Финансовая политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.

Файлы: 1 файл

диплом измененный Ковалева.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

полнительные  расходы допустимы только за счет дополнительно  зарабо-

танных  доходов».

      Перераспределение расходных полномочий должно сопровождаться наделением ответственностью бюджетополучателей за результаты работы. Для этого бюджетному процессу в 2006 году должна сопутствовать системная оценка планов и показателей работы всех органов исполнительной власти. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств необходимо осуществлять исходя из поставленных перед ними целей.

      В 2006 году следует обеспечить 20 - процентное увеличение заработной платы работников организаций бюджетной сферы, продолжить реализацию мер по совершенствованию механизма оплаты труда государственных и муниципальных служащих, повышению их заинтересованности в достижении высоких показателей работы. Обязательным и более весомым элементом системы материального стимулирования государственных и муниципальных служащих должно стать экономное и эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на функционирование конкретных государственных и муниципальных органов и служащих.

      По-прежнему приоритетным направлением бюджетной политики остается оказание государственной поддержки граждан в решении жилищных проблем молодых семей, малообеспеченных категорий населения, сельских жителей.

      В 2006 году в условиях действия Федеральных законов от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" важно обеспечить сохранение эффективности действующего в республике механизма межбюджетных отношений.

       Активнее  должна  проводиться  политика,  направленная  на обес -

печение еще большей заинтересованности  органов  местного  самоуправ-

ления в применении эффективных мер по сбору налоговых доходов. Финансовая помощь нижестоящим бюджетам должна по-прежнему оказываться в зависимости от результата социально-экономической деятельности территории каждого поселения.

      В процессе совершенствования межбюджетных отношений следует решить задачу обеспечения бюджетов всех уровней финансовыми источниками для выполнения ими своих расходных полномочий, создавать стимулы для наращивания собственной налоговой базы и повышения ответственности за реализуемую бюджетную политику [29, с.2].

      В целях совершенствования планирования и прогнозирования доходной части бюджета РМ властными структурами республики будет осуществляться жесткая и результативная политика в отношении собираемости налогов и обязательного вовлечения недоимки в оборот бюджетов и внебюджетных фондов. Меры административного реагирования не только не должны ослабевать, но и получить дальнейшее развитие. Одной из таких мер реагирования должно стать усовершенствование схемы реструктуризации предприятий-недоимщиков по налоговым платежам.

      В целях регулярной оценки фактической налогооблагаемой базы необходимо внедрить систему мониторинга за группой крупных бюджетообразующих предприятий, их дочерними и зависимыми компаниями на основе систематического комплексного контроля их финансово-хозяйственной деятельности, выявления и анализа финансовых и товарных потоков.

      Дополнительная поддержка предприятий с активной позицией собственного экономического развития должна быть не только выгодной для предприятий, но и для бюджетов республики. Предпринятые меры поддержки предприятий различных отраслей производства сохранятся при выполнении ими главного условия – прироста выпуска товарной продукции и полной уплаты налогов и других обязательных платежей  в бюджет

и внебюджетные фонды.

      Так как формирование бюджета 2006 года будет проходить в условиях недостатка финансовых ресурсов для удовлетворения всех его потребностей, то при формировании бюджета, необходимо совершенствование планирования и прогнозирования расходной части.

      Для этого нужны следующие меры:

  1. Исключить из бюджета расходы, не обеспеченные реальными источниками финансирования;
  2. Учесть конкурсный характер процедур финансирования республиканских программ и заказов, а также закупок товаров и услуг за счет бюджета;
  3. Учесть в бюджете средства, получаемые бюджетными организациями от предоставления платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в качестве источников финансирования их смежных назначений;
  4. Установить бюджетным организациям обоснованные лимиты потребления электро- и теплоэнергии, других показателей коммунального обеспечения с доведением этих лимитов до поставщиков указанных услуг;
  5. Ограничить инициативу по принятию новых программ без ревизии существующих, сохраняя только те мероприятия, которые направлены на решение неотложных задач;
  6. Приоритетным направлением формирования расходов бюджета на 2006 год должен стать рост расходов, направленных на оказание бюджетных услуг и в первую очередь в социальной сфере.

      В республике предполагается создание современной системы управления бюджетными расходами, неотъемлемыми компонентами которой должны стать обоснованные нормативы, индикаторы результативности и процедуры оптимизации бюджетных решений.

      С этой системой должна органически сопрягаться система  кон-

курсной закупки товаров и услуг для государственных и  муниципальных

нужд, которая  начала создаваться в последние  годы и нуждается в  укреп-

лении и развитии. В этих целях необходимо четко установить государственные приоритеты, выбрать отрасли, которые способны служить своего рода локомотивами ускоренного развития. Выбор должен базироваться на понимании конкурентных преимуществ в нашей республике в различных высокотехнологических областях [29, с. 4].

      Хочется отметить, что в Республике Мордовия проводится целенаправленная политика по оздоровлению государственных финансов, наполнению доходной части бюджетов денежными средствами. Свидетельством служит то, что Республика Мордовия в числе нескольких регионов, а именно восьми, приняла участие в конкурсной программе по реформированию региональных финансов. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 октября 2005г. №412 была утверждена программа «Реформирование региональных финансов Республики Мордовия на 2006-2007 годы». По сумме финансирования, которая составляет 200 млн. рублей, Республика Мордовия занимает третье место в России.

      Программа реформирования системы управления государственными финансами Республики Мордовия разработана на основе анализа фактического исходного состояния и приоритетов администрации республики в реформировании региональных финансов, с учетом положительных результатов реформирования государственных финансов в субъектах РФ - участниках проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне в 2001-2004 годах, требований Приказов №209 и №211 от 18.08.2005года, N 238 и N 239 от 24 июля 2004 года Министерства финансов Российской Федерации и Концепции реформы бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.

      Исходя из сложившегося уровня и качества управления региональными финансами Республики Мордовия, программы комплексного социально-экономического развития Республики Мордовия и сформулированной   концеп-

ции реформирования, можно выделить следующие основные цели  рефор-

мирования региональных Финансов Республики Мордовия:

      1. Создание условий для максимально эффективного управления региональными финансами в соответствии приоритетами государственной политики.

      2. Обеспечение сбалансированности, устойчивости, экономической стабильности бюджетной системы Республики Мордовия в увязке с решением задач в социальной сфере, задач развития инфраструктуры.

      3. Создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и экономического развития региона.

      4. Повышение эффективности деятельности исполнительной и законодательной (представительной) власти на региональном и местном уровнях по стимулированию социально-экономического развития Республики Мордовия и предоставления населению бюджетных услуг.

         Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

         1. Внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами, в частности, поэтапный переход к казначейскому исполнению бюджетов, разделение текущих и капитальных расходов, использование среднесрочного финансового и инвестиционного планирования, создания системы управления государственным долгом субъектов Российской Федерации, совершенствование конкурентных механизмов и процедур государственных и муниципальных закупок.

      2. Стабильное законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между региональными и местными бюджетами, формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям в условиях новой редакции Бюджетного кодекса и введения с 1 января 2006 года закона о местном самоуправлении.

      3. Обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное   выполнение

обязательств  перед бюджетополучателями и кредиторами,   сокращение

долговых  обязательств и нерациональных бюджетных расходов.

      4. Активизация работы по повышению эффективности и оптимиза-

ции бюджетных расходов путем использования механизмов программно-

целевого  бюджетирования, формирования бюджета  исходя из целей и планируемых  результатов государственной политики, увязки бюджетных ассигнований с результатами.

      5. Совершенствование межбюджетных отношений в плане обеспечения финансовыми источниками бюджетов всех уровней для выполнения расходных полномочий в необходимом объеме, создание стимулов для наращивания собственной налоговой базы муниципальных образований и повышения ответственности за реализуемую бюджетную политику.

      6. Разработка и внедрение в бюджетную практику на региональном и муниципальном уровнях технологий бюджетного планирования и контроля расходов по результату на основе паспортизации и стандартизации бюджетных услуг, системы контроля качества и доступностью этих услуг, системы оценки эффективности проводимых бюджетных расходов.

      7. Внедрение современных информационных технологий по управлению финансовыми ресурсами региона и формированию единой системы информационного обеспечения бюджетного процесса.

      8. Дальнейшее совершенствование и реализация механизмов эффективного управления государственной и муниципальной собственностью.

      9. Повышение инвестиционной привлекательности региона за счет развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, образовательной и т.д. инфраструктуры, создания условий для дальнейшего развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.

         Реформирование системы управления региональными финансами Республики Мордовия предполагается осуществить по следующим направлениям:

         - совершенствование бюджетного процесса и системы управления бюджетными расходами;

      - переход на систему бюджетирования, ориентированного на результат (БОР);

        - проведение административной реформы;

      - совершенствование  системы   инвестиций  и  повышение   инвести-

ционной привлекательности региона;

       - создание условий для развития доходной базы региона;

       - совершенствование долговой политики;

       - совершенствование межбюджетных отношений.

       Совершенствование бюджетного процесса в Российской Федерации предполагает формирование рынка бюджетных услуг в целях повышения эффективности бюджетного финансирования, развития конкурентной среды и, как следствие, повышения качества оказываемых услуг для населения.

Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике