Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, реферат

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем :
- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;
- анализ потенциала предприятия;
- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности

Оглавление

Введение
Глава 1
1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6
1.1 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6
1.2 Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16
1.3 Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33
Глава 2
2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49
2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60
2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70
2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77
Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической

деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86

3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86
3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91
Заключение……………………………………………………………………….104
Литература………………………………………………………………………..108
Приложения…...………………………………………………………………….110

Файлы: 1 файл

Diplom вэд к печати.doc

— 1.25 Мб (Скачать)


ПЛАН

              Стр.

Введение

Глава 1

1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6

1.1    Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6

1.2    Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16

1.3    Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33

Глава 2

2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49                       2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49

2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60

2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70

2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77

Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической

 

деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86

 

3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86

3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91

Заключение……………………………………………………………………….104

Литература………………………………………………………………………..108

Приложения…...………………………………………………………………….110

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие внешней экономической деятельности предприятия, в частности экспорта, является чрезвычайно важным элементом процветания национальной экономики. Вместе с тем, поскольку для мировой экономики характерно постоянное изменение конъюнктуры, проблема разработки и осуществления программы мер по поддержке экспорта страны на мировом рынке, увеличению или по крайней мере сохранению его удельного веса в мировой торговле актуальна для любой страны мира.

Многолетний опыт становления Украины как независимого государства свидетельствует о том, что состояние ее экономики и позиции на мирохозяйственной арене в значительной мере зависят от структуры, динамики и эффективности внешнеэкономических отношений и торговли.

В 2003г. общий оборот товаров и услуг достиг 38,7 млрд.дол.США, превысив соответствующий показатель 2002 г. на 5,5 млрд.дол. Преобладание при этом импорта (19,35 млрд.дол.) над экспортом (18.46 млрд.дол.) обусловило пассивное сальдо торгового баланса (-893,5 млн.дол.). Уменьшение его по сравнению с соответствующим за 2002г. (-1197,8 млн. дол.) достигнутое за счет роста объемов услуг с 2,85 до 4,40 млр.дол., не дает оснований для оптимизма в связи с дальнейшим уменьшением конкурентоспособности отечественных товаров, о чем свидетельствует рост пассивного сальдо от обмена товарами в 2003г. с -2,71 млрд.дол. до - 3,97 млрд.дол. *

Известный современный американский экономист Майкл Портер в своей фундаментальной работе “ Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран” выделяет пять главных факторов, воздействующих на конкурентоспособность страны : 1) наука и технология, 2) капитал, 3) рабочая сила, 4) инфраструктура, 5) информация. [2] По мнению автора, главная детерминанта, относительно которой должно рассматриваться влияние этих факторов на конкурентоспособность, выступает эффективность производства (реальная производительность с учетом инфляции) + качественные

характеристики товаров. Отсюда действительно вытекает определение производительности на уровне страны как степени эффективного использования имеющихся ресурсов и достижения в то же время максимально возможного качества продукции.

Производственные мощности предприятий черной металлургии Украины составляют: в производстве чугуна- 52 млн.т., стали- 54 млн.т., готового проката- 41,5 млн.т. По этим показателям Украина занимает пятое место в мире после Японии, США, Китая и России. В товарной структуре экспорта Украины 1/3 занимают черные металлы и изделия из них.

До настоящего времени эффективности украинского экспорта и его внешнеэкономической деятельности не уделялось должное внимание. Сегодня всем ясно, что без этого невозможно рационально развивать торгово-экономические отношения. На повестку дня встала актуальная задача разработать меры по внешнеэкономической деятельности товаров (услуг) как важного направления современного предприятия. Они должны быть органично увязаны со стратегическим индикативным планированием развития экономики. Этого требуют, в частности, высокие темпы роста экспорта. Так, если в 2002г. Украина торговала со 156 странами мира, то к концу 2003г. - уже со 183 странами. Наши внешнеторговые связи были подчинены получению прибылей для покрытия пассивного сальдо (прежде всего, в расчетах за импорт энергоносителей) и еще в значительной степени оторванными от проблем преодоления кризиса и перехода к рыночной экономике.

До сих пор Украина осуществляла экспортные операции преимущественно через торговые фирмы, которые брали на себя изучение рынка, затраты на ведение дел, на маркетинг. Мы не прибегали даже к так называемому косвенному маркетингу, не говоря уже о высших его формах (таких, как организация выставок, массированная реклама, проведение тендеров, разнообразные способы пропаганды качества и новизны товаров и пр.). Такая пассивность служит одной из причин того, что конкуренты нередко перехватывают выгодные заказы  как это случилось, например, с ОАО “Харцизский трубный завод”: он должен был производить трубы для российского Газпрома, но контракт на 1 200 млн. дол. передали германской компании “ Маннесман”. [4]

Сегодня требуется планировать и прогнозировать в единстве развитие производства, процессы воспроизводства и расширения внешнеэкономических связей . Точно так же экспорт и импорт следует планировать совместно, как составляющую часть рыночной среды, в которой действуют товаропро-изводители. Опыт развитых стран показывает, что правильное ведение международный связей является органической частью стратегического планирования экспортно-импортных операций в связи с производством на современном предприятии. Известно, что одной из причин фактического закрытия внешних рынков по сбыту сахара является то, что экспортные операции планировались без учета себестоимости его производства у нас, мировых цен, конъюнктуры на мировом рынке.

Развитые страны интегрировали в свои внешнеэкономические отношения маркетинг и увязали его с кругооборотом и оборотом капитала, с менеджментом. При составлении бизнес-планов маркетинговые исследования данного рынка и спроса на нем предшествовали выходу корпораций с экспортом продукции. Некоторые государства даже не разрешали своим фирмам осуществить экспортные операции без предварительного марке-тингового исследования, так как это приносило ущерб.

С учетом выше сказанного, экономическая политика руководства страны на ближайшие годы будет сосредоточена на решении следующих задач:

1. Обеспечение перехода к активной экспортно-ориентированной стратегии экономического развития на базе целенаправленного формирования и эффективной реализации экспортного потенциала Украины в приоритетных отраслях экономики.

2. Органическом сочетании мероприятий либерализации сферы внешне-экономических связей, создание подлинно равных возможностей для субъектов экономической деятельности различной формы собственности, с эффективной регулирующей ролью государства при преимущественном использовании рыночных, а не административных средств такого регулирования экономики.[1]

Подобный переход предусматривает активное использование валютных, налоговых, кредитных, страховых и других рыночных рычагов регулирования экономики.

Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.

Задачи дипломной работы заключаются в следующем :

- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;

- анализ потенциала предприятия;

- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности

металлопродукции и оценка их эффективности на мировом рынке.

Объектом исследования является ОАО “ММК имени Ильича” и другие предприятия черной металлургии Украины.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической  деятельности предприятия

 

1.1. Организация   внешнеэкономической

деятельности  на предприятии

 

                  В соответствии с действующим  законодательством   предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.[6]  Внешнеэкономическая деятельность предприятий регламентируется следующими нормативными  актами: Законом Украины “О внешнеэкономичестой деятельности“ от 16.04.91 г.; Законом Украины “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте“ от 23.09.94 г.; Законом Украины “Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях“ от 15.09.95г.; Указом Президента Украины от 04.10.94 г. “О  применении международных правил интерпретации коммерческих терминов”; Указом Президента Украины от 4.10.94г. “О мерах по упорядочению расчетов по договорам, которые заключают субъекты предпринимательской деятельности Украины”; Указом Президента Украины от 27.01.95 г. “О регулировании бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности; постановлением Кабинета Министров Украины и НБУ от 21.06.95 г. № 444 “О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые предусматривают расчеты в иностранной валюте; Приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 05.10.95г. №75 “Об утверждении положения о форме внешнеэкономических договоров”, а также некоторыми другими нормативными актами.

Предприятия Украины при осуществлении внешнеэкономической деятельности руководствуются следующими принципами :

   суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

   свободы внешнеэкономического предпринимательства состоящим в:

праве субъектов внешнеэкономической деятельности добровольно вступать во внешнеэкономические связи; праве субъектов внешне-экономической деятельности осуществлять ее в любых, прямо не запрещенных действующими законами Украины формах;             обязанностями соблюдать при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядок, установленный законами Украины; исклю-

          чительном праве собственности субъектов внешнеэкономической

деятельности на все полученные ими результаты от  внешнеэкономической деятельности;  

   принципом юридического равенства и не дискриминации;

   принципом верховенства закона;   

   принципом защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;

   принципом эквивалентности обмена, недопустимости демпинга при ввозе и вывозе товаров; [7]

Предприятия имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента государственной регистрации  только в том случае, если их уставными документами предусмотрено право заниматься такой деятельностью. Внешнеэкономическую деятельность можно разделить на несколько видов:

1)  Экспорт, т. е. продажа товара (продукции) нерезидентам и вывоз его через таможенную границу Украины;

2)  Реэкспорт, т.е. продажа нерезидентами товара (продукции) и вывоз за пределы Украины товаров, которые были ранее импортированы на территорию Украины;

3)  Импорт, т.е. закупка у нерезидентов товара (продукции) и его ввоз на территорию Украины, включая и ввоз товара для собственных нужд.

4)  Бартер или товарообменная операция . Предусматривает сбалансированный по стоимости обмен товарами.

5)  Операция с давальческим сырьем, т.е. операции по переработке ввезенного на таможенную территорию Украины сырья для получения готовой продукции за обусловленную в договорных документах плату.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии нужна соответствующая условиям его работы структура управления. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в двух формах : как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы см. рис. 1. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор внешнеторговой фирмы

планово-экономический отдел

 

отдел коньюктуры и цен

 

отдел  АСУ

валютно-финансовый отдел

 

отдел рекламы

 

отдел кадров

транспортный отдел

 

инженерно-техничестий отдел

 

юридический отдел

бухгалтерия

 

отдел совместных

предприятий

 

 

административно-хозяйственный отдел

 

 

отдел технического обслуживания

Информация о работе Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия