных и других льгот
и преимуществ.
Наряду со Счетной
палатой РФ созданы аналогичные
по выполняемым функциям контрольно-счетные
органы в субъектах федерации. Их
деятельность регламентируется законодательством
субъектов РФ.
Еще одним органом,
реализующим финансовую политику государства
и подотчетным законодательной власти
(Государственной Думе), является Центральный
банк Российской Федерации. Банк России
совместно с правительством РФ разрабатывает
и представляет на рассмотрение и утверждение
Государственной Думе основные направления
денежно-кредитной политики. Он также
обслуживает счета бюджетов и реализует
функции генерального агента по государственным
ценным бумагам Российской Федерации.
Особую, ведущую
роль в функционировании финансовой
системы играет Министерство финансов
Российской Федерации и его органы на
местах. Минфин РФ является федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой финансовой, политики
в стране и координирующим деятельность
в этой сфере иных органов исполнительной
власти.
К основным задачам Минфина относятся:
совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
осуществление государственного финансового контроля;
разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;
обеспечение методологического
руководства бухгалтерским учетом и отчетностью,
а также аудитом.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;
участвует в
разработке прогнозов социально-
разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;
осуществляет
другие функции, предусмотренные законодательством.
В настоящее
время в центральном аппарате
Министерства функционируют следующие
подразделения: департамент бюджетной
политики, департамент отраслевого
финансирования, департамент межбюджетных
отношений, департамент управления государственным
внутренним долгом, департамент управления
внешним государственным долгом, департамент
оборонного комплекса и правоохранительных
органов и др.
Важным подразделением
Министерства финансов выступает Главное
управление Федерального Казначейства,
отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
В РФ функционирует единая централизованная
система органов федерального казначейства,
включающая Главное управление федерального
казначейства Министерства финансов РФ
и подчиненные ему территориальные органы
федерального казначейства по субъектам
РФ, городам (кроме городов районного подчинения),
районам и районам в городах.
Важным элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в стране. К таким органам относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.
В систему налоговых
органов входят Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам
(МНС России) и его территориальные органы
по субъектам РФ и муниципальным образованьям
– налоговые инспекции.
Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.
С деятельностью
МНС России тесно связана работа
федеральных органов налоговой
полиции. Федеральные органы налоговой
полиции являются правоохранительными
органами и составной частью органов по
обеспечению экономической безопасности
Российской Федерации. Систему федеральных
органов налоговой полиции составляют
Федеральная служба налоговой полиции
РФ, территориальные и местные органы
налоговой полиции.
Задачами федеральных
органов налоговой полиции
К полномочиям
органов налоговой полиции
За поступлением
таможенных пошлин ответственность
несет Государственный