Финансовая политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.

Файлы: 1 файл

диплом измененный Ковалева.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время финансирование бюджетных учреждений и организаций осуществляется без тесной увязки с приоритетами социально-экономической политики, количеством и качеством выполняемых работ. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что ограниченные бюджетные ресурсы расходуются нерационально, отдельные в действительности социально-значимые услуги испытывают дефицит в финансировании. В связи с обозначенной проблемой возникает потребность четкого определения перечня востребованных населением Республики Мордовия бюджетных услуг, ранжирования их по степени социальной значимости, выявление объемов и критериев качества, а также четких процедур и регламентов их предоставления и финансирования.

      Весьма актуальной также представляется разработка и внедрение в практику стандартов качества бюджетных услуг, что позволит осуществить привлечение в сферу оказания социальных услуг негосударственных организаций и, следовательно, частные инвестиции. Формирование конкурентной среды на рынке бюджетных услуг позволит осуществлять формирование государственного заказа на условиях оптимального соотношения цены и качества предоставляемых услуг.

       Существенный фактор повышения эффективности   региональной

бюджетной политики в социальной сфере является проведение работ, свя-

занных  с оптимизацией и реструктуризацией  сети региональных  бюджет-

ных учреждений, проработка механизма перевода части  учреждений в форму негосударственных  организаций.

         В порядке реализации административной реформы предусматривается провести оптимизацию работы ведомств и структурных подразделений исполнительных органов государственной власти республики, к компетенции которых относится предоставление бюджетных услуг для населения. В рамках этой работы необходимо четко определить круг задач, стоящих перед каждым ведомством, методов их решения, систему отчетности и контроля за их реализацией. На данном этапе будет реализован ряд мероприятий, нацеленных на повышение роли планирования и прогнозирования, выработана система показателей оценки результативности деятельности управляющих субъектов.

      Значительная затратность предоставления бюджетных услуг для населения региона предопределяет необходимость построения четкой и бесперебойной системы финансирования при исполнении бюджета, которая бы сводила к минимуму возможность появления так называемых «кассовых разрывов». В ходе реализации программы предполагается сформировать методику прогнозирования возможности появления кассовых разрывов в процессе исполнения расходной части бюджета и разработать механизмы их сглаживания и устранения. Кроме того, планируется осуществить внедрение обязательной публичной экспертизы законопроектов в сфере налогового и бюджетного законодательства в целях повышения ответственности субъектов права законодательной инициативы за предлагаемые к принятию финансовые решения.

      В процессе реализации программы в 2006-2007 годах планируется

усовершенствовать процедуры формирования заказа и  закупок для государственных и муниципальных нужд, выработать рекомендации для эф-

фективного  их использования на муниципальном уровне.

      В целях повышения эффективности социально-экономической поли-ики региона посредством оптимизации структуры бюджетных расходов и результатов использования бюджетных средств в ходе реализации программы планируется осуществить разработку и внедрение в практику бюджетного планирования элементов бюджетирования, ориентированного на результат, предполагающего переход от затратного метода планирования бюджетных средств к планированию, бюджетных ресурсов с учетом результативности деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств по предоставлению бюджетных услуг населению и достижения определенного социально-экономического результата.

        За основу  новой системы бюджетирования будут приняты следующие принципы:

    • планирование затрат по видам расходов на основе социально-экономической результативности деятельности;
    • распределение бюджетных средств в зависимости от уровня достижения показателей социально-экономической результативности;
    • свобода распорядителей бюджетных средств в выборе способов достижения  поставленных перед ними целей и задач;
    • ответственность распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей за конечный результат;
    • ориентация контроля использования бюджетных средств на внутренний контроль эффективности расходов при сохранении внешнего контроля  целевого использования бюджетных средств.

      В основу нового механизма формирования бюджетных расходов, конструирования годовых финансовых планов республики будут положены результаты среднесрочного социально-экономического планирования.

      В ходе реализации программы будет реализован ряд мероприятий, направленных на совершенствование механизмов и процедур бюджетной поддержки, значимых для республики инвестиционных проектов, системы критериев  отбора инвестиционных проектов для целей поддержки и

процедур  постоянного мониторинга их реализации.

      Реформирование процесса формирования расходной части бюджета предопределяет необходимость поиска путей совершенствования механизмов формирования и доходной части регионального бюджета. В рамках данного направления акцент будет смещен на разработку и внедрение в практику систем и механизмов налогового мониторинга, позволяющих оперативно получать достоверную информацию о состоянии и движении задолженности перед бюджетом, что позволит субъектам регионального управления принимать взвешенные и обоснованные финансовые решения и адекватно реагировать на появление возможных негативных последствий в данной сфере управления.

      Будет разработан комплекс мероприятий, направленных на стимулирование и побуждение налогоплательщиков к добросовестному исполнению налоговых обязательств перед бюджетом. В частности, предполагается:

      активизация политики партнерских  отношений региональных органов власти с предприятиями и организациями – как основными налогоплательщиками и субъектами деловой активности экономики региона, анализ и совершенствование практики работы с институциональными инвесторами;

      разработка и реализация Концепции региональной налоговой политики, определяющей приоритеты в соответствующей сфере на средне- и долгосрочную перспективу;

      повышение качества процесса нормотворчества и более тщательному отбору для реализации законодательных инициатив в финансовой и налоговой сферах.

      В перспективе весь данный комплекс мероприятий должен стабили -

зировать  финансовую систему Республики Мордовия и, как следствие, существенно повысить кредитные рейтинги региона. 

      Существенное внимание будет уделено поддержке развития малого бизнеса на территории региона. В этих целях будет приняты меры для устранения административных барьеров, дальнейшего развития инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

      В 2006-2007 годах будет проведен ряд мероприятий, направленных на оптимизацию поступлений неналоговых доходов в региональный бюджет. В частности, будет изменен подход к оценке стоимости объектов, находящихся в региональной собственности: планируется расширение сферы применения системы рыночной оценки стоимости объектов с привлечением для этой цели независимых оценщиков. Будет разработана и принята концепция управления государственной собственностью Республики Мордовия. Это позволит:

    • оптимизировать структуру государственной собственности Республики Мордовия в интересах достижения устойчивого экономического роста;
    • вовлечь максимальное количество объектов государственной собственности Республики Мордовия  в рыночный оборот;
    • увеличить доходы республиканского бюджета;
    • использовать имеющиеся активы как инструмент для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
    • повысить конкурентоспособности государственных предприятий, в том числе посредством их реорганизации;
    • провести приватизацию объектов государственной собственности Республики Мордовия с максимально возможным положительным результатом и для регионального бюджета, и для социально - экономического развития республики в целом.

Для успешной реализации указанных целей предстоит  завершить инвентаризацию объектов республиканской собственности и внести необходимые изменения в систему их учета, обеспечить прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с государственным участием или находящихся в государственной собственности, контроля использования и сохранностью собственности республики.

      Одним из направлений реформирования системы управления общественными финансами в Республике Мордовия является совершенствование долговой политики, предполагающее внедрение в практику управления формализованных процедур управления долговыми обязательствами республики и предоставления гарантий. Для этого предполагается выработать методологию управления республиканским долгом, включая решение вопросов оптимизации затрат по обслуживанию долга и процентных расходов. Реализация указанных мероприятий призвана повысить кредитоспособность региона и стимулировать тем самым привлечение инвестиций в экономику субъекта РФ.

      Практическая реализация в Российской Федерации реформы местного самоуправления, существенным образом расширяющей полномочия муниципалитетов,  усиливает  для Мордовии значимость мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений на уровне республика – муниципальные образования. В ходе реализации программы планируется адаптирование  к требованиям нового федерального законодательства и повышения эффективности применяемой в Мордовии системы выравнивания бюджетной обеспеченности территорий и механизмов расширения и увеличения собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований.

      Комплекс работ и мероприятий по укреплению и модернизации бюджетной системы Республики Мордовия будет дополнен работами по совершенствованию системы административного управления и региональной кадровой политики. В частности, будут проведены мероприятия по оптимизации системы управленческих функций и штатной численности сотрудников, построению новой структуры управления. Значительное внимание будет уделено повышению профессионализма государственных

служащих; внедрению преимущественно конкурсных начал на замещение

соответствующих должностей.

      Реализация программы реформирования управления общественными

финансами Республики Мордовия предполагает комплексный подход и к организации информационно-технической базы обеспечения управленческих процессов. В этой связи в сфере управления планируется внедрить информационно-аналитические системы, обеспечивающие формирование единого информационного пространства, объединяющего участников управленческой деятельности, обеспечить специалистов структурных подразделений и руководства исполнительных органов государственной власти региона средствами  информационной, инструментальной и методологической поддержки подготовки и принятия эффективных управленческих решений.

      Весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках реализации программы реформирования, должен проводиться открыто, гласно, с максимальным вовлечением в процесс реформирования представителей общественности, трудовых коллективов и средств массовой информации.

      Таким образом, следует сделать вывод, что существует множество мер по совершенствованию планирования и прогнозирования финансовой деятельности в регионе. Все они позволяют добиться ощутимых результатов – проведения политики экономии, повышение эффективности материальных, трудовых и финансовых ресурсов, что означает увеличение потребительского спроса, а, следовательно, и условием экономического роста.

      Единственное, что необходимо при соблюдении этих мер, это четкий финансовый контроль хода выполнения данных решений. Только при должном контроле будут выполняться цели и задачи бюджетной политики Республики Мордовия. 
 
 

3.2 Основные направления совершенствования организации и контроля финансовой деятельности региона

 

      Проводимая в настоящее время политика централизации и укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля.

      Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается [6, с.129].

      Сегодня государственный контроль является важнейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функционирования финансово-кредитной системы. Рыночные отношения не отменяют необходимости систематических ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждении всех форм собственности, особенно тех, которые используют бюджетные деньги, а также принятия мер по устранению и предупреждению недостатков. Финансовый контроль, присущий рыночной экономике, используется всеми развитыми странами в той мере, в какой диктуется политическими и экономическими задачам [47, с. 72].

Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике