Финансовая политика государства в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Ее основная цель: на основе изучения теоретических и методологических основ управления финансовой деятельностью на региональном уровне, а также анализа эффективности действующей системы управления, разработать комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления региональными финансами.
Достижение данной цели потребовало решения ряда задач, важнейшими из которых были следующие:
Определение роли и места механизма управления финансовой деятельности региона;
Анализ структуры механизма регионального управления и возможностей совершенствования его элементов;
Исследования теоретических аспектов формирования и реализации региональной финансовой политики и ее влияние на финансовую деятельность;
Рассмотрение мер по совершенствованию планирования и прогнозирования, а также основных направлений организации и контроля финансовой деятельности региона.

Файлы: 1 файл

диплом измененный Ковалева.doc

— 662.50 Кб (Скачать)

      В процессе финансовой деятельности особенно важно требование

обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями  экономиче-

ской  политики – кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой деятельности государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

      Необходимо рассмотреть типы или различные подходы финансовой политики, так как развитие государства связано с изменением финансовой деятельности. Использование того или иного типа развития финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

      Анализ финансовой политики, применявшийся различными государствами, позволяет выделить три ее основных типа:

  • Классическая;
  • Регулирующая;
  • Планово-директивная.

      До конца 20-х годов прошлого века основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на идеях экономистов-классиков А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, развитие свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

      Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управление. Система налогообложения в таких условиях преследовала необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем в системе налогов преобладали в основном косвенные и имущественные налоги, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

      Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

       Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX веке вопрос об изменении подхода к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов ХХ века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств.

      В этот период в западных странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале были положены экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Суть их подхода можно свести к необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика, наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать механизм управления финансовой деятельностью для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения [51, c. 149].

      Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы способствуют росту предпринимательской деятельности, увеличению национального дохода и минимизации безработицы путем финансирования новых рабочих мест. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально меняется. Главенствующая роль в механизме финансового регулирования принадлежит подоходному налогу, использующему прогрессивные ставки. Такой подход и в наши дни в ряде стран обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Важное место в таком финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

        Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем поступления налогов, управлением государственным долгом.

      В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-е годы стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

       В последнюю треть прошлого века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Суть ее в том, что государство продолжает регулировать экономику, но ограничивает свое вмешательство в ее экономическую и социальную сферы. Иначе говоря, экономика продолжает оставаться регулируемой, но вмешательство государства становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно воздействует на денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства [54, c. 91].

      Следует отметить, что различные    разновидности    регулирую-

щей финансовой политики  тесно  взаимосвязаны  между  собой.  Поэтому

одинаковые  или похожие инструменты финансового  механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную системы воздействия, благодаря интеграции которых возникает, по сути, новый подход в регулировании воспроизводства.

       Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой (страны Восточной Европы, СССР). Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Расходы бюджета определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом [16, с. 298].

       Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования механизма управления финансовой деятельностью в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

       Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства, регионов.

       Отказ во второй половине 80-х годов от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР. Невозможность управления финансовыми отношениями в негосударственном секторе экономики административными методами привела к необходимости пересмотра принципов проведения финансовой политики. В России в 1991-1996 стала проводиться принципиально новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма и системе государственного регулирования экономики.

      Основа современной финансовой политики – это признание свободы предпринимательской деятельности, распространение многообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

        На этой основе разрабатывается принципиально новый механизм управления финансовой деятельностью.

       Важнейшей задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта:

  • Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита;
  • Изменение порядка предоставления бюджетных средств.

       Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита.

       Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней [22, c. 41].

      Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет

изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все бо-

лее широкое  развитие получает горизонтальное перераспределение средств.

       Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов.

      Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка.

      Кардинально перестроена система управления финансами. На смену единому органу управления – Министерство финансов – пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральное казначейство, Федеральная служба по налогам и сборам, Счетная палата, Федеральная таможенная служба и т. д. Наряду с развитием государственных органов контроля, широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

      Итак, мы рассмотрели на примере финансовой политики финансовую деятельность в переходной экономике. Ознакомились с целями, задачами, основными подходами и ведения финансовой деятельности на современном этапе, а рассмотрение действующего механизма управления финансовой деятельностью мы затронем в следующем разделе. 

    1. Механизм  управления финансовой деятельностью  в регионе
 

      Реализация финансовой деятельности требует, как известно, соответствующего финансового механизма. Он фактически представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономических и социального развития. Но так как нам нужно рассмотреть финансовый механизм с позиции управления, а управление мы знаем, включает в себя следующие функции это организация, планирование, прогнозирование, мотивация и контроль, то получим трансформированный механизм с рассматриваемыми функциями управления [18, c. 17].

       Механизм управления финансовой деятельностью включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения. Структура механизма управления финансовой деятельностью довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов механизма управления финансовой деятельностью). Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования региональных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансовой деятельности большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль правильного применения различных видов, форм и методов финансовых отношений [55, c.22].

Информация о работе Финансовая политика государства в переходной экономике