Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, реферат
Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем :
- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;
- анализ потенциала предприятия;
- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности
Введение
Глава 1
1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6
1.1 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6
1.2 Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16
1.3 Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33
Глава 2
2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49
2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60
2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70
2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77
Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической
деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86
3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91
Заключение……………………………………………………………………….104
Литература………………………………………………………………………..108
Приложения…...………………………………………………………………….110
Рис. 1 Структура внешнеторговой фирмы
Отделы и службы внешне торговой фирмы функционально можно разделить на три группы:
Отделы и службы осуществляющие планирование :
планово-экономический отдел - планирование, контроль, анализ внешне-
торговой деятельности фирмы;
валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов внешнеторговой фирмы при внешнеторговых сделках;
транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;
бухгалтерия - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (совместно с плановым отделом) результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по ее улучшению.
Отделы занимающиеся маркетингом:
отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики
цен, структуры рынков, систематизация материалов, координация работы фирмы с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен при подготовке и заключению контрактов;
отдел рекламы - обеспечение рекламной деятельности внешнеторговой фирмы, организация участия в международных выставках и ярмарках;
инженерно-технический отдел - стандартизация и сертификация товара анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности;
отдел технического обслуживания - организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах, обеспечивает технические центры и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями,
ремонтным оборудованием.
Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:
отдел АСУ - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирмы, создание базы данных и ведение их;
отдел кадров - подбор и расстановка кадров;
юридический отдел - контроль за соблюдением законов Украины при составлении контрактов, консультация фирм по вопросам претензий и рекламаций, разногласий. защита интересов фирмы в судах и арбитражах, правовое обеспечение деятельности внешнеторговой фирмы;
административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы материалами и оборудованием, хозяйственная работа.
На разных предприятиях в зависимости от специфики и масштабов деятельности в организации внешнеэкономических связей принимают участие различные отделы и службы, но как правило, основные функции в этой сфере аккумулирует отдел внешних связей :
Научно - техническое сотрудничество и внешние связи . Это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно - техническому сотрудничеству с другими фирмами, изучении и внедрении передового опыта, разработку планов сотрудничества, организацию переговоров, сбор и накопление информации по международному опыту, подбор специалистов для загранкомандировок по делам фирмы, планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность.
Протокольная деятельность. Организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций ; проведение консультаций с иностранными специалистами ; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам решения рынка сбыта продукции и обмену опытом ; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, переговоров ; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.
Аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработки политики ценообразования . Анализ характеристик выпускаемой продукции с точки зрения требований рынка ; изучение и анализ рынка сбыта продукции ; разработка, составление прогноза сбыта продукции ; определение возможного ассортимента товара для продажи на рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания ; создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа ; изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке и выбор наиболее оптимального к ценообразованию при реализации продукции предприятия ; анализ состояния цен на рынке.
Разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции. Заключение и продление договоров, оформление контрактов, работа с биржами, брокерами, дилерами и агентами по сбыту, поиск потребителей, переговоры с потенциальными потребителями, ведение сбыта по регионам, работа с сервис - центрами ; разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия ; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции .
Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, ориентированного на установленный платежеспособный спрос, т.е. на потребителя.
управление управление управление управление
финансами кадрами маркетингом производством
сбытовые бюро бюро
операции маркетинго- рекламы внешнеэкономи-
вой деятель- и стимулиро- ческой деятель-
ности вания сбыта ности
организация сбор информа- реклама бюро таможни
работы тор- ции и исследо-
говой кон- вание рынка стимулирова- таможенный
торы
планирование планирование
сбыта ассортимента установление
продукции связей с обществен-
распределение,
транспортировка
и складирование определение
учет и анализ
торговой ста-
тистики
Рис. 2 Организационная структура фирмы ориентированной на маркетинг.
Управление маркетингом принимает теперь такое же значение, как управление производством, финансами и кадрами (рис. 2). Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимосвязь сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции фирмы . Они отвечают теперь за управление всей деятельностью компании в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за предоставление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия на их проведение в жизнь. Основными функциями служб отдела маркетинга являются :
Бюро маркетинговой деятельности :
наблюдение за тенденциями развития отрасли, в которой работает фирма, и гибкая реакция на изменения в ней ;
изучение конъюнктуры рынка на продукцию фирмы, потребителей продукции предприятия, анализ конкурентов ;
сегментация рынка потребителей по различным критериям ;
анализ полученной информации и разработка конкретных предложений по формированию планов производства ;
в части товарной специализации - вопросы усовершенствования выпускаемых товарных групп ;
анализ цен на продукцию фирмы ;
расчет проектируемых изменений издержек производства в результате предлагаемых отделом маркетинга мероприятий и их влияния на цены продукции;
оптимизация цен на основе проведенного анализа, участие в ценообразовании на вновь осваемую продукцию, информационное обеспечение ценовой политики ;
анализ объемов производства и реализации по основным номенклатурным единицам и прогноз рынка выпускаемой продукции ;
подготовка инвестиционных проектов фирмы (совместно с задействованными подразделениями ).
Бюро рекламы :
организация всех применяемых фирмой видов рекламной деятельности : телерекламы, рекламы в печати и на радио, подготовка рекламной продукции ;
внесение рекламной информации в информационные издания и банки данных специализированной компьютерной сети ;
осуществление прямой целевой почтовой рекламы ;
организация наглядно - рекламных экспозиций ( рекламные щиты, плакаты, реклама на транспорте );
выставочная и ярмарочная деятельность ;
мероприятия “ паблик рилейшенз ” по созданию имиджа компании.
Бюро внешнеэкономической деятельности :
определение емкости и структуры внешнего рынка продукции, поиск ниш на внешнем рынке ;
изучение возможностей предприятия для участия в международной деятельности ( в экспорте, импорте, совместных предприятиях и пр. );
определение наилучших условий экспорта товаров предприятия, обеспечивающих максимальный эффект при оптимальных расходах по продвижению товаров;
установление контактов с зарубежными партнерами ( ведение переговоров, деловой переписки, оформление документов и пр. ) ;
контроль за выполнением другими подразделениями предприятия заключенных контрактов, участие в разработке мероприятий по их исполнению.
Бюро таможни :
взаимодействие с федеральными органами таможенного контроля по вопросам соблюдения таможенных правил ( оформление необходимых документов, оплата таможенных сборов и др. ) ;
организация работ, связанных с таможенным декларированием экспортной продукции ;
организация и контроль таможенных складов временного хранения.
1.2.Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия
Маркетинг можно толковать, во-первых, как принцип поведения предприятия, который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей и покупателей ( маркетинг, как принцип управления предприятием ) ; во- вторых
маркетинг означает усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий ( маркетинг как средство ) ; в - третьих, маркетинг можно описать как систематический, опирающийся на современный метод поиск решений ( маркетинг как метод ) . [ 8 ] По определению Британского института управления маркетинг - это один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли, увеличению занятости путем выявления запросов потребителя и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов. Маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направления и масштабы совокупной работы, целью которой является получение прибыли . [ 9 ]
Применительно к условиям отечественной экономики маркетинг как концепцию хозяйственной деятельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики можно охарактеризовать следующим образом :
Маркетинг - это совокупность мероприятий по созданию, производству, реализации и эксплуатации продукции в соответствии с общественными потребностями в ней. Основные функции маркетинговых служб на предприятии включают :
Определение перспективной потребности в продукции, составляющей профиль работы предприятия, путем исследования общих тенденций развития промышленности страны и ее основных отраслей, факторов научно - технического прогресса и перспектив его изменения.
Информация о работе Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия