Схемы финансовой политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:01, творческая работа

Краткое описание

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Оглавление

1.Введение2-3
2.Понятие и сущность финансовой политики………………………3-4
3.Схемы финансовой политики…………………………………………4
3.1.Классическая схема финансовой политики……………………..4-5
3.2.Регулируемая схема финансовой политики………………………5-6
3.3.Неоклассическая схема финансовой политики…………………….6
3.4.Планово-директивная схема финансовой политики……………6-7
4.Достоинства и недостатки Планово-директивной схемы финансовой политики……………………………………………………………...8
5.Список литературы………

Файлы: 1 файл

творческая.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

1.Введение2-3

            2.Понятие и сущность финансовой политики………………………3-4

3.Схемы финансовой политики…………………………………………4

3.1.Классическая  схема финансовой политики……………………..4-5

3.2.Регулируемая схема финансовой политики………………………5-6

3.3.Неоклассическая схема финансовой политики…………………….6

3.4.Планово-директивная схема финансовой политики……………6-7

4.Достоинства и недостатки Планово-директивной схемы финансовой политики……………………………………………………………...8

5.Список литературы………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

 

Основными участниками финансовых отношений являются:

  • государство;
  • хозяйствующие субъекты;
  • население.

 

 

Основные признаки государственных финансов:

  • денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
  • субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
  • в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;
  • регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

 

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

 

 

 

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

 

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

 

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

 

 2.Понятие и сущность финансовой политики.

 

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами.

 

Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития.

 

Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки о роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, т.е. конкретных форм организации финансовых отношений.

 

Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

 

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

 

 

3.Схемы финансовой политики

 

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

 

3.1Классическая схема финансовой политики

 

Классическая схема финансовой политики была главенствующей до 20-х годов ХХ столетия. У её истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо.

 

Основа классической финансовой политики - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные с точки зрения взимания прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе - Министерстве финансов (казначействе).

 

3.2.Регулируемая схема финансовой политики

 

Регулируемая схема финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

 

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

 

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета. Проводятся широкомасштабные политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне - и долгосрочные займы.

 

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

 

3.3.Неоклассическая схема финансовой политики

 

Неоклассическая схема получила своё распространение семидесятые годы ХХ столетия, произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени. Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

 

3.4.Планово-директивная схема финансовой политики

 

Планово-директивная схема финансовой политики проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в году. Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

 

Плановая система управления, основанная на государственной форме собственности, создавала возможность осуществлять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики - достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путём изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли.

 

Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

 

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов. Бюджеты местных органов власти пребывали в зависимости от объёмов, выделявшихся им из бюджетов высшего уровня в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники пополнения местных бюджетов, ограничивались, и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

 

 

 

 

4.Достоинства и недостатки Планово-директивной схемы финансовой политики

Достоинства

    • Государство полностью финансирует из бюджета потребности экономики и социальной сферы

 

    • Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления)
    • Расходы бюджетов определяляются исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом.
    • Управление финансами осуществлялось из единого центра управления финансами - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве, непосредственно и монопольно регламентирует ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

 

 

Недостатки:

    • непроизводительное использование средств государственного бюджета
    • определяется предельный размер всех расходов предприятий, и излишки прибыли изымаются в бюджет
    • использование средств населения регулируется с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы:

 

http://www.be5.biz/ekonomika/fkmv/05.htm

http://www.economica-upravlenie.ru/content/view/696/9/

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5

http://мир-экономики.рф/articles/политика-экономического-роста-802.html

http://mahada.do.am/load/ehkonomika/ehkonomicheskij_rost_istochniki_i_modeli_politika_ehkonomicheskogo_rosta/2-1-0-8

 

 

 


 



Информация о работе Схемы финансовой политики государства