Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:49, лекция

Краткое описание

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Файлы: 1 файл

Лекция.docx

— 22.27 Кб (Скачать)

Лекция. Финансовая политика государства.

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране.

1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства.

 

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

 

 

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные  направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

 

 

В то же время финансовая политика выступает  относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет  свое конкретное содержание, а также  свои цели, задачи, объекты, формы и  методы регулирования.

 

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная  политика;

-налоговая  политика;

-бюджетная  политика;

-политика  в области международных финансов.

 

  Содержание финансовой политики  включает в себя широкий комплекс  мероприятий: 

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

 

            Основу финансовой политики составляет  выбор стратегических направлений,  которые определяют долгосрочную  и среднесрочную перспективу  использования финансов. Одновременно  государство осуществляет выбор  текущих, тактических целей своей  финансовой политики, направленной  на адаптацию к изменяющимся  условиям воспроизводства в коротком  периоде. При этом текущие цели  находятся под непосредственным  влиянием целей стратегических.

 

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

-         обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых ресурсов;

-         рациональное распределение и  использование финансовых ресурсов;

-         организация регулирования и  стимулирования финансовыми методами  экономических и социальных процессов  в стране;

-         выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися социально-экономическими  целями.

 

 

Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

Результативность  финансовой политики во многом зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  различных слоев общества и имеющихся  у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

 

     Институты законодательной  и исполнительной власти и  их функции в сфере финансов  в РФ.

 

Управление  финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти – это Федеральное  собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

 

         Основным органом государственного  финансового контроля со стороны  законодательной власти выступает  Счетная палата Российской Федерации.  Она образована Федеральным Собранием  и подотчетна только ему. 

 

            Счетная палата осуществляет  контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую,  информационную и другие функции. 

 

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные  внебюджетные фонды. Деятельность органов  местного самоуправления, предприятий, финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной  палатой только, если  вышеперечисленные  органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную  собственность или управляют  ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот  и преимуществ.

 

 

Наряду  со Счетной палатой РФ созданы  аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах  федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

 

 

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным  законодательной власти (Государственной  Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

 

 

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и  его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

 

К основным задачам Минфина относятся:

  • совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

 

 

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет  следующие функции:   (прочитать)

  • подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
  • участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;
  • участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;
  • осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

 

В настоящее время в центральном  аппарате Министерства функционируют  следующие подразделения: департамент  бюджетной политики, департамент  отраслевого финансирования, департамент  межбюджетных отношений, департамент  управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним  государственным долгом, департамент  оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

 

Важным  подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует  единая централизованная система органов  федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные  ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

 

Важным  элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой  политики в стране. К таким органам  относятся  налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой  полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины  и других сборов.

 

 

В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным  образованьям – налоговые инспекции.

 

Налоговые органы представляют собой единую систему  контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и других обязательных платежей, а  также контроля за соблюдением валютного  законодательства.

 

 

С деятельностью МНС России тесно  связана работа федеральных органов  налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

 

 

Задачами федеральных органов  налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

 

За  поступлением таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК  России). Организационная структура  ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

 

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы  РФ, правильностью исчисления и уплатой  таможенных пошлин.

 

 

Основными задачами ГТК России являются обеспечения  экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение  единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование  средств таможенного регулирования  хозяйственной деятельности, организация  таможенного дела.

 

 

На ГТК России возложены следующие функции:    (прочитать)

- разработка правовых, экономических  и организационных механизмов  реализации таможенной политики;

- организация взимания и обеспечение  своевременного и полного внесения  в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

- обеспечение эффективного использования  таможенных режимов при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу; 

- выдача лицензий и квалификационных  аттестатов, обеспечение ведение  реестров, - утверждение размеров  обязательных платежей;

- организация таможенного оформления  товаров и транспортных средств; 

- развитие таможенной инфраструктуры;

-участие  в организации таможенного и  экспортного контроля, контроля  за вывозом стратегических товаров  и культурных ценностей. Осуществление  валютного контроля;

- организация борьбы с контрабандой  и преступлениями  в сфере таможенного  дела;

- ведение товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности  и др.

 

 

 

 

 

           

 

 

        


Информация о работе Финансовая политика государства