Анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработки теоретического и практического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности производственно-торгового предприятия ООО «Строймаркет».

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………………..1
1. Значение и сущность экономических показателей деятельности торгового предприятия…………………………….………………………………………2
1. Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности торгового предприятия……………………………...………………………………2
2. Система экономических показателей деятельности…..……...……………6
1. Розничный товарооборот…………………………...……………………...6
2. Валовой доход……………………………………...…….…………………7
3. Издержки обращения……………………………...……………………….8
4. Прибыль и рентабельность……………………………...………………..12
2. Анализ экономических показателей коммерческой деятельности 000 «Строймаркет»……………………………………………….…………...........13
1. Организационно - экономическая характеристика предприятия ……………………………………………………………………………...14
2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………………………...18
3. Рекомендации по оптимальному повышению экономических показателей деятельности предприятия…………………………...……….………………32
Заключение……………………………………………………………....……….35
Список использованных источников……………………….…………..………37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ.doc

— 488.00 Кб (Скачать)

      Однако  основным источником формирования доходов  розничных торговых предприятий  являются реализованные торговые надбавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акцизы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остающегося в распоряжении торгового предприятия, следует из общей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи.7

      Таким образом, валовой доход торгового предприятия — это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров. 

      Валовой доход состоит из трех частей: сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;

  • поступления за оказанные услуги и выполненные работы (колеровка красок, укладка тротуарной плитки, услуга дизайнера, составление сметы на ремонт, доставка товаров на дом и др.);
  • прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операции, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятии, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и др.).

1.2.3. Издержки обращения

      Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией. Эти затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров до потребителя, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения.8

      Проблема  издержек одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

      Издержки  обращения являются важнейшим, качественным показателем, который позволяет судить, насколько успешно предприятия осуществляют задачу дальнейшего развития товарооборота, улучшения культуры торговли и обслуживания населения. Правильный учет и планирование издержек обращения способствует устранению бесхозяйственности и излишеств в расходовании средств, при одновременном проведении мероприятий по повышению культуры торговли.

      Издержки  обращения возникают у тех  предприятий, которые осуществляют товарное обращение. Они образуются у предприятий торговли и общественного  питания у предприятий и организаций различных заготовительных систем. Вместе с тем издержки несут и непосредственно производители товаров: промышленные предприятия, совхозы, колхозы, а также колхозники, рабочие и служащие при продаже продукции от своих приусадебных хозяйств на рынке.

      Не  все затраты торговых, предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. К ним относятся только такие расходы, которые действительно с народнохозяйственной точки зрения являются издержками по осуществлению товарооборота. Такие же расходы торговых предприятий как налоги, пени, штрафы не являются затратами в народнохозяйственном смысле, а выражают перераспределение средств. Не относятся к издержкам обращения и убытки торговых предприятий, обусловленные плохой постановкой контроля или запущенностью учета. Так, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки, происшедшие в результате чисто случайных причин, стихийных бедствий и др., также не обусловлены торговым процессом и списываются на счет прибылей и убытков.

      Не  учитываются в издержках обращения  торговых предприятий расходы по транспортированию товаров народного потребления промышленными предприятиями по цене Франко-станция назначения, затраты на производство товаров широкого потребления, на выращивание сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства в предприятиях, находящихся в ведении торговых организаций. Это такие же издержки производства, какие имеются на фабриках и заводах, в совхозах, колхозах и в других производственных предприятиях.

      В разных коммерческих фирмах при рассмотрении издержек используют следующие термины: издержки, затраты, расходы. Будем считать, что понятия издержки, расходы и затраты равнозначны.

      В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) коммерческая деятельность без некоторых издержек вообще невозможна. В силу этого обстоятельства любое решение о товародвижении вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов в других целях. Таким образом - все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь ресурсы, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д.9

      В настоящее время существует следующая  классификация затрат:

    1. По участию в образовании стоимости товаров и услуг затраты делятся на следующие виды:

  • Чистые издержки обращения - затраты торгового предприятия, являющиеся общественно необходимыми, но по своей сути не производительные.

       Необходимость этих затрат обусловлена тем, что процесс доведения товара до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости товар - деньги. К чистым издержкам относят затраты на рекламу, на заключение договоров и юридическое обслуживание актов купли-продажи.

  • Дополнительные затраты – затраты, которые ведут непосредственно к увеличению стоимости товара и имеют место в том случае, если сделка купли-продажи состоялась.

       К ним относятся: транспортные расходы, заработная плата складских работников, расходы на содержание зданий и сооружений и др.

    2. По подотраслям деятельности затраты бывают:

  • затраты предприятий розничной торговли;
  • затраты предприятий оптовой торговли;
  • затраты торгово-посреднических предприятий;
  • по характеру выполняемых задач;
  • операционные затраты – затраты на продвижение товара, транспортные расходы, аренда, хранение, содержание зданий, расходы на ремонт и т.д.
  • административно-управленческие расходы - затраты на деятельность аппарата управления и по организации хозяйственной деятельности фирмы: заработная плата руководства компании, бухгалтерии, финансовых служб, почтовые и телеграфные расходы и др.

    3. По способу распределения затрат  по товарным группам затраты  бывают:

  • прямые - расходы коммерческой фирмы, произведенные на основании заключенных договоров которые могут быть отнесены на определенную товарную группу: проценты за взятый кредит, заработная плата работников, амортизация складов.
  • косвенные (распределительные) затраты - затраты по социальному страхованию, тепловой и электрической энергии, кассовому обслуживанию, затраты на аудиторские консультации, содержание транспорта.

    4. По зависимости от объема продаж:

  • условно-постоянные - аренда, текущий ремонт, реклама.
  • переменные - транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит.

    5. По значимости затрат для планирования, контроля и принятия решений  затраты делят на следующие  виды:

  • регулируемые и нерегулируемые;
  • нормативные затраты;
  • приростные затраты;
  • затраты прошлого периода;
  • наличные выплаты;
  • значимые затраты;
  • затраты включаемые в альтернативную стоимость.
 
 

1.2.4. Прибыль и рентабельность.

      Значение  показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форма денежного накопления коммерческой фирмы.

      Прибыль предприятия призвана выполнять  ряд определенных функций.

      Во-первых, прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

      С другой стороны прибыль выполняет  стимулирующие функции. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

      Значение  прибыли в условиях рыночной экономики  состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

      Как отмечалось ранее, главным показателем  оценки финансовых результатов хозяйственной  деятельности коммерческой фирмы, является прибыль.

      В практике хозяйственной деятельности предприятия различают несколько  видов прибыли: балансовая (валовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

      Балансовая (валовая) прибыль коммерческой фирмы характеризует совокупный эффект всей хозяйственной деятельности; это сумма прибылей коммерческой фирмы, полученная от всех видов хозяйственной деятельности.

      Слагаемыми  балансовой (валовой) прибыли являются:

    • прибыль (убыток) от реализации продукции (за выполненные работы, оказанные услуги);
    • прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
    • доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

      В практике хозяйственной деятельности, кроме этого, выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой величину балансовой (валовой) прибыли уменьшенной на сумму корректировок по доходам, исключаемых при расчете налога на прибыль (Мосин Е.Ф. Налогообложение прибыли и доходов предприятий и организаций: современное состояние и ближайшие перспективы. -2-е изд, перераб. И доп.- СПб: ЗАО "ЭЛБИ", 1999. -С. 52).

      Налогооблагаемая прибыль отличается от балансовой на величину превышения фактических затрат, включаемых в издержки обращения (превышение норм по командировочным расходам, по представительским расходам, по расходам на рекламу и др.) и уменьшается на сумму льгот по налогообложению прибыли и другие элементы.

      Другой  вид прибыли коммерческой фирмы - чистая прибыль - представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами, отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

      Чистая  прибыль также уменьшается на величину уплаченных в бюджет штрафов, пошлин и платежей на право торговли, в результате получаем прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.

      Прибыль в распоряжении предприятия представляет собой чистую прибыль за минусом  налогов, платежей, финансируемых из чистой прибыли.

      Показатели  прибыли являются важнейшими для оценки хозяйственной деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансовое благополучие.

      Результативность  деятельности предприятия оценивается  с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет.

      Относительными  показателями является система показателей  рентабельности, которые отражают уровень прибыльности относительно определенной базы. 

2. Анализ экономических показателей  коммерческой деятельности ООО «Строймаркет»

Информация о работе Анализ деятельности предприятия