Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенности социальных трансфертов рыночной экономики, а также проблем системы социальных трансфертов в России. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- проанализировать научно-публицистическую литературу и определить сущность, функции, формы, правовые основы системы социальных трансфертов в Российской Федерации;
- рассмотреть роль социальных трансфертов в формировании и перераспределении доходов;
- проследить динамику социальных трансфертов в перераспределительной политике государства;
- выявить основные проблемы, связанные с осуществлением социальной политики государством.
- малоимущие граждане, лица, имеющие низкий уровень индивидуального дохода;
- отдельные категории специалистов, студенты, учащиеся, школьники;
- беременные женщины и кормящие матери;
- семьи с детьми и прочие категории[2].
Сложившаяся в РФ система социальной защиты в общепризнанном понимании таковой не является, поскольку лишь малая ее часть связана с ее истинным предназначением - организацией и предоставлением помощи нуждающимся. Сюда относятся пособия на детей и, в некоторой степени, материальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов. В большинстве случаев низкие доходы не являются официальным основанием для предоставления социальных трансфертов, поэтому они попадают не к нуждающимся, а к «категориям».
Исследования, проведенное в шести регионах РФ, показало, что во многих случаях на уровне субъектов Федерации наделяются правом на получение социальных трансфертов наделяются дополнительные категории граждан, безотносительно к уровню их обеспеченности. Как правило, это тот же набор социальных льгот, который предусмотрен законодательством о ветеранах. Наблюдается зависимость: чем богаче регион, тем выше уровень социального популизма. Однако широкое распространение такой практики сдерживается нехваткой средств даже на финансирование возлагаемых на регионы федеральных социальных обязательств[4].
Социальные трансферты могут осуществляться в форме социального вспомоществования (помощи); путем предоставления совокупности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпоративного и обязательного, государственного).
Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизненным стандартам[5].
При помощи социальных трансфертов происходит перераспределение налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.
В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотворительности в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общественные организации.
Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий.
Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер.
Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, - болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыдущих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты определенных средств при наступлении страхового случая.
Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации - пенсии, пособия, стипендии. Пенсия - это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в России, условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о государственном пенсионном обеспечении с последними изменениями от 02.07.2013 года.
Пособие - это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодательстве предусмотрены следующие пособия:
-пособие по временной нетрудоспособности;
-
пособия гражданам, имеющим детей: пособие
по беременности и родам; единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении
ребенка; ежемесячное пособие на период
отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет; ежемесячное
пособие на ребенка;
-
пособие по безработице;
-
единовременные пособия гражданам при
возникновении поствакцинального осложнения;
- единовременное
пособие медицинским работникам, заразившимся
вирусом иммунодефицита человека при
исполнении служебных обязанностей;
- единовременное
пособие гражданам, привлеченным для борьбы
с терроризмом;
- социальное
пособие на погребение;
- пособия
в связи с трудовым увечьем и профессиональным
заболеванием;
- социальным
пособия гражданам, уволенным с военной
службы;
Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Российское законодательство
предусматривает несколько видов компенсационных
выплат (иногда при этом называя их пособиями
или субсидиями):
-
матерям (или другим родственникам, фактически
осуществляющим уход за ребенком), состоящим
в трудовых отношениях на условиях найма
с организациями;
- студентам и аспирантам, находящимся
в академических отпусках;
-
неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим
уход за нетрудоспособными;
- неработающим женам лиц рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел в отдаленных
гарнизонах и местностях, где отсутствует
возможность их трудоустройства;
-
пособие супругам военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту, в период
их проживания вместе с супругами в местностях,
где они вынуждены не работать или не могут
трудоустроиться по специальности в связи
с отсутствием возможности трудоустройства;
- на детей,
находящихся под опекой и попечительством
в приемной семье;
- отдельным категориям
инвалидов (на санаторно-курортное лечение,
на бензин и техническое обслуживание
транспортных средств,);
- на
оплату жилья и коммунальных услуг[8].
Например, на уровень жизни и формирование доходов семей оказывают позитивное воздействие социальные трансферты, предоставляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Размер декретных выплат зависит от статуса получательницы:
- работающие женщины получают пособие в размере 100% среднего заработка;
- уволенные в связи с ликвидацией организации – в размере 300 рублей;
-студентки – в размере стипендии;
- военнослужащие-контрактницы – в размере денежного довольствия.
Ежегодно пособие по беременности и родам индексируется, это закреплено законом.
В России выплачивается ежемесячное детское пособие на ребенка до достижения им 16 лет. Более того, если ребенок не закончил до 16 лет школу, выплата данного пособия может быть продлена до окончания учебного учреждения, но более чем до18 лет. Таким образом, ежемесячное детское пособие выплачивается до 16 лет, а при наличии указанных обстоятельств до18 лет. Еще одним условием для получения ежемесячного детского пособия до 18 лет является доход семьи, а именно, он должен быть ниже среднего дохода на душу населения, установленного в регионе проживания получателей пособия. Именно поэтому выплата пособия в каждом регионе отличается по размеру. Детское пособие в размере увеличивается на 100% для матерей одиночек. Для детей, у которых второй родитель уклоняется от уплаты алиментов или же служит в армии, размер пособия увеличивается на 50%[12].
Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Им предоставлено также право бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей; кроме того, им предоставляется бесплатное питание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях.
Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице. Пособие по безработице - это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.
В соответствии с российским законодательством в 2014 году минимальная величина пособия по безработице составит 850 руб., а максимальная - 4900 руб. Такой размер пособия неизменен с 2009 года.
Как отмечает пресс-служба Минтруда России, стабильность размера пособия по безработице связана с повышающимися шансами на трудоустройство в связи с низкой безработицей и высокой потребностью в работниках. В настоящее время количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости регионов, в два раза превышает численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"пособие по безработице выплачивается уволенным гражданам и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие выплачивается в том случае, если лица в течение года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем. В иных случаях пособие устанавливается в размере его минимальной величины[10].
Кроме того, в случае расторжения трудового договора по инициативе работодателя государство гарантирует выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
Стипендия - это форма регулярных денежных выплат студентам высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.
В России доля населения, имеющего право на получение социальных трансфертов, составляет около 68%, то есть почти 100 миллионов человек могут претендовать и реально претендуют на них. При этом подавляющее число льгот предоставляется покатегориальному принципу, то есть льготы автоматически распространяются на всех подпадающих под данную категорию лиц независимо от материального положения.
Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здравоохранении, образовании, культуре и тому подобное, а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально незащищенным слоям населения, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.
Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инвалидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, направляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус государственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов затрат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и тому подобное, для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических товаров, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий, организации бесплатной выдачи протезов и другие[7].
2.1 Анализ системы социальных трансфертов в Российской Федерации
При переходе России к рыночной экономике при отсутствии экономического роста и дефиците государственного бюджета система социальных трансфертов основывается на принципе государственной поддержки нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Другая модель трансфертов может строиться по принципу всеобщности социальных гарантий.
Первая модель является наиболее дешевой для государства, поскольку основная масса населения удовлетворяет свои социальные потребности за счет личных доходов или средств работодателей. Однако остаются значительные слои населения, потребности которых оказываются неудовлетворенными ни за счет рынка, ни за счет государственных социальных программ. Всеобщность обеспечения определенного уровня доходов и социальных услуг отражает наиболее высокую степень государственных гарантий, но требует и более высоких расходов общественных ресурсов.
Суммарное число граждан, которым различные меры социальной поддержки были предоставлены в денежной форме, в 2013 году составляло порядка 22-23 млн. человек или 15,7% населения страны.
Информация о работе Социальные трансферты в финансовой политике государства