Теоретические аспекты планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава1. Сущность и содержание функций менеджмента………………………………5
Функции систем управления…………………………………………………………8
Прогнозирование и планирование…………………………………………………...9
Организация………………………………………………………………………….11
Мотивация и стимулирование………………………………………………………13
Контроль………………………………………………………………………….......17
Координация и регулирование……………………………………………………...19
Глава2.Теоретические аспекты планирования на предприятии……………………...21
2.1 Назначение и цели планирования…………………………………………………..21
2.2 Стратегическое и оперативное планирование……………………………………..24
2.3 Процесс планирования в организации……………………………………………...26
2.4 Система планов экономической организации……………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 165.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава1. Сущность и содержание функций менеджмента………………………………5

    1. Функции систем управления…………………………………………………………8
    2. Прогнозирование и планирование…………………………………………………...9
    3. Организация………………………………………………………………………….11
    4. Мотивация и стимулирование………………………………………………………13
    5. Контроль………………………………………………………………………….......17
    6. Координация и регулирование……………………………………………………...19

Глава2.Теоретические аспекты планирования на предприятии……………………...21

2.1 Назначение и цели планирования…………………………………………………..21

2.2 Стратегическое и оперативное планирование……………………………………..24

2.3 Процесс планирования в организации……………………………………………...26

2.4 Система планов экономической организации……………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………….…32

Список использованной литературы…………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

    Важная часть этого  изменения, как показывает мировой опыт -постижение науки и искусства менеджмента.

     Менеджмент - современная  система управления предприятием, действующая в условиях рыночной  экономики. Термин «Менеджмент»  по сути является аналогом  термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов:

принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения  в условиях АСУ, а также правового  обеспечения.

    Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные  функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

    Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.

     В задачи входит  раскрытие реализации на практике  основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Сущность и содержание функций  менеджмента.

      Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

     Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

     Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

   Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

   Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

    Концепция российского менеджмента как процесса  выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную теорию, бихевиористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дельнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

    Сущностная характеристика  менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку “воздействия” на  людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

    Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки  и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

    Сущностная особенность менеджмента обуславливает наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные  с выполнением данных функций  и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента.

    Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования  и функционирования систем менеджмента.

 

 

    Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми  в   производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

   Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

   Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

    Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

    Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений.

     Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

1.1 Функции систем управления.

Когда говорится о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеется в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и  т.д.), затем организует ресурсы, которые  потребуются для выполнения плана. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. [9.c.65]

В настоящее время  в определение  функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившаяся разноречивость.

Можно сформулировать некоторые исходные позиции. В функциях проявляется  сущность, содержание управления. Отсюда функция управления есть функция  процесса управления.

Функция – это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого.

Управление – совокупное осуществление  функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. [10.c.76]

Дать исчерпывающий перечень функций  управления очень трудно. Несмотря на многообразие их можно разделить  на общие и конкретные.

К общим функциям относятся: прогнозирование  и планирования; мотивация; координация и регулирование; организация; контроль; учет и

анализ. Они представляют собой  части управленческого цикла, определяют специализацию труда. [4.c.183]

    К конкретным функциям относятся: производственные функции (технические, технологические, организация труда и т.п.); управление НТП; экономические функции; политические функции.

Вся огромная совокупность управленческих действий может быть сведена к  ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления:

  1. Принятие управленческого решения;
  2. Реализация решения;
  3. Контроль.

 

1.2 Прогнозирование и планирование. 

Экономическое прогнозирование –  это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для  конкретной организации.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно  достичь и какими рычагами, сообразуясь  со временем и пространством. [4.c.185]

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее  системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и т.п. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

  1. Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
  2. Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
  3. Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
  4. Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
  5. Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Информация о работе Теоретические аспекты планирования на предприятии