Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:30, лекция

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие и принципы финансовой политики.
Вопрос 2. Управление финансами в РФ.
Вопрос 3.Финансовый контроль.

Файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Финансовый  контроль призван обеспечивать1:

  • правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;
  • соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;
  • улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Объектом  финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Формы и методы финансового контроля

Успешная  реализация контрольных мероприятий  зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

Финансовый  контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

  • предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Субъекты  контроля могут быть различными. В  их число входят: органы государственной  власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и  специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.

Финансовый  контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

Для осуществления  контроля могут использоваться различные  методы, к числу которых относятся:

    а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

    б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

    в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

    г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере. 

      Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Сюда включают разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней, и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы непосредственно, на прямую затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством (налоги и обязательные платежи), соблюдение законности и целесообразности расходования выделенных бюджетных субсидий и соблюдение нормативных правил ведения учета и расчетов.

      Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны  кредитных учреждений, акционеров и  внутренний контроль.

      Систему финансового контроля России аналогична странам с развитой рыночной экономикой и включает следующие элементы.

1. Орган  финансового контроля со стороны  федеральной законодательной власти . Ею является Счетная палата  РФ. Сфера полномочий – контроль  за федеральной собственностью  и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица всех форм собственности, органы местного самоуправления, банки, страховые фирмы и другие компании – в части, связанной с получением  и использование государственных средств, с использованием федеральной собственности, а также наличием налоговых льгот предоставленных федеральными органами власти. Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга.

     В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.  
 
 

 

    

Уровни  управления
Федеральный Субъект федерации Местное самоуправление
Минфин  РФ

В том  числе: 

- департамент  гос-го фин-го контроля и аудита  Минфина РФ;

- главное  управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ;

- департамент  по надзору за страховой деятельностью  Минфина РФ. 

- Федеральная налоговая слкжба

Министерство, управление, департамент финансов субъекта РФ.

  - региональный  аппарат департамента контроля  Минфина РФ;

- орган  федерального казначейства МФ  РФ субъекта Федерации;

- территориальный  орган федеральной службы России  по надзору за страховой деятельностью

- Налоговая  служба (инспекция) субъекта РФ

Управление, департамент, отдел финансов 

- аппарат  департамента контроля Минфина  РФ; 

- городской,  районный орган (отдел) федерального  казначейства;

             

                        _ 
 

- городские,  районные отделения налоговые службы.

ГТК РФ Таможенное  управление субъекта РФ или региона(ов) Городская, районная таможня
ЦБ  РФ Главное управление ЦБ РФ субъекта Федерации. Городское, районное отделение главного управления ЦБ РФ субъекта РФ
Счетная палата Контрольно-счетная  палата (комиссия) субъекта Федерации Счетная комиссия представительного органа местного самоуправления.
Фед. Служба России по валютному контролю Территориальный орган федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.                       _
Фед. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) Территориальный орган фед. Комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку.                        _
Федеральные внебюджетные фонды Региональные  дирекции федеральных внебюджетных фондов                        _

Информация о работе Финансовая политика государства