Теоретические аспекты планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава1. Сущность и содержание функций менеджмента………………………………5
Функции систем управления…………………………………………………………8
Прогнозирование и планирование…………………………………………………...9
Организация………………………………………………………………………….11
Мотивация и стимулирование………………………………………………………13
Контроль………………………………………………………………………….......17
Координация и регулирование……………………………………………………...19
Глава2.Теоретические аспекты планирования на предприятии……………………...21
2.1 Назначение и цели планирования…………………………………………………..21
2.2 Стратегическое и оперативное планирование……………………………………..24
2.3 Процесс планирования в организации……………………………………………...26
2.4 Система планов экономической организации……………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Единого метода планирования, который  бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип  планирования и  акцент, который делает менеджер в  процессе планирования, зависит от его положения в иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть  в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

Эффективность планирования зависит  от того, какими принципами руководствуются  при составлении планов.

  1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
  3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. [9.c.68]

Планирование помогает организации  лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменение внешней среды.

 

1.3 Организация.

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий  этап менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

1.Определение рациональных форм разделения труда;

2.Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;

3.Разработки структуры органов управления;

4.Регламентация функций, подфункций, работ, операций;

5.Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

6.Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс  создания системы, во-вторых, как процесс  ее совершенствования, упорядочения.

Организация работ – функция, которую  должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям  и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение. [10.c.88]

Тем не менее, организация управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

Для преодоления отрицательных  последствий узкой специализации  труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ  и привлечение сотрудников к  принятию касающихся их решений (стратегия  участия).

Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация  – передача прав низшим уровням  управления. [13.c.58]

 

1.4 Мотивация и стимулирование.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для  достижения личностных целей и целей  организации.

Теории мотивации основаны на определении  потребностей человека и их структуры. Потребность – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

К числу таких теорий относят  теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. [10.c.106]

Теория А. Маслоу:

      Первая  из рассматриваемых теорий  называется иерархией  потребностей Маслоу.  Сущность ее сводится  к изучению потребностей  человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является  поведение, а не сознание  человека. В основе же  поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп [11.с.106]:                   

  1. физиологические   потребности,   необходимые   для   выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;              
  2. потребности  в  безопасности  и  уверенности  в  будущем -    защита  от  физических  и других  опасностей со  стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. 
  3. социальные  потребности  -  необходимость  в  социальном
  4. окружении. В общении с людьми, чувство “локтя” и   
  5. поддержка;
  6. потребности   в  уважении,   в  признании   окружающих  и стремлении к личным достижениям,
  7. потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные.Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

 Смысл такого иерархического построения заключается в  том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.       

  Самая высокая потребность  - потребность самовыражения и  роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.                               

Долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать  за своими подчиненными, своевременно выяснять,какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.               

Теория МакКлелланда:

С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления  значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд.Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения  в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии  сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить  о честолюбии,  но  и показывать  умение человека  успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию  -  его  способность  быть  неформальным  лидером, иметь свое  собственное мнение  и уметь убеждать окружающих  в его правильности.                                        

   Согласно теории Мак Клелланда люди стремящиеся к                                               власти, должны удовлетворить эту свою  потребность и  могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

  Управлять такими  потребностями  можно,  подготавливая работников  к переходу по иерархии на  новые должности  с помощью   их  аттестации, направления  на  курсы  повышения квалификации  и  т.д.  Такие  люди  имеют  широкий круг  общения и стремятся  его расширить.  Их руководители  должны способствовать этому.                                                                                                           

Теория Герцберга:

Эта  теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных  и  нематериальных  факторов на  мотивацию человека.                                                         

Фредерик Герцберг создал двухфакторную  модель, которая показывает удовлетворенность работой.

        Первая группа  факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением  личности,  ее  внутренними  потребностями. а также  с  окружающей средой,  в которой  осуществляется сама работа. Вторая  группа факторов  мотивации связана  с характером  и сущностью самой работы. Руководитель  здесь должен помнить о    необходимости обобщения содержательной части работы.                                                   

  Гигиенические  факторы   Ф.  Герцберга,  как видно, соответствуют  физиологическим  потребностям,. потребности  в безопасности и уверенности в будущем.                         

  Разница  в   рассмотренных  теориях  следующая:  по мнению

А.  Маслоу,  после  мотивации  рабочий обязательно  начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после того, как решит, что  мотивация неадекватна.                                                

  Таким  образом,  содержательные  теории   мотивации  базируются  на  исследовании  потребностей  и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

В связи с тем,  что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

во-первых, установить набор критериев (принципов), которые  наиболее сильно влияют на поведение  сотрудника;

во-вторых, создать  атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

в-третьих, активно  общаться со своими сотрудниками, поскольку  для того, чтобы был полностью  мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут. [9.c.76]

Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Стимулы делятся  на материальные и нематериальные.

Материальные, в  свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

Нематериальные стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск). [15.c.160]

Таким образом, мотивация зависит  от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

 

 

 

 

1.5Контроль.

Контроль, как правило, ассоциируют  с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В самом общем виде контроль можно представить  как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. [9.c79]

Информация о работе Теоретические аспекты планирования на предприятии