Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Более структурированным выглядит определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политики в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая , что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Оглавление

Введение

Финансовая политика как инструмент регулирования экономики. Сущность и цели финансовой политики
Виды финансовой политики и механизм ее реализации



Список литературы

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 32.49 Кб (Скачать)
 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  предмету финансы и кредит

на тему финансовая политика государства. 

Студента 3 курса  ф-та ЭП (СФО)

Специальность 080502

Гаврючкова И.В.

руководитель: ________________________ 
 
 
 
 
 
 

Москва  –  2011  г.

 

 

Содержание

          Введение

  1. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики. Сущность и цели финансовой политики
  2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации
 

 

    Список литературы   
     

 

Введение.            

 В последние  годы вопросам проведения государственной  финансовой политики и проблемам  финансового регулирования экономики  переходного периода посвящается  значительное количество публикаций. Однако единства мнений по  теоретическим аспектам этого  вопроса не достигнуто.           

 Так, крупные  западные экономисты не дают  четкого определения финансовой  политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они  подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.            

 Более структурированным  выглядит определение данного  вопроса у марксистов, видящих  под финансовой политики  в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая , что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

1. Финансовая политика  как инструмент  регулирования экономики.  Сущность и цели  финансовой политики             

 Большой вклад  в понимание сущности финансовой  политики сделали работы отечественных  экономистов. К основным целям финансовой политики можно отнести следующие:           

1) Повышение  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее  очень важно для проверки воздействия  финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.            

2) Оздоровление  и структурная перестройка экономики:  повышение в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание  денежного обращения, и в перспективе  восстановление конвертируемости  рубля.           

3) Достижение  более высокого уровня жизни  населения на основе развития  отраслей промышленности и сельского  хозяйства. Социальная направленность  финансовой стратегии проявляется  не только в изыскании возможностей  увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния  народа, но и в новом подходе  к главной цели экономической  политики . Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.           

 2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации

Потребность в  разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием  капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению  программ финансовой политики дал экономический  кризис 1929 — 1933, поставивший под  сомнение способность рыночной системы  к саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Свое теоретическое  обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.           

 Итак, исходя  из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.            

 Под первой, то есть политикой экономического  роста понимают систему финансовых  мер, направленных на увеличение  фактических объемов валового  национального продукта и повышение  уровня занятости. Данная стимулирующая  финансовая политика включает:                        

 — рост  государственных расходов;           

             — снижение налогового бремени.           

 Другими словами,  если в настоящее время имеется  сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.           

 Если же  правительство использует меры  фискальной политики  и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.                       

 Сдерживающая  политика подразумевает:                       

 — уменьшение  правительственных расходов;                       

 — увеличение  налогов.                      

 Теперь, рассмотрев  какие виды финансовой  политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.           

 Итак, реализация  финансовой политики  проводится в три этапа:                       

1. Выработка  научно обоснованных концепций  развития финансов, которая формируется  на основе изучения требований  экономических законов, всестороннего  анализа перспектив совершенствования  производства и состояния потребностей  населения.                       

2. Определение  основных направлений использования  финансов на перспективу и  текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой  политики. Здесь, исходя из поставленных  целей, учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.                       

3. Собственно  осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных  целей.           

 Естественно,  что прямое влияние финансовой  политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.            

 Известно, что  существуют два типа финансовой  политики:                        

 а) дискреционная  политика или политика, проводимая  непосредственно правительством;                        

 б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.                      

 Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать  экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.           

 Рассмотрим  следующую ситуацию. Для ослабления  производственного бума необходим  бюджетный излишек, то есть  превышение приходной части государственного  бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.            

 Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный  спад производства, а правительство  не успело еще принять ответные  меры. Тогда сокращение доходов  граждан, а также хозяйствующих  субъектов неизменно приведет  к снижению налоговых поступлений,  однако это и требуется для  стабилизации экономики. Таким  образом, правильно функционирующая  налоговая система в состоянии  автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.            

 Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:           

1. Социальные  выплаты, включая пособия по  безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко  возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет  в период бума и оказывает  давление на слишком большие  расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости  резервный фонд используется  для выплаты доходов, чем увеличивает  платежеспособный спрос, поддерживая  потребление,  что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.           

 Другие типы  пособий — такие, как благотворительные  выплаты вне рамок системы  социального страхования, — по  характеру своего автоматического  антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.            

2.  Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается, и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция, и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства.           

3. Эффект надежности  компаний. Практика показывает, что  с целью создания иллюзии стабильного  дохода корпорации, акционерные  общества другие подобные юридические  лица сохраняют прежний  уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.           

4. Инертность  склонности к потреблению. Так,  индивид, стремясь поддержать  привычный жизненный уровень,  медленно приспосабливается к  повышению своего дохода.           

 Несмотря  на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:           

Информация о работе Финансовая политика государства