Анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработки теоретического и практического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности производственно-торгового предприятия ООО «Строймаркет».

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………………..1
1. Значение и сущность экономических показателей деятельности торгового предприятия…………………………….………………………………………2
1. Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности торгового предприятия……………………………...………………………………2
2. Система экономических показателей деятельности…..……...……………6
1. Розничный товарооборот…………………………...……………………...6
2. Валовой доход……………………………………...…….…………………7
3. Издержки обращения……………………………...……………………….8
4. Прибыль и рентабельность……………………………...………………..12
2. Анализ экономических показателей коммерческой деятельности 000 «Строймаркет»……………………………………………….…………...........13
1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ……………………………………………………………………………...14
2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………………………...18
3. Рекомендации по оптимальному повышению экономических показателей деятельности предприятия…………………………...……….………………32
Заключение……………………………………………………………....……….35
Список использованных источников……………………….…………..………37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………….……………………………..1

  1. Значение и сущность экономических показателей деятельности торгового предприятия…………………………….………………………………………2
  2. Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности торгового предприятия……………………………...………………………………2
  3. Система экономических показателей деятельности…..……...……………6
  4. Розничный товарооборот…………………………...……………………...6
  5. Валовой доход……………………………………...…….…………………7
  6. Издержки обращения……………………………...……………………….8
  7. Прибыль и рентабельность……………………………...………………..12
  8. Анализ экономических показателей коммерческой деятельности 000 «Строймаркет»……………………………………………….…………...........13
  9. Организационно - экономическая характеристика предприятия ……………………………………………………………………………...14
  10. Анализ экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………………………...18
  11. Рекомендации по оптимальному повышению экономических показателей деятельности предприятия…………………………...……….………………32

Заключение……………………………………………………………....……….35

Список  использованных источников……………………….…………..………37 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       При переходе к рыночной системе экономических  отношений предприятия получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической  деятельности. Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма  в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но, в общем, зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

          К основным принципам рыночной экономики относятся:         

  • экономическая и юридическая самостоятельность предприятия;
  • становление свободной конкуренции;
  • свободное ценообразование;
  • недопустимость административного вмешательства государства в дела предприятия;
  • здоровая финансово-рыночная система;1
  • государственная охрана основных принципов рыночной экономики.

       На  основе этих принципов каждое предприятие  строит свой финансовый (рыночный) механизм, стремясь к получению как можно большей суммы доходов – основного источника прибыли:

  • экономическую и юридическую деятельность осуществляет самостоятельно;
  • расходы осуществляет за счет доходов и обеспечивает прибыльность;
  • гарантирует материальную ответственность своим обособленным имуществом;
  • обеспечивает материальную заинтересованность работников в результатах труда.

       Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

       Следовательно, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

       В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.

      Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработки теоретического и практического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности производственно-торгового предприятия ООО «Строймаркет». 

  1. Значение  и сущность ЭКОНОМИЧЕСКИХ показателей  деятельности производственно-торгового предприятия

1.1. Цели и задачи  анализа экономических  результатов деятельности производственно-торгового предприятия.

 

      Одним из основных требований функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты коммерческой деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

      Цель  анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

      Для достижения этих целей торговые предприятия  должны решать такие задачи:2

  • оценка степени обеспеченности максимизации прибыли;
  • выявление причин убыточной работы (в случаях обнаружения такого хозяйствования) и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
  • рассмотрение доходов на основе их сопоставления с расходами и выявление прибыли от реализации;
  • изучение тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;
  • выявление и установление части доходов, используемых на возмещение издержек обращения, налогов и образование прибыли;
  • расчет отклонения величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определение причины этих отклонений;
  • исследование различных показателей рентабельности за отчетный период и в динамике;
  • выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности, определение возможности использования этих резервов в будущем;
  • изучение направлений использования прибыли и оценка, обеспеченности финансирования развития хозяйственной деятельности за счет собственных средств.

      На  практике используется внешний и  внутренний анализ.

      Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Целью его является оценка рентабельности работы предприятий, эффективность использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятий с акционерами, кредиторами, налоговыми органами и служат основой определения положения этих предприятий на рынке, в отрасли и в деловом мире. Естественно, что публикуемая информация не затрагивает всех сфер деятельности предприятий, содержит укрупненные данные, в основном об их финансовой деятельности, и в силу этого обладает способностью к ‘сглаживанию’ и ‘вуалированию’ негативных явлений, имеющих место в деятельности предприятий.

      Поэтому внешние потребители аналитического материала стараются при возможности  получить дополнительные сведения о деятельности предприятий сверх того, что ими публикуется.

      Наибольшее  значение в деле оценки результатов  деятельности и определении мер по увеличению прибыли и повышению рентабельности имеет внутренний анализ.3 Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, первичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Аналитик имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, о валовой (балансовой) прибыли т. п.

      Именно  внутренний анализ позволяет изучить  механизм достижения предприятием максимальной прибыли, он играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, которые используются при оценке выполнения поставленных задач и для разработки программ развития на перспективу.4

      Данный  вид анализа, связанный с изучением сложившихся в прошлом тенденций, называется ретроспективным, а направленный на изучение будущего - перспективным.

      Комплексный подход к изучению конечных результатов  коммерческой деятельности предприятия позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе.

1.2. Система экономических  показателей

1.2.1. Розничный товарооборот

      Розничный товарооборот представляет собой объем  продажи товаров населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке.

      Данные  о товарообороте позволяют оценить  степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.

      Розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффективного функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения).5

      Анализ  розничного товарооборота включает в себя три раздела:

  • анализ объема и структуры товарооборота;
  • анализ товарных запасов;
  • анализ оптовых закупок (поступления товаров).

      Источниками информации для проведения экономического анализа являются бухгалтерия и  статистическая отчетность, данные оперативного учета и выборочные исследования, проводимые на предприятии. 

1.2.2. Валовой доход

      К основным источникам формирования прибыли  торговых предприятий относятся реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.

      Кроме реализованных торговых надбавок, предприятия  розничной торговли могут иметь  доходы от биржевой и брокерской деятельности, от продажи товаров и имущества на аукционах, доходы по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. 6

Информация о работе Анализ деятельности предприятия