Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:30, лекция
Вопрос 1. Понятие и принципы финансовой политики.
Вопрос 2. Управление финансами в РФ.
Вопрос 3.Финансовый контроль.
Тема 4. Финансовая политика государства.
Вопрос 1. Понятие и принципы финансовой политики.
Вопрос 2. Управление финансами в РФ.
Вопрос
3.Финансовый контроль.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
К основным задачам финансовой политики относят:
1. обеспечение
условий для формирования
2. установление
рационального с точки зрения
государства распределения и
использования финансовых
3. организация
регулирования и
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание
эффективной и максимально
Финансовая политика государства включает в себя три основных направления деятельности:
Изначально правительством формируется стратегические направления финансовой политики, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство выбирает тактические цели и задачи использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Финансовый
механизм подлежит постоянному изменению
в соответствии с изменениями
социально-экономической сферы
Финансовый механизм подразделяется на:
3 Управление
финансовой деятельностью
государства и других
субъектов экономики.
Управление финансами - предполагает
целенаправленную деятельность государства,
связанную с практическим использованием
финансового механизма. Эта деятельность
осуществляется системой специализированных
государственных органов. Управление
включает в себя ряд функциональных элементов:
прогнозирование, планирование, оперативное
управление регулирование и контроль.
(Подробно об этом речь пойдет в последующих
вопросах данной темы).
В соответствии с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства формировались следующие типы государственной финансовой политики:
1. Классическая. Господствовала до конца 20-х гг. ХХ в. Основана на трудах А. Смита и Д. Риккардо. Основное направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов. Расходы государства в основном сводились к военным расходам, выплаты процентов по государственному долгу и его погашению, а также на управление. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогов, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.
2. Регулирующая. Основана на трудах Дж. Кейнса и его последователей. Основное направление – вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основными
инструментами вмешательства в
экономику становятся государственные
расходы, за счет которых формируется
дополнительный спрос, что в конечном
итоге приводит к увеличению национального
дохода и уменьшения безработицы. В
налоговой сфере главным
3. Неоконсервативная стратегия. 70-е гг ХХ в. Связана с неоклассическим направлением экономической теории. Данная разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную сферу. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовые механизмы – снижения объема бюджетной сферы (как доходов, так и расходов), снижение бюджетного дефецита, стимулирование роста сбережений как источника производственного потенциала. Происходит сокращение налогов и уменьшение степени прогрессивности обложения.
4. Планово-директивная финансовая политика. Она применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель данной финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.
Управление
финансами в Российской Федерации
прежде всего осуществляют высшие законодательные
органы власти, Президент РФ и Правительство
РФ.
Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
На
региональном уровне высшими законодательными
органами власти являются представительные
структуры (законодательные собрания,
верховные или государственные
советы, думы и др.), которые рассматривают
и утверждают региональные: бюджеты
и внебюджетные фонды, налоговое законодательство
и другие нормативные акты в области финансов.
Совокупность
всех организационных структур, осуществляющих
управление финансами, называется финансовым
аппаратом.
Схема
финансового аппарата. (вставить)
Государственные
органы управления финансами располагают
разветвленной сетью структур как федерального
, так и регионального уровней. Федеральные
структуры имеют самое широкое представительство
как в субъектах федерации, так и на местном
уровне.
Уровни управления | ||
Федеральный | Субъект федерации | Местное самоуправление |
Минфин
РФ
В том
числе: - департамент
гос-го фин-го контроля и - главное
управление федерального - департамент
по надзору за страховой - Федеральная налоговая слкжба |
Министерство,
управление, департамент финансов субъекта
РФ.
- региональный аппарат департамента контроля Минфина РФ; - орган федерального казначейства МФ РФ субъекта Федерации; - территориальный
орган федеральной службы - Налоговая служба (инспекция) субъекта РФ |
Управление, департамент,
отдел финансов - аппарат
департамента контроля Минфина
РФ; - городской,
районный орган (отдел)
_ - городские, районные отделения налоговые службы. |
ГТК РФ | Таможенное управление субъекта РФ или региона(ов) | Городская, районная таможня |
ЦБ РФ | Главное управление ЦБ РФ субъекта Федерации. | Городское, районное отделение главного управления ЦБ РФ субъекта РФ |
Счетная палата | Контрольно-счетная палата (комиссия) субъекта Федерации | Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления. |
Фед. Служба России по валютному контролю | Территориальный орган федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. | _ |
Фед. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) | Территориальный орган фед. Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. | _ |
Федеральные внебюджетные фонды | Региональные дирекции федеральных внебюджетных фондов | _ |
Все рассмотренные структуры кроме Минфина РФ (без в том числе и Счетной палаты РФ) имеют жесткое административное федеральное подчинение (прежде всего: назначение руководителей региональных служб, бюджетное финансирование затрат на содержание нижестоящего звена вышестоящей службой). На местах, в субъектах федерации отсутствует единый координирующий орган деятельности всех финансовых структур, что затрудняет осуществление единого регионального финансового управления и регулирования.
Бюджетное планирование - важнейшая часть финансового планирования. Оно подчинено задачам определения реального объема финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в бюджетной системе и использованы на общегосударственные цели.
Оперативное управление - маневрирование финансовыми ресурсами с целью решения возникающих задач на основе оперативного анализа и разработки комплекса соответствующих мер.
Контроль - это контрольная работа за формированием и расходованием финансовых ресурсов.
Управление
финансами в экономически развитых
странах, как правило, осуществляется
несколькими государственными органами.
В США - это Министерство финансов
(казначейство), административно-бюджетное
управление при Президенте. В Великобритании
органом государственного управления
финансами выступает Казначейство. В ФРГ
- Министерство финансов, участвует федеральное
ведомство по финансам и федеральное управление
государственным долгом, подчиненное
федеральному Министерству финансов.
Во Франции управление финансами осуществляет
Министерство экономики, финансов и бюджета.
В Италии управлением финансами заняты
четыре государственных органа: государственными
расходами и финансовым контролем -Казначейство;
доходами - Министерство финансов; составлением
государственного бюджета и координированием
финансовых ресурсов -Министерство бюджета
и местными финансами - Министерство внутренних
дел.
Вопрос
3. Финансовый контроль.
Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансвово-хозяйственного законодательствав процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.