Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:02, контрольная работа
Финансовая политика государства - это политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Взаимодействия государства и финансового многоплановы и разносторонни. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие экономические мероприятия.
Финансовая политика государства - это политика государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Взаимодействия государства и финансового многоплановы и разносторонни. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие экономические мероприятия. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). От состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля. Хорошо разработанная и успешно проводимая финансовая политика государства напрямую связана с реформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений.
Краткосрочный кредит - кредит, выдаваемый на срок до одного года, предназначенный для формирования оборотных средств предприятий и фирм. Раньше под это определение подпадали только средства, взятые в качестве ссуды в банке. В условиях развития сегодняшних рыночных отношений, когда краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием получает все большее распространение в виду недостатка собственных ресурсов предприятия, а также расширения экономических отношений со сторонними организациями, финансовые инструменты краткосрочного кредитования получают все большее распространение и применение. А внедрение в рыночные отношения «новых» инструментариев, созданных для обеспечения имеющихся условий и улучшения качества экономического функционирования, способствуют усовершенствованию взаимосвязей между хозяйствующими предприятиями, а это сказывается на экономическом положении страны в целом.
Таким образом, можно сказать, что по своей сути понятия и значения, рассматриваемых тем данной контрольной работы - «финансовая политика государства» и «краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием» различны, но их объединяет то, что оба, по своей экономической сути, хоть и с разных сторон, сказываются на экономике страны в целом.
Финансовая политика государства (англ. - The financial policy of the state) представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов [4, с. 182].
Политика и финансы
- являются составными частями политики
государства в области
Финансовая политика конкретизирует в себе основные направления развития хозяйства, определяет объём финансовых ресурсов, источники и направления при использовании этих ресурсов, а также в ней происходит разработка механизма регулировки и стимулирования социально-экономических процессов при помощи финансовых методов.
Финансовая политика – это сфера деятельности государства, которая является практически самостоятельной. У неё есть своё конкретное содержание, цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Финансовая политика государства состоит из следующих основных составляющих:
- денежно-кредитных отношений;
- налоговых отношений;
- бюджета;
- в области международных финансов.
Содержание политики
в области финансов заключается
в следующем комплексе мероприя
1. Разработка основы финансовой политики, главных направлений, целей и основных задач;
2. Создание финансового механизма;
3. Управление деятельностью
государства в области
В основе финансовой политики находится выбор стратегических направлений, определяющих долгосрочную перспективу использования денежных средств государства. Вместе с этим государство выбирает текущие и тактические цели своей финансовой политики и адаптации её к постоянно изменяющимся условиям воспроизводства за короткий период времени. Стратегические цели влияют на текущие цели.
Основные задачи финансовой политики - это:
- формирование всех возможных финансовых ресурсов;
- распределение и использование финансовых ресурсов;
- регулирование и
- разработка и развитие финансового механизма.
Политика и финансы - оценка результатов этого сочетания основывается на том, что финансовая политика находится в соответствии с интересами общества, а также на тех результатах, которые были достигнуты.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной [9, с. 528].
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.
Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.
Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов, в целях стабилизации рыночной экономики [4, с. 97]. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (в частности, к ним относятся налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы). При помощи данных инструментов регулируются финансовые отношения внутри страны.
К регулируемым
экономическим процессам
- экономический рост,
- занятость,
- уровень инфляции,
- состояние валютного курса,
- развитие отдельных территорий,
- отраслей и предприятий.
Представляется целесообразным отметить, что регулирование указанных процессов и явлений может осуществляться либо стихийно, либо сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако, не следует забывать, что движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы различных экономических субъектов. Итог - положительный или отрицательный результат такого регулирования - определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.
В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства, которое сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования, которые носят название: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов благодаря снижению налоговых платежей и увеличению бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный же механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет:
При этом возникают определенные сложности, которые напрямую связаны с выбором целей регулирования. Представляется целесообразным отметить, что с помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы в целях достижения одновременного положительного воздействия на них. Обязательно следует учитывать специфику той или иной ситуации, и подбирать непосредственно к каждой отдельной категории свой финансовый механизм урегулирования.
Финансовые инструменты регулирования обеспечивают решение среднесрочных и долговременных задач. Это связано с необходимостью наличия значительного интервала времени, которое будет затрачено на изменения в законодательстве и на адаптацию экономических субъектов к новым условиям функционирования.
Важнейшей составной частью финансовой политики государства является установление финансового механизма, благодаря которому происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. В рамках данного исследования представляется целесообразным акцентировать внимание на данной составляющей.
Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, государственных и частных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов [9, с. 531].
В соответствии с делением общей системы финансов на государственные (муниципальные) и частные финансы следует различать механизмы приведения в действие государственных (муниципальных) и частных финансов. Они различаются между собой формами, методами и инструментами управления финансовыми ресурсами. Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регламентируются нормами публичного финансового права. Финансовый механизм хозяйствующих субъектов отличается более мягкой регламентацией элементов нормами финансового права, относительной свободой выбора хозяйствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами.
Элементами
финансового механизма
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий [1, с. 104]. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает обязательный порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, предприятие самостоятельно определяет направления их использования.
Таким образом,
можно сказать, что без проведения
рациональной и финансовой политики
посредством финансового
В условиях сегодняшних
рыночных отношений, хозяйственная
деятельность любого предприятия напрямую
связана с краткосрочным