Финансовая политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.

Файлы: 1 файл

диплом измененный Ковалева.doc

— 662.50 Кб (Скачать)
 

      Приведенная схема позволяет представить всю иерархию процесса воздействия посредством финансового менеджмента на хозяйственный процесс [55, с.71].

      Очевидно, что сферы и звенья механизма управления финансовой деятельностью отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для управления бюджетным механизмом характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. Сочетание элементов механизма управления финансовой деятельностью – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок  и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью механизма управления финансовой деятельностью. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

      Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы определенный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой деятельности, четкого функционирования механизма управления финансовой деятельностью» [цит. по 18, c. 30].

      Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую деятельность и механизм управления) влияние на экономическое развитие.                                                                            Формируя  механизм   управления    финансовой     деятельностью, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является  зало-

гом полноты  реализации ее целей и задач.

      При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке механизма управления и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности механизма управления финансовой деятельности. 
 

    1. Показатели  эффективности управления региональными финансами
 

      Для оценки эффективности управления финансовой деятельности региона используют показатель финансовой устойчивости региона, а также совершенно другие показатели, посредством анализа которых можно выявить желаемые тенденции. В основном это показатели, которые составляют доходную часть бюджета Республики Мордовия. Данные показатели представлены в методике расчета доходной части бюджета Республики Мордовия на 2006 год. Так как в бюджете Республики Мордовия налоговые доходы составляют 95,8 %, а неналоговые доходы всего 4,2 %, то и доля налоговых показателей значительно преобладает над другими показателями.

      Итак, первый показатель – это показатель финансовой устойчивости региона.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле (1.1) 

где –  внутренние источники финансирования, это собственные  средства

региона, полученные в результате финансово-экономической деятельности Республики Мордовия.

        – внешние источники финансирования региона – это безвозмездные перечисления средств от бюджетов других уровней. В основном это дотации, субвенции, средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых государственной властью, трансферты.

      Показатель финансовой устойчивости показывает, в какой степени экономика региона зависит от финансовой помощи, выделяемая из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета. Если экономика региона менее зависима от финансовой помощи, это говорит о достатке бюджетных денег на финансирование различных отраслей экономики, различных программ, что подчеркивает ее маневренность. Если же экономика региона с каждым годом становится более зависимой от финансовой помощи, это означает, что наблюдается общий спад производства в регионе, кризис неплатежей, банкротство должников, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, недостаточность капитальных вложений, низкий уровень развития науки и техники [7, c. 182].

       Второй показатель – это показатель прогноза поступления налога на прибыль организаций на 2006 год.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле (1.2) 

         НП2006= (ПП2006 х (НБ Iпол.2005 + НБ Iпол.2005 х Кнб) / ПП2005) х 17,5% -                                       - Л2006  + НПрестр + Нед + НПфил                                                                        (1.2) 

где:

       НП2006 - прогноз поступления налога на прибыль организаций на 2006г.;

       ПП2006- прогноз прибыли прибыльных организаций за исключением прибыли прибыльных предприятий по отрасли сельское хозяйство на 2006год (по данным Министерства экономики Республики Мордовия);

       НБ1пол.2005 - налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций (по данным УФНС России по РМ форма 5-П за 1 полугодие 2005 года, код строки 1110);

      Кнб – коэффициент изменения налогооблагаемой базы II полугодия к I по-

лугодию рассчитывается по формуле: Кнб = (НБ IIпол.2002 /НБ Iпол.2002+ НБ IIпол.2003 /НБ Iпол.2003+ НБ IIпол.2004 /НБ Iпол.2004)/3, (значение  Кнб <=2)

      ПП2005. – ожидаемая оценка прибыли прибыльных организаций за исключением прибыли прибыльных предприятий по отрасли сельское хозяйство за 2005 год (по данным Министерства экономики Республики Мордовия);

      17,5% - ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в консолидированный бюджет Республики Мордовия на 2006 год;

      Л2006 – сумма льгот по налогу на прибыль, прогнозируемая на 2006 год в соответствии с законодательством Республики Мордовия;

      НПрестр- дополнительные поступления за счет проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по налогу на прибыль организаций;

      Нед - 50% недоимки по налогу, сложившейся на 1 июля 2005 года.

      НПфил – прогнозируемая на 2006 год сумма налога на прибыль организаций, имеющих обособленные структурные подразделения (филиалы) на территории поселений и муниципальных образований Республики Мордовия.

       Таким образом, основным показателем, используемым при расчете налога на прибыль, является показатель прибыли прибыльных предприятий, рассчитываемый Министерством экономики Республики Мордовия. На 2006 год, данный показатель (без учета прибыли сельхозпредприятий) прогнозируется в сумме 4 161 186 тыс. рублей (темп роста 117,0% к уровню т.г.).

        Кроме этого, в расчете прогноза поступления налога на прибыль   организаций на 2006 год в консолидированный бюджет Республики Мордовия принимают участие:

      налогооблагаемая прибыль за 1 полугодие 2005  года  по  данным

УФНС  России по РМ (форма №5-П)  в сумме 1 182 756 тыс. рублей;

        расчетный коэффициент роста налогооблагаемой прибыли второго полугодия к первому – 1,9;

      ожидаемая налогооблагаемая прибыль за   2005 год в сумме 3 429

992,4 тыс.  рублей, рассчитанная исходя из  налогооблагаемой прибыли за первое полугодие и ожидаемой оценки второго полугодия 2005 года;

       оценка прибыли прибыльных предприятий за 2005 год (без учета прибыли сельхозпредприятий) по прогнозу Министерства экономики Республики Мордовия в сумме 3 466 481 тыс. рублей;

        удельный вес ожидаемой налогооблагаемой прибыли за 2005 год в оценке прибыли прибыльных предприятий за 2005 год в размере 0,99.

        На основании приведенных данных рассчитывается прогноз налогооблагаемой прибыли на 2006 год, который составит 4 117 384,9 тыс. рублей. С учетом предприятий перешедших на уплату единого налога на совокупный доход прогноз налогооблагаемой прибыли на 2006 год составит 3 764 912,9 тыс. рублей.

      ставка  налога на прибыль, зачисляемая в  бюджет Республики Мордовия остается на уровне текущего года и составляет 17,5 процентов.

        В результате прогноз поступления налога на прибыль на 2006 год составит  658 859,8 тыс. рублей.

      Данный  прогноз уменьшается на сумму  выпадающих доходов в связи с изменениями налогового законодательства (12383,6 тыс. рублей) и увеличивается на сумму поступлений налога на прибыль от организаций, головные предприятия которых находятся за пределами Республики Мордовия в сумме 82 865,7 тыс. рублей (в основном ОАО «Волгатрансгаз» – 25 967 тыс. рублей и ОАО «Российские железные дороги» – 39 303 тыс. рублей).

      Кроме того, в прогнозе дополнительно учтены 50 процентов недоимки, сложившейся на 1 июля 2005 года в сумме 24 163,9 тыс. рублей.

      Таким образом, прогноз поступления  налога на прибыль   организа-

ций на 2006 год в консолидированный бюджет Республики Мордовия составит 753505,8 тыс. рублей, что в 1,2 раза больше прогноза на 2005 год, и на 64658 тыс. рублей превышает фактическое поступление за 2004 год. Рост прогноза поступления налога на прибыль на 2006г. ожидается в

основном  за счет увеличения прибыли предприятий  республики.

         Поступление налога на прибыль организаций от налогоплательщиков по ставке 17,5 процентов в полном объеме будет зачисляться в 2006 году в республиканский бюджет Республики Мордовия и прогнозируется в сумме 766556,8 тыс. рублей [38, с.].

      Следующий показатель – это показатель прогноза поступления налога на доходы физических лиц на 2006 год. Рассчитывается по следующей формуле (1.3) 

     НДФЛ2006 = (ФОТ2006 х ЭСНДФЛ 2005) + НДФЛперераб,                       (1.3)

где:

     НДФЛ2006 – прогноз поступления налога на доходы физических лиц на 2006 год;

         ФОТ2006 – прогноз фонда оплаты труда на 2006 год (по данным Министерства экономики Республики Мордовия);

     ЭС НДФЛ 2005 – эффективная ставка налога на доходы физических лиц в 2005 году, учитывающая стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты и льготы, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Основным показателем, характеризующим поступление налога на доходы физических лиц, является фонд оплаты труда по Республике Мордовия, рассчитываемый Министерством экономики Республики Мордовия и который на 2006 год прогнозируется в сумме 23 029 794,0 тыс. рублей. В связи с планируемым повышением заработной платы работникам бюджетной сферы и в сфере материального производства, фонд оплаты труда доведен с темпом роста к аналогичному показателю на 2005 год – 117,6 процентов.

       Для расчета налога на доходы физический лиц согласно единой Методике формирования доходной части бюджета на 2006 год, утвержденной Правительством Республики Мордовия, по каждому муниципальному образованию определялась эффективная налоговая ставка.

      Ожидаемая эффективная налоговая ставка в 2005 году рассчитана как отношение фактически поступившей суммы налога на доходы физических лиц в бюджеты всех уровней в 1 полугодии 2005 года в сумме 848 578,1 тыс. рублей к сложившемуся фонду оплаты труда по данным Министерства экономики Республики Мордовия за тот же период в размере 8 329 107,0 тыс. рублей, и увеличена на коэффициент изменения эффективной налоговой ставки во 2 полугодии 2004 года к 1 полугодию 2004 года.

Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике