Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, реферат

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем :
- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;
- анализ потенциала предприятия;
- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности

Оглавление

Введение
Глава 1
1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6
1.1 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6
1.2 Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16
1.3 Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33
Глава 2
2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49
2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60
2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70
2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77
Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической

деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86

3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86
3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91
Заключение……………………………………………………………………….104
Литература………………………………………………………………………..108
Приложения…...………………………………………………………………….110

Файлы: 1 файл

Diplom вэд к печати.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

 

Рис. 1    Структура внешнеторговой  фирмы

 

Отделы и службы внешне торговой фирмы  функционально можно разделить на три группы:

Отделы и службы  осуществляющие планирование :

планово-экономический отдел - планирование, контроль, анализ  внешне-

торговой деятельности фирмы;

валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов внешнеторговой фирмы при внешнеторговых сделках;

транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;

бухгалтерия - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (совместно с плановым отделом) результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по ее улучшению.

Отделы занимающиеся маркетингом:

отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики

цен, структуры рынков, систематизация материалов, координация работы фирмы с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен при подготовке и заключению контрактов;

отдел рекламы - обеспечение рекламной деятельности внешнеторговой       фирмы, организация участия в международных выставках и ярмарках;

инженерно-технический отдел - стандартизация и сертификация товара анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности;

отдел технического обслуживания - организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах, обеспечивает технические центры и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями,

ремонтным оборудованием.

Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

отдел  АСУ - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирмы, создание базы данных и ведение их;

отдел кадров - подбор и расстановка кадров;

юридический отдел - контроль за соблюдением законов Украины при          составлении контрактов, консультация фирм по вопросам претензий и рекламаций, разногласий. защита интересов фирмы в судах и арбитражах, правовое обеспечение деятельности внешнеторговой фирмы;

административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы материалами и оборудованием, хозяйственная работа.

На разных предприятиях в зависимости от специфики и масштабов деятельности в организации внешнеэкономических связей принимают участие различные отделы и службы, но как правило, основные функции в этой сфере аккумулирует отдел внешних связей :

  Научно - техническое сотрудничество и внешние связи . Это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно - техническому сотрудничеству с другими фирмами, изучении и внедрении передового опыта, разработку планов сотрудничества, организацию переговоров, сбор и накопление информации по международному опыту, подбор специалистов для загранкомандировок по делам фирмы, планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность.

    Протокольная деятельность. Организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций ; проведение консультаций с иностранными специалистами ; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам решения рынка сбыта  продукции и обмену опытом ; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, переговоров ; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации.

     Аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработки политики ценообразования . Анализ характеристик выпускаемой продукции с точки зрения требований рынка ; изучение и анализ рынка сбыта продукции ; разработка, составление прогноза сбыта продукции ; определение возможного ассортимента товара для продажи на рынке и разработка  проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания ; создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа ; изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке и выбор наиболее оптимального к ценообразованию при реализации продукции предприятия ; анализ состояния цен на рынке.

    Разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции. Заключение и продление договоров, оформление контрактов, работа с биржами, брокерами, дилерами и агентами по сбыту, поиск потребителей, переговоры с потенциальными потребителями, ведение сбыта по регионам, работа с сервис - центрами ; разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия ; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции .

    Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, ориентированного на установленный платежеспособный спрос, т.е. на потребителя.

 

                                                  Высшее руководящее звено    

 

управление             управление               управление                 управление

финансами             кадрами                     маркетингом              производством

 

сбытовые               бюро                          бюро                             бюро

операции               маркетинго-              рекламы                       внешнеэкономи-

                               вой деятель-              и стимулиро-               ческой деятель-

                               ности                          вания сбыта                ности

 

организация         сбор информа-           реклама                        бюро таможни

работы тор-          ции и исследо-                                                                           

говой кон-             вание рынка              стимулирова-               таможенный

торы                                                          ние покупатель-           склад времен-

                                                                  ского спроса                 ного хранения

планирование       планирование                                                                         

сбыта                     ассортимента           установление                                       

                               продукции               связей с обществен-

распределение,                                        ностью

транспортировка

и складирование     определение

                                 цен

учет и анализ

торговой ста-       

тистики

 

Рис. 2 Организационная структура фирмы ориентированной на маркетинг.

 

    Управление маркетингом принимает теперь такое же значение, как управление производством, финансами и кадрами  (рис. 2). Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимосвязь сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции фирмы . Они отвечают теперь за управление всей деятельностью компании в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за предоставление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия на их проведение в жизнь. Основными функциями служб отдела маркетинга являются :

Бюро маркетинговой деятельности :             

   наблюдение за тенденциями развития отрасли, в которой работает фирма, и гибкая реакция на изменения в ней ;

   изучение конъюнктуры рынка на продукцию фирмы, потребителей продукции предприятия, анализ конкурентов ;

   сегментация рынка потребителей по различным критериям ;

   анализ полученной информации и разработка конкретных предложений по формированию планов производства ;

   в части товарной специализации - вопросы усовершенствования выпускаемых товарных групп ;

   анализ цен на продукцию фирмы ;

   расчет проектируемых изменений издержек производства в результате предлагаемых отделом маркетинга мероприятий и их влияния на цены продукции;

   оптимизация цен на основе проведенного анализа, участие в ценообразовании на вновь осваемую продукцию, информационное обеспечение ценовой политики ;

   анализ объемов производства и реализации по основным номенклатурным единицам и прогноз рынка выпускаемой продукции ;

   подготовка инвестиционных проектов фирмы (совместно с задействованными подразделениями ).

Бюро рекламы :

   организация всех применяемых фирмой видов рекламной деятельности : телерекламы, рекламы  в печати и на радио, подготовка рекламной продукции ;

   внесение рекламной информации в информационные издания и банки данных специализированной компьютерной сети ;

   осуществление прямой целевой почтовой рекламы ;

   организация наглядно - рекламных экспозиций ( рекламные щиты, плакаты, реклама на транспорте );

   выставочная и ярмарочная деятельность ;

   мероприятия “ паблик рилейшенз ” по созданию имиджа компании.

Бюро внешнеэкономической деятельности :

   определение емкости и структуры внешнего рынка продукции, поиск ниш на внешнем рынке ;

   изучение возможностей предприятия для участия в международной деятельности ( в экспорте, импорте, совместных предприятиях и пр. );

   определение наилучших условий экспорта товаров предприятия, обеспечивающих максимальный эффект при оптимальных расходах по продвижению товаров;

   установление контактов с зарубежными партнерами ( ведение переговоров, деловой переписки, оформление документов и пр. ) ;

   контроль за выполнением другими подразделениями предприятия заключенных контрактов, участие в разработке мероприятий по их исполнению.

 

 

 

Бюро таможни :

   взаимодействие с федеральными органами таможенного контроля по вопросам соблюдения таможенных правил ( оформление необходимых документов, оплата таможенных сборов и др. ) ;

   организация работ, связанных с таможенным декларированием экспортной продукции ;

   организация и контроль таможенных складов временного хранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия

       Маркетинг можно толковать, во-первых, как принцип поведения предприятия, который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей и покупателей ( маркетинг, как принцип управления предприятием ) ; во- вторых

маркетинг означает усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий ( маркетинг как средство ) ;  в - третьих, маркетинг можно описать как систематический, опирающийся на современный метод поиск решений ( маркетинг как метод ) . [ 8 ] По определению Британского института управления  маркетинг - это один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует расширению производства и торговли, увеличению занятости путем выявления запросов потребителя и организации  исследований и разработок для удовлетворения этих запросов. Маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направления и масштабы совокупной работы, целью которой является получение прибыли . [ 9 ]

    Применительно к условиям отечественной экономики маркетинг как концепцию хозяйственной деятельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики можно охарактеризовать следующим образом :

Маркетинг - это совокупность мероприятий по созданию, производству, реализации и эксплуатации продукции в соответствии  с общественными потребностями в ней. Основные функции маркетинговых служб на предприятии  включают :

   Определение перспективной потребности в продукции, составляющей профиль работы предприятия, путем исследования общих тенденций развития промышленности страны и ее основных отраслей, факторов научно - технического прогресса и перспектив его изменения.

Информация о работе Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия