Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенности социальных трансфертов рыночной экономики, а также проблем системы социальных трансфертов в России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- проанализировать научно-публицистическую литературу и определить сущность, функции, формы, правовые основы системы социальных трансфертов в Российской Федерации;
- рассмотреть роль социальных трансфертов в формировании и перераспределении доходов;
- проследить динамику социальных трансфертов в перераспределительной политике государства;
- выявить основные проблемы, связанные с осуществлением социальной политики государством.
Введение
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом; их целью является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
На фоне экономического кризиса возрастает потребность в социальной поддержке все большего числа людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, в этом и заключается актуальность выбранной темы.
В настоящее время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих 256 тех или иных социальных льгот для 200 категорий населения.
Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры, материальная поддержка временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников).
Тема нашей работы: «Социальные трансферты в финансовой политике государства»
Целью данной работы является рассмотрение особенности социальных трансфертов рыночной экономики, а также проблем системы социальных трансфертов в России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- проанализировать научно-
- рассмотреть роль
социальных трансфертов в
- проследить динамику социальных трансфертов в перераспределительной политике государства;
- выявить основные проблемы,
связанные с осуществлением
Объектом исследования стала перераспределительная политика государства в социальной сфере, социальные трансферты же, являются предметом исследования.
При исследовании возможно применение следующих методов научного познания:сравнение (рассматривая развитие системы социальных трансфертов в динамике, выявляя изменения по сравнению с предыдущими годами), анализ экономических и статистических показателей, научно-теоритических данных, путем изучения научных трудов различных авторов, индукция и дедукция.
В отечественной литературе вопросы перераспределения доходов, в том числе и на социальные нужды, затрагиваются во многих трудах авторов как Львов Д. С Поршнев А. Г. «Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы», Тучкова Э. Г. «Право социального обеспечения: Учебно-методическое пособие», Т.М. Малева «Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации».
Информационную базу курсовой работы составила учебно-методическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати, ресурсы информационной сети «Интернет».
1 Система социальных
трансфертов в Российской
Cоциальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.
Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:
Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
В соответствии с Конституцией РФ вопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72, ч. 2, п. ж). Нормативно-правовые акты рассматриваемых субъектов РФ были приняты и реализуются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, указов Президента РФ, нормативных актов министерств и ведомств), а также по вопросам, относящимся к компетенции самих субъектов.
Основы для развития социального законодательства были заложены Конституцией 1993 г. Статья 7 Конституции провозглашает РФ социальным государством, что означает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Непосредственно социальной защите и развитию положений ст. 7 в Конституции посвящены две статьи – ст. 38 посвящена защите материнства, детства и семьи; ст. 39 говорит о гарантиях права на социальное обеспечение.
В Конституции не получил закрепления принцип взаимосвязи прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Это означает, что минимальная заработная плата может быть меньше прожиточного минимума. То же самое можно сказать и о размерах предоставляемой государством социальной помощи, поскольку граждане (или семьи), чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи (ст. 6, п. 1). При этом условия и порядок предоставления такой помощи «устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации» (ст. 6, п. 2).
В то же время закон РФ «О прожиточном минимуме» впервые предоставляет возможность определить тех лиц, которые испытывают острую потребность в получении социальной помощи. Тем самым делается первый шаг на пути перехода от принципа категориальности в оказании социальной помощи к осуществлению адресного принципа.
В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения, такие как Федеральные законы: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и некоторые другие. Тогда же были подписаны указы Президента и постановления Правительства, направленные на социальную защиту и предоставление различного рода пособий, льгот и компенсационных выплат определенным категориям населения[6].
Несмотря на то, что эти акты несомненно обладают рядом достоинств, они отличаются декларативностью. Принцип адресности социальной помощи, закрепленный в законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории населения, а не по принципу нуждаемости. Нормативно-правовые акты данного периода содержат огромное количество указаний на льготы, пособия, компенсационные выплаты, получение бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг, право на которые имеют целые категории населения не зависимо от уровня материального благосостояния.
Ядром всего действующего федерального и регионального законодательства является предоставление льгот. Юридический смысл льготы заключается в том, что она является исключением из общего правила, отклонением от единых требований нормативного характера. Функционально – льгота является инструментом перераспределения социальных благ. Льготы устанавливаются для тех субъектов, интересы которых не получают должного обеспечения и защиты в силу наличия у данных субъектов определенных специфических особенностей. Льгота (и в этом ее юридическое значение) должна иметь строго определенную цель и временный характер. Вместо этого льгота давно уже стала универсальным инструментом дифференциации населения, устанавливающей жесткие, почти сословные, разграничения[3].
Общей чертой, характерной для всего массива нормативно-правовых актов (как федеральных, так и региональных), регулирующих отношения в сфере социальной защиты, является увеличение численности социально незащищенных категорий граждан и, соответственно, числа и объема льгот. Федеральное законодательство дает возможность субъектам РФ и органам местного самоуправления самим устанавливать категории и льготы, обеспечиваемые из бюджетов соответствующих уровней. Субъекты РФ и органы местного самоуправления обладают полномочиями устанавливать дополнительные категории населения, которым в том или ином виде оказывается социальная помощь, оплачиваемая из бюджета соответствующего уровня.
В результате получателями всевозможных социальных льгот, пособий и выплат являются 2/3 населения России.
В 2013 году только на федеральном уровне имелось около 163 видов социальных трансфертов (социальных выплат, льгот, пособий и дотаций). В составе этих трансфертов явно преобладала натуральная помощь, называемая льготами (передача благ бесплатно или с частичной оплатой). В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения - ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и так далее.
В категории получателей социальных трансфертов попадают граждане в зависимости от:
- прошлых рисков (участие в различных войнах и других событиях, связанных с повышенным риском);
- характера и условий труда как в прошлом, так и в настоящем (труд в годы Великой Отечественной войны, род профессиональной деятельности);
- продолжительности труда (ветераны труда);
- состояния здоровья (инвалиды);
- наличия детей.
- места жительства (северные льготы).
Разрыв между уровнем обеспеченности населения и получением права на льготы показывает структура распределения льготников по категориям.
Категориями граждан, которые претендуют на получение социальных трансфертов, считаются:
- инвалиды войны;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- инвалиды (включая детей-инвалидов);
- родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
- труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- доноры (кроме граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР");
- пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям, лица старших возрастов;
- пенсионеры из числа бывших государственных служащих;
- лица, удостоенные региональных почетных званий, имеющие особые заслуги;
- ветераны военной службы;
- участники вооруженных конфликтов в мирное время;
- члены семей погибших;
- граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию;
- граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими, тяжелыми и тому подобными заболеваниями;
- дети из отдельных категорий семей (многодетные, неполные, студенческие, с родителями-инвалидами и тому подобное.);
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством);
Информация о работе Социальные трансферты в финансовой политике государства