Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:30, лекция

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие и принципы финансовой политики.
Вопрос 2. Управление финансами в РФ.
Вопрос 3.Финансовый контроль.

Файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Тема 4. Финансовая политика государства.

Вопрос 1. Понятие и принципы финансовой политики.

Вопрос 2. Управление финансами в РФ.

Вопрос 3.Финансовый контроль. 

Финансовая  политика – совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

      Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

      К основным задачам финансовой политики относят:

1. обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2. установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов;

3. организация  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов  финансовыми методами;

4. выработка  финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. создание  эффективной и максимально деловой  системы управления финансами. 

      Финансовая  политика государства включает в  себя три основных направления деятельности:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач.

Изначально  правительством формируется стратегические направления финансовой политики, которые  определяют долгосрочную и среднесрочную  перспективу использования финансов. Одновременно государство выбирает тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

  1. Создание адекватного финансового механизма. Финансовый механизм – система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

   Финансовый  механизм подлежит постоянному изменению  в соответствии с изменениями  социально-экономической сферы общества и в соответствии с изменениями  тактических задач финансовой политики государства.

   Финансовый  механизм подразделяется на:

  1. Директивный. Как правило, разрабатывается для финансовых отношений в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех участников финансовых отношений.
  2. Регулирующий. Определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
 

3 Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Управление финансами -  предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется системой специализированных государственных органов. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление регулирование и контроль. (Подробно об этом речь пойдет в последующих вопросах данной темы). 

      В соответствии с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства формировались следующие типы государственной финансовой политики:

1. Классическая. Господствовала до конца 20-х гг. ХХ в. Основана на трудах А. Смита и Д. Риккардо. Основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов. Расходы государства в основном сводились к военным расходам, выплаты процентов по государственному долгу и его погашению, а также на управление. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогов, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

2. Регулирующая. Основана на трудах Дж. Кейнса и его последователей. Основное направление – вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

      Основными инструментами вмешательства в  экономику становятся государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос, что в конечном итоге приводит к увеличению национального  дохода и уменьшения безработицы. В  налоговой сфере главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Расширяется сфера государственных органов, регулирующих финансовую сферу.

     3. Неоконсервативная стратегия. 70-е гг ХХ в. Связана с неоклассическим направлением экономической теории. Данная разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную сферу. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

     Финансовые  механизмы – снижения объема бюджетной  сферы (как доходов, так и расходов), снижение бюджетного дефецита, стимулирование роста сбережений как источника  производственного потенциала. Происходит сокращение налогов и уменьшение степени прогрессивности обложения.

     4. Планово-директивная финансовая политика. Она применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель данной финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Вопрос 2. Управление финансами

 

      Управление  финансами осуществляется через  сложившуюся организационную  систему,  которая  обусловлена  историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

      Управление  финансами в Российской Федерации  прежде всего осуществляют высшие законодательные  органы власти, Президент РФ и Правительство  РФ. 
 
 
 
 
 
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

      На  региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные  советы, думы и др.), которые рассматривают  и утверждают региональные: бюджеты  и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов. 

      Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. 

      Схема финансового аппарата. (вставить) 

    Государственные органы управления финансами располагают разветвленной сетью структур как федерального , так и регионального уровней. Федеральные структуры имеют самое широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне. 

Уровни  управления
Федеральный Субъект федерации Местное самоуправление
Минфин  РФ

В том  числе: 

- департамент  гос-го фин-го контроля и аудита  Минфина РФ;

- главное  управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ;

- департамент  по надзору за страховой деятельностью  Минфина РФ. 

- Федеральная налоговая слкжба

Министерство, управление, департамент финансов субъекта РФ.

  - региональный  аппарат департамента контроля  Минфина РФ;

- орган  федерального казначейства МФ  РФ субъекта Федерации;

- территориальный  орган федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью

- Налоговая  служба (инспекция) субъекта РФ

Управление, департамент, отдел финансов 

- аппарат  департамента контроля Минфина  РФ; 

- городской,  районный орган (отдел) федерального  казначейства;

             

                        _ 
 

- городские,  районные отделения налоговые  службы.

ГТК РФ Таможенное  управление субъекта РФ или региона(ов) Городская, районная таможня
ЦБ  РФ Главное управление ЦБ РФ субъекта Федерации. Городское, районное отделение главного управления ЦБ РФ субъекта РФ
Счетная палата Контрольно-счетная  палата (комиссия) субъекта Федерации Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления.
Фед. Служба России по валютному контролю Территориальный орган федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.                       _
Фед. Комиссия по ценным бумагам и фондовому  рынку (ФКЦБ) Территориальный орган фед. Комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку.                        _
Федеральные внебюджетные фонды Региональные дирекции федеральных внебюджетных фондов                        _
 
 

    Все рассмотренные структуры кроме  Минфина РФ (без в том числе  и Счетной палаты РФ) имеют жесткое  административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей  региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых  структур,  что  затрудняет  осуществление  единого регионального финансового управления и регулирования.

Бюджетное планирование - важнейшая часть финансового планирования. Оно подчинено задачам определения реального объема финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в бюджетной системе и использованы на общегосударственные цели.

Оперативное управление - маневрирование финансовыми ресурсами с целью решения возникающих задач на основе оперативного анализа и разработки комплекса соответствующих мер.

Контроль - это контрольная работа за формированием и расходованием финансовых ресурсов.

      Управление  финансами в экономически развитых странах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США - это Министерство финансов (казначейство), административно-бюджетное  управление при Президенте. В Великобритании органом государственного управления финансами выступает Казначейство. В ФРГ - Министерство финансов, участвует федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненное федеральному Министерству финансов. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В Италии управлением финансами заняты четыре государственных органа: государственными расходами и финансовым контролем -Казначейство; доходами - Министерство финансов; составлением государственного бюджета и координированием финансовых ресурсов -Министерство бюджета и местными финансами - Министерство внутренних дел. 
 
 

Вопрос 3. Финансовый контроль. 

      Финансовый  контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансвово-хозяйственного законодательствав процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Информация о работе Финансовая политика государства